Опубликовано 04.02.2013 в рубрике  Новостная лента
 

Преподобный Максим Грек: беседа со властью


Господь судил так, что именно с преподобного Максима Грека, насельника Афона, получившего хорошее образование в Европе, берет начало систематическая русская религиозная политико-правовая мысль. Конечно, и до него писал Иларион, схимник Печерский, и Даниил Заточник, и некоторые другие. Но именно в трудах святого Максима вопросы отправления правосудия, формы правления, образа государя получили богословское и философски-логическое обоснование.
 
Преподобный Максим Грек: беседа со властью
Известно, что писал преподобный много. Все его труды можно разделить на три основные группы: догматические, полемические, нравственные. В некоторых из них он довольно часто касается современной ему политики и правосудия.

Рассуждения святого часто носят аллегорический характер. Так, например, власть он представляет в виде некой жены, которую однажды встретил, идя “по трудному и многоскорбному пути”, горько и неутешно рыдающую, одетую в черную одежду, наподобие той, что носят вдовы, окруженную хищными зверями: львами, медведями, волками и лисицами. Пытаясь выяснить причины плача, преподобный узнал, что зовут женщину Василией, что она “одна из дочерей Небесного Отца”, и рыдает она от того, что ею обладающие правители перестали заботиться о своем служении народу, и стали самодержцами в худшем смысле этого слова.

Перед этим Женщина-Власть пытается уберечь Максима от беды, отговаривает его от диалога с ней, заявляя что современные правители настолько заматерели в злобе и жестокости, что любой, даже самый благожелательный и дружеский совет воспринимают как угрозу собственному положению и всячески гонят всех критиков и оппозиционеров.

Преподобный настаивает на разговоре, Василия предпринимает последнюю попытку увещевания Максима: “Не хотела я, о странник, поведать тебе то, что касается меня, опасаясь, чтобы ты, предав это писанию, не навлек на себя ненависти со стороны тех, которые отвращаются и ненавидят поучения старцев, и которые этим более, чем всяким другим общественным недугом, навлекают окончательную погибель на начальников и властей народных”. Однако, видя твердость вопрошающего, начинает горестный рассказ.

Преподобный Максим Грек: беседа со властью
Василий III (1479 — 1533)

По ее словам, многие правители и цари не понимают природы и сущности власти. В идеале власть для граждан или подданных – крепость и утверждение; в реалиях же современного мира она превратилась в “пагубу и постоянное смятение”. В результате вместо отца-правителя, люди получают мучителя на троне, который своими делами бесчестит “Василию”, и ввергает себя в скорби и болезни, “получая от Вышнего достойное своего безумия возмездие”.

Главными соблазнами для власть придержащих становятся “сребролюбие и лихоимство”, они “мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведении многоценных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ”.

В качестве образца правильного правителя, Василия приводит ветхозаветного царя Давида. Его слова: «не уповайте на неправду, и на восхищенье не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца» – она приводит в качестве девиза для современных властей.

Неправда нынешних правителей имеет свою причину в том, что в них погас “Божественный свет”, который “просвещает всякого человека, грядущего в мир”. В результате, цари обычно отходят от истинной веры, ищут сторонников среди подобных им развращенных языческих вождей соседних государств; заводят дружбу со всякого рода злокозненными персонажами, а для своего народа становятся притеснителями и угнетателями.

Интересно, что святой Максим, государственно-политическая мысль которого полностью базируется на библейском учении, допускает право подданных свергнуть правителя, в результате многочисленных бесчинств ставшего тираном для народа. Логика его рассуждений строится следующим образом: злоба, всевластие и грех ослепляют царя, он становится безумным, в результате не может править для пользы народа, поэтому нуждается в замене. Также святой Максим высказывает мысль, что править царь должен не один. В делах управления ему необходим совет бояр и князей, особый “синклит” благоразумных, после рассуждения которых и надо принимать значимые для государства решения.

Преподобный Максим Грек: беседа со властью

Василий III вводит во дворец невесту Елену Глинскую, за брак с которой и за развод с первой супругой обличал царя Максим Грек

Правление безумных тиранов не может продолжаться бесконечно: “То есть, ты думал про себя, что как ты относишься с бесчувствием ко всяким беззакониям и неправдам, и, видя обидящих, молчишь, и нет тебе никакого дела до тех, которые согласно с твоим неправедным мудрованием обижают других, и не мстишь им за обиженных ими, думаешь ли ты, что и Я, подобно тебе, премолчу ваши неправды и богомерзкие осквернения, и не отомщу за вопиющих ко Мне непрестанно на вас и горько плачущих по причине своих бед, какие терпят они от вас? Нет! нет! Я праведный Судья, и обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя”.

В другом своем слове преподобный Максим подробно останавливается на вопросе геополитических отношений. Отметив, что “земное же достохвальное и благочестивое царство украшает и ведет всегда к лучшему преуспеянию богодарованная премудрость благоверного царя, растворенная всякою правдою и кротостью, попеченьем о подчиненных и доброхотным расположеньем к нам”, святой Максим высказывает следующую мысль: “такую державу все окружающие ее соседние народы и любят и почитают за ее многую правоту и за справедливость православных князей и бояр, помогающих царю в управлении и судящих без мзды. С такою державою все соседние народы желают находиться всегда в мире”.

То есть, условием бесконфликтности на международной арене является внутренняя порядочность и милосердие по отношению к подданным: “где правда, там непременно изобилует и мир, а не напротив”. Эта идея вполне соответствует ветхозаветной истории. Многие пророки отмечали, что причиной войн против Израиля была именно жестокость царей против своего народа, и, как следствие проявившегося греха, отступление от Истинного Бога.

В свете идей преподобного Максима следует признать, что участившиеся в наше время военные конфликты свидетельствуют о все большем отступлении мировых правителей от Божественной правды. Об этом же говорит и милитаристская риторика государств, увеличение расходов на оборону; обрастание технологической мощью и многочисленной армией. Преподобне отче Максиме, оборони нас…

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1820


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930