|
||||||||||||||
Какой должна быть исповедь?«Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. AgionOros.ru продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые. О том, что грехи должны открыться или здесь, или там Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя, — скажет Он тебе, — и представлю пред лицем твоим грехи твоя1. И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2, 19.)2. Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред тысячами ангелов или людей, стыдясь, не подвергнуться обличению. Скажи мне: что лучше — здесь в церкви исповедаться одному Богу и духовному твоему отцу или там при стольких тысячах быть выставленным на позор?»3 О том, что, если останется неисповеданным один единственный грех, останутся непрощенными и прочие Но если ты исповедаешь все свои грехи и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными4, но ты прибавишь себе и еще один грех — святотатство, из-за этого сокрытия, как говорит в чине исповеди иерусалимский Хрисанф. Поэтому один учитель благоразумно советует тебе, если ты хочешь победить диавола, возбуждающего в тебе стыд, называть прежде всех остальных тот грех, которого наиболее стыдишься. О том, что исповедь должна быть решительной Ты должен исповедоваться решительно, то есть ты должен перед духовником принять твердое и непоколебимое решение, что предпочитаешь тысячи раз умереть, нежели еще раз согрешить по своей воле, при содействии божественной благодати, потому что, если ты не примешь такого решения в сердце своем, тебе принесет мало пользы сокрушение, мало пользы твоя исповедь и покаяние, как говорят все вообще учители5. Поэтому не принимающие такого решения одной рукой держатся за духовника, а другой за грех, исповедаются устами, а сердцем помышляют о том, чтобы снова совершить грех, уподобляясь этим псу, который, изблевав, возвращается к своей блевотине и свинье, которая омывшись, снова валяется в старой грязи, как говорит святой Петр: Случися бо им истинная притча:пес, возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный6. Они, как говорит священный Августин, не отсекают грех, но откладывают его на другое время, и исповедаются только по привычке, потому что наступает, предположим, Пасха или Рождество или потому, что им угрожает смерть, а не истинно. Читаем в Патерике, что один авва видел души, которые сходили в ад, как спускается снег на землю зимой. И почему? Не потому, что христиане не исповедаются (ибо редко кто умирает, не исповедавшись), но потому, что не исповедаются хорошо, с решимостью больше не грешить, потому, что не раздирают сердце свое истинной болью решительного исправления, но раздирают лишь свою одежду, согласно пророку, ложной и лицемерной болью: Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша7. И какую пользу ты получишь, брат мой, если скажешь только: я согрешил, каюсь? Точно так же «я согрешил» сказали и Саул8 и Иуда9, но это не принесло им пользы. Поэтому и великий Василий говорит, что не получает пользы от исповеди и вообще не исповедается говорящий только, что согрешил, однако пребывающий опять во грехе и не имеющий к нему ненависти, и что не получает никакой пользы от того, что духовник простил его неправды, если опять творит неправду: «Потому что и не тот, кто сказал: ”Я согрешил”, — исповедается, но, по псалму, нашедший свой грех и возненавидевший; ибо какая польза больному от усердия врача, когда он предается пагубным житейским удовольствиям? Так нет никакой пользы от прощенных неправд еще творящему неправду»10. Вся суть твоего покаяния заключается в том, чтобы решиться изменить жизнь11. Не говори: «Если смогу, исправлюсь» или: «Я хотел бы не грешить», не так, но скажи: «Я решил исправиться, хочу больше не грешить, с такой твердой, непоколебимой и решительной волей, как не желаю выпить чашу, наполненную ядом, как не желаю броситься в пропасть и как не желаю убить себя самого. ___ 1 Пс. 49, 21. 2 Смотри также и у божественного Златоуста, говорящего: «Там же увидим их [наши прегрешения] перед глазами, нагие и явные и восплачем там, но всуе» (Слово о том, что опасно слушающим и говорящим.). Смотри и свидетельство великого Василия о том, что мы увидим тогда каждый наш грех в таком виде, как он был совершен, в 8 главе «Поучения духовнику». 3 Том 7, слово 77. 4 Смотри страницу 208 «Грешников спасения» Агапия Ландоса, где упоминается одна женщина, которая хотя и исповедала некоему благоговейному духовнику все другие свои грехи, но не исповедала один большой грех. Поэтому послушник этого духовника видел, что каждый раз, когда она исповедовала один из своих грехов, у нее выползала изо рта змея, а в самом конце увидел большую змею, которая три раза высовывала голову изо рта этой женщины, но потом снова заползла обратно и не вышла. Поэтому и все остальные змеи, которые выползли перед этим, вернулись обратно и заползли в ее рот. И после своей смерти оная окаянная явилась своему духовнику и его послушнику сидящей на страшном драконе и сказала им, что попала в ад, потому что не исповедала тот грех. Говорит также и Иоанн Лествичник, что, не исповедав свои грехи, человек не может получить за них прощение: «Без исповеди никто не получит прощения»(Слово 4, о послушании). 5 Поэтому на странице 307 «Грешников спасения» читаем, что один священник церкви Богородицы, хотя и исповедал перед своей смертью с умилением и слезами все свои грехи, однако, не принял твердого решения больше не грешить, но его воля склонилась к желанию, если он останется жив, вернуться к прежним грехам. И потому этот несчастный попал в ад, как сам сказал об этом священнику той же церкви, явившись ему после своей смерти. 6 2 Пет. 2, 22. 7 Иоил. 2, 13. 8 См.: 1 Цар. 15, 24. 9 См.: Мф. 27, 4. 10 В неизданной Цепи толкований на Псалтирь Никиты. Псалом 35. 11 Мы видим, что так поступили ниневитяне, потому что сии не только постились и носили рубище все, от малого до великого, вплоть до самого царя, и плакали, и взывали к Богу со слезами и воздыханиями, но в первую очередь и прежде всего изменили свою жизнь и совершенно удалились от зла. Поэтому и Бог принял такое их покаяние, как подлинное и истинное, и не ниспроверг их, как предупреждал через Иону: И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10.). Но, поскольку впоследствии те же самые ниневитяне возвратились к своим первым злу и грехам, то и Бог ниспроверг и уничтожил их и их город, так что в нем поселились ехидны, и хамелеоны, и вороны, и всякие змеи, о чем упоминают пророк Наум во второй главе и особенно пророк Софония (См.: Соф. 2, 13.).
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2388 |