|
||||||||||||||
Ювенальная юстиция — угроза семье, обществу и государству»Тезисы доклада Павловой Л.О. — член Правления НП «Родительский комитет» на Общественных слушаниях. 24 ноября 2009 г. г. Москва Мы живем в эпоху перемен. За 15 лет мы стали жить в другом государстве. Изменились отношения собственности, жилищное, гражданское, уголовное законодательство. Мы живем по новой Конституции. Мы узнали, что такое права человека, что такое свобода слова и свобода вероисповедания. Одно оставалось неизменным в России более тысячи лет — понятие семьи, право семьи на независимость, право родителей воспитывать своих детей. Почему же так заволновалось общество, почему такое активное сопротивление населения попыткам очередных новаторов изменить семейное законодательство, попыткам протащить законопроекты под общим названием «ювенальная юстиция». Потому что наше общество вплотную подошло к коренному вопросу нашей жизни — вопросу изменения законодательства в области семейных отношений. Открыто трудно что-либо принципиально поменять в области семейных отношений и просто сказать, давайте примем законы, которые запретят родителям воспитывать детей. Нельзя насильно заставить любить, вступать в брак, рожать детей. Поэтому нам предлагают некую гуманную миссию — защита прав ребенка. Под видом заботы о ребенке и его правах нам предлагают новое ювенальное законодательство, новые ювенальные суды, которые будут заниматься детьми в отрыве от их родителей. Нам говорят, давайте защищать права малолетних преступников, не наказывать, но воспитывать их, но не предлагают защищать права потерпевших от преступников. Нам говорят о защите прав ребенка, не говоря об обязанностях ребенка. Родители же становятся объектом разнообразных санкций со стороны государства, начиная от отобрания ребенка из семьи, лишения родительских прав, вплоть до уголовного наказания и лишения свободы. Так что же такое ювенальная юстиция, кому и зачем она нужна и почему мы возражаем против нее. С 2000 г. в России лоббируется несколько законопроектов по изменению законодательства РФ в области уголовного судопроизводства и семейных отношений, а именно прав ребенка под общим названием « ювенальная юстиция», ориентированных на западное законодательство и противоречащие не только законодательству РФ, но и законодательной системе России в целом. Проекты по ювенальной юстиции были рассмотрены на парламентских слушаниях в ГД РФ, проводившимся комитетом ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей и в целом получили отрицательную оценку ученых, министерств и ведомств. Однако сторонники ювенальной юстиции продолжают приводить доводы о необходимости внедрения системы ювенальной юстиции в России. В целом доводы таковы: 1. Российская система законодательства без внедрения системы ювенальной юстиции не отвечает международным нормам защиты прав ребенка. Хочется отметить, что это не так. Во первых, международное законодательство не отвергает национальное законодательство. Каждое государство самостоятельно решает какая законодательная система наиболее отвечает интересам государства и нации в целом. Во- вторых, российское законодательство в области защиты прав ребенка на сегодня в сравнении со многими развитыми странами, например США является одним из прогрессивных и не противоречит международным нормам, к примеру Пекинским правилам, на которые ссылаются лоббисты ювенальной юстиции. Наоборот, по многим параметрам российские дети защищены лучше. Кроме того в нормах международного права указано, что дети имеют право воспитываться в культурных и религиозных традициях своей страны, определяемых родителями. 2. Необходимо из гуманных целей ориентировать законодательство РФ на воспитательные, а не карательные функции в отношении несовершеннолетних. Вопрос надо ли? Российское уголовное законодательство и сегодня предусматривает воспитательные функции по отношению к несовершеннолетним, судья обладает правом применить различное наказание, от воспитательных до карательных мер, может и прекратить дело за его малозначительностью к примеру, в связи с примирением сторон и т.д. Предлагаемая сторонниками ювенальной юстиции замена функции судебной власти — наказывать преступников на не свойственную ей воспитательную функцию изменяет суть самого суда и его назначения. 3. Существующая правовая система РФ не справляется с защитой прав ребенка. Однако с защитой каких именно прав ребенка не справляется существующая правовая система сторонники ювенальной юстиции нам не говорят. Мы согласны, к примеру, что право ребенка на жизнь не защищается нашей правовой системой с момента зарождения жизни, мы уверены, что приоритетное право матери на аборт находится в противоречии с правом ребенка на жизнь и с правом отца иметь детей. Однако право ребенка на жизнь не защищается сторонниками ювенальной юстиции. Надо бить в набат о том, что нет правовых норм по минимальным стандартам потребления для ребенка. Всем известны размеры пособий, минимальный размер алиментов и как они соответствуют хотя бы минимальной потребительской корзине. Но это также не интересует сторонников ювенальной юстиции. Мы подтверждаем, что снижаются правовые гарантии детей на всеобщее, равное и бесплатное права на образование ( дошкольное, школьное и высшее). Возможности ребенка на качественное образование из бедной семьи, проживающего в малых городах и деревнях уже на сегодня значительно снижены. Это тоже не интересует ювенальную юстицию. Мы подтверждаем, что до сих пор нет закона об информационной безопасности ребенка, и СМИ полны жестокости, насилия и Россия при этом ратифицирует Европейскую социальную хартию, которая открывает дорогу обязательному сексуальному просвещению в школе, как это уже принято в странах Европейского союза. С трибуны парламента и СМИ также говорят не об этом. Сторонниками ювенальной юстиции не говориться о том, что крайне низка исполнительная дисциплина чиновников, работающих в области защиты семьи, они уже на сегодня имеют крайне широкие полномочия на вмешательство в дела семьи. В вопросах, защиты интересов ребенка часто срабатывает субъективный фактор, административный ресурс. Все это при отсутствии объективных критериев создает основу для злоупотреблений чиновников. Плохо и не объективно расследуются многие дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних. Органы МВД и прокуратуры часто формально относятся к своим обязанностям по защите интересов детей, проведению расследования уголовных дел, по которым проходят несовершеннолетние. Именно этот фактор часто является причиной принятия неправосудных решений. В итоге дети стали товаром, известны и цены… Поэтому первоочередной вопрос об ответственности чиновников, сотрудников МВД и прокуратуры за искалеченные детские судьбы, их не надлежащую работу переводится в другое русло. Нам говорят, что ювенальная юстиция нас спасет. Но заниматься вопросами защиты детей, будут все те же чиновники, только с еще более широкими полномочиями и настроем на карательные функции в отношении родителей. Вместе с этим в СМИ, как из рога изобилия идут душераздирающие истории о родителях извергах с выводом об ужесточении наказания родителей. Недавно был закончен судебных процесс о родителях, признанных виновными в убийстве ребенка. Присяжные признали их не достойными снисхождения. Им грозит пожизненное заключение. Что же здесь ужесточать при моратории на смертную казнь. 4. России нужны ювенальные технологии, а не ювенальные суды. Этот тезис сторонников ювенальной юстиции в условиях мирового кризиса и отсутствия в России средств и судебных кадров очень своевременен и конечно связан не с изменением точки зрения на проблему. Восемь лет борьбы за ювенальные суды и отказ от ювенальных судов ярых сторонников ювенальной юстиции по крайне мере нелогичен. Как говорят, не верю… На парламентских слушаниях 12.11.2009 в ГД РФ его участникам предлагалось обсудить рекомендации по улучшению работы комиссий по делам несовершеннолетних. Однако на это слушание в Российский парламент были приглашены представители ООН «ЮНИСЕФ» по правам ребенка и человека, представитель госдепартамента юстиции США. Все они с трибуны нашей Государственной Думы говорили четко и открыто о том, что им не понятно, почему речь идет о каких-то технологиях, что ювенальная юстиция — это система. И она связана с семьей. Основные возражения противников ювенальной юстиции: 1. Предлагаемые проекты противоречат конституционным основам РФ, действующему законодательству РФ, регулирующему деятельность судебной системы, правоохранительной и пенитенциарной систем РФ. Предложения лоббистов ювенальной системы ориентированны на внедрение в РФ чуждой англо-американской системы права, направлены на точечные изменения в законодательства, разрушают при этом всю систему судебных, правоохранительных и исполнительных органов. 2. У сторонников ювенальной юстиции отсутствует единая концепция изменений семейного законодательства, судебной и правоохранительных систем, научная, практическая обоснованность, полный финансовый просчет бюджетных затрат вносимых предложений, их соответствие традиционным духовно-нравственным ценностям и религиозным установкам. Например, нам уже предлагается внести изменения в семейное законодательство и дать определения семьи юридической и фактической, полной неполной, традиционной и альтернативной (надо понимать гомосексуальной или лесбиянской). Господин Жириновский предложил вообще разрешить два брака ( старая жена и новая жена) и так далее. И все это серьезно предлагалось с трибуны парламента в октябре этого года, на слушаниях, организованных комитетом по вопросам семьи. Дать подобные определения — эта значит разрушить понятие семьи и систему семейной жизни в России. 3. Создание ювенальных судов, которые принимают на себя функции воспитательных, контролирующих и правоохранительных органов, ведет к смешению органов судебной и исполнительной власти, нарушается конституционный принцип разделений властей. 4. Переориентация уголовных судов на воспитательные функции и минимизацию мер наказаний, связанных с лишением свободы, как то предлагают сторонники ювенальной юстиции, изменяет сущность суда и всей судебной системы, и ведет к изменению конституционных основ. Нам предлагается на полном серьезе возложить на помощников судей досудебные переговоры подсудимого и потерпевшего о примирении. Это уже практикуется в рамках ювенальных технологий ( Ульяновская область), что граничит с уголовным преступлением. Подобные тенденции ( безнаказанность и прямая законодательная поддержка), скрывают подлинную статистику преступлений несовершеннолетних, открывают прямую возможность для расширения преступности среди нарко — и алкогольно зависимой молодежи, дают быстрый рост коррупции и взяточничества в судебных органах, безответственность правоохранительных органов за результаты работы с несовершеннолетними. 5. Ювенальная юстиция сводит на нет принцип независимости семьи. разрушает авторитет родителей, направлена на разрушение кровной семьи, традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. Результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне отрицательные результаты: возрастание преступности среди несовершеннолетних, распад семейных связей, попирание прав родителей, распространение порочных привычек среди молодежи, активный протест родителей, увеличение количества дел по лишению родительских прав. На парламентских слушаниях в ГД РФ внесено предложение о создание региональных баз неблагополучных семей. Понятно, что, попав однажды в подобный список вряд ли удастся «отмыться». А ведь для этого будет достаточно простого заявления или звонка соседей о неладах в вашей семье. Это ли не вмешательство в дела семьи. Но все под благим намерением помочь детям. Практикуется незаконное вмешательство в жизнь семьи различных чиновников, органов социальной защиты и органов опеки с правом диктата условий жизни и системы воспитания в семье. Создаются новые чиновничьи структуры, деятельность которых направлена исключительно на контроль над семьей, изъятие детей из семьи, их помещение в приемные семьи, усыновление. В целом подобная политика противоречит основным направлениям российской семейной политики, направленной на поддержку и укрепление, прежде всего кровной семьи, ее защиту. Вывод: 1. Предложения сторонников ювенальной юстиции не содержат мер по реальному улучшению положения ребенка в РФ, не решают вопросов защиты основных прав и интересов прав ребенка: права на жизнь, права воспитываться своими родителями, права на достойное обеспечение, образование, охрану здоровья, прав на дополнительные гарантии всего этого со стороны государства, а направлены исключительно на реформирование российского законодательства по западным образцам, способствуют разрушению традиционных семейных ценностей и снижению ответственности несовершеннолетних преступников. 2. Законопроекты по созданию ювенальных судов и системы ювенальной юстиции противоречат конституционному принципу защиты семьи государством, ее независимости, исключают родителей из системы воспитания детей; разрушает единую действующую в РФ судебную и правоохранительные системы. Размытие функций чиновников, судебной и правых систем способствует коррумпированности исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов, не соответствует национальным интересам России, отрицательно воспринимаются обществом в целом, противоречат традиционным духовно-нравственным установкам общества и основных религиозных конфессий. 3. Насильственное внедрение системы ювенальной юстиции, вмешательство в дела семьи ведет к общественной нестабильности общества, не будет поддержано обществом и религиозными конфессиями.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4743 |