|
||||||||||||||
Преподобный Максим Грек: беседа со властьюГосподь судил так, что именно с преподобного Максима Грека, насельника Афона, получившего хорошее образование в Европе, берет начало систематическая русская религиозная политико-правовая мысль. Конечно, и до него писал Иларион, схимник Печерский, и Даниил Заточник, и некоторые другие. Но именно в трудах святого Максима вопросы отправления правосудия, формы правления, образа государя получили богословское и философски-логическое обоснование. Известно, что писал преподобный много. Все его труды можно разделить на три основные группы: догматические, полемические, нравственные. В некоторых из них он довольно часто касается современной ему политики и правосудия. Рассуждения святого часто носят аллегорический характер. Так, например, власть он представляет в виде некой жены, которую однажды встретил, идя “по трудному и многоскорбному пути”, горько и неутешно рыдающую, одетую в черную одежду, наподобие той, что носят вдовы, окруженную хищными зверями: львами, медведями, волками и лисицами. Пытаясь выяснить причины плача, преподобный узнал, что зовут женщину Василией, что она “одна из дочерей Небесного Отца”, и рыдает она от того, что ею обладающие правители перестали заботиться о своем служении народу, и стали самодержцами в худшем смысле этого слова. Перед этим Женщина-Власть пытается уберечь Максима от беды, отговаривает его от диалога с ней, заявляя что современные правители настолько заматерели в злобе и жестокости, что любой, даже самый благожелательный и дружеский совет воспринимают как угрозу собственному положению и всячески гонят всех критиков и оппозиционеров. Преподобный настаивает на разговоре, Василия предпринимает последнюю попытку увещевания Максима: “Не хотела я, о странник, поведать тебе то, что касается меня, опасаясь, чтобы ты, предав это писанию, не навлек на себя ненависти со стороны тех, которые отвращаются и ненавидят поучения старцев, и которые этим более, чем всяким другим общественным недугом, навлекают окончательную погибель на начальников и властей народных”. Однако, видя твердость вопрошающего, начинает горестный рассказ. Василий III (1479 — 1533) По ее словам, многие правители и цари не понимают природы и сущности власти. В идеале власть для граждан или подданных – крепость и утверждение; в реалиях же современного мира она превратилась в “пагубу и постоянное смятение”. В результате вместо отца-правителя, люди получают мучителя на троне, который своими делами бесчестит “Василию”, и ввергает себя в скорби и болезни, “получая от Вышнего достойное своего безумия возмездие”. Главными соблазнами для власть придержащих становятся “сребролюбие и лихоимство”, они “мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведении многоценных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ”. В качестве образца правильного правителя, Василия приводит ветхозаветного царя Давида. Его слова: «не уповайте на неправду, и на восхищенье не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца» – она приводит в качестве девиза для современных властей. Неправда нынешних правителей имеет свою причину в том, что в них погас “Божественный свет”, который “просвещает всякого человека, грядущего в мир”. В результате, цари обычно отходят от истинной веры, ищут сторонников среди подобных им развращенных языческих вождей соседних государств; заводят дружбу со всякого рода злокозненными персонажами, а для своего народа становятся притеснителями и угнетателями. Интересно, что святой Максим, государственно-политическая мысль которого полностью базируется на библейском учении, допускает право подданных свергнуть правителя, в результате многочисленных бесчинств ставшего тираном для народа. Логика его рассуждений строится следующим образом: злоба, всевластие и грех ослепляют царя, он становится безумным, в результате не может править для пользы народа, поэтому нуждается в замене. Также святой Максим высказывает мысль, что править царь должен не один. В делах управления ему необходим совет бояр и князей, особый “синклит” благоразумных, после рассуждения которых и надо принимать значимые для государства решения. Василий III вводит во дворец невесту Елену Глинскую, за брак с которой и за развод с первой супругой обличал царя Максим Грек Правление безумных тиранов не может продолжаться бесконечно: “То есть, ты думал про себя, что как ты относишься с бесчувствием ко всяким беззакониям и неправдам, и, видя обидящих, молчишь, и нет тебе никакого дела до тех, которые согласно с твоим неправедным мудрованием обижают других, и не мстишь им за обиженных ими, думаешь ли ты, что и Я, подобно тебе, премолчу ваши неправды и богомерзкие осквернения, и не отомщу за вопиющих ко Мне непрестанно на вас и горько плачущих по причине своих бед, какие терпят они от вас? Нет! нет! Я праведный Судья, и обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя”. В другом своем слове преподобный Максим подробно останавливается на вопросе геополитических отношений. Отметив, что “земное же достохвальное и благочестивое царство украшает и ведет всегда к лучшему преуспеянию богодарованная премудрость благоверного царя, растворенная всякою правдою и кротостью, попеченьем о подчиненных и доброхотным расположеньем к нам”, святой Максим высказывает следующую мысль: “такую державу все окружающие ее соседние народы и любят и почитают за ее многую правоту и за справедливость православных князей и бояр, помогающих царю в управлении и судящих без мзды. С такою державою все соседние народы желают находиться всегда в мире”. То есть, условием бесконфликтности на международной арене является внутренняя порядочность и милосердие по отношению к подданным: “где правда, там непременно изобилует и мир, а не напротив”. Эта идея вполне соответствует ветхозаветной истории. Многие пророки отмечали, что причиной войн против Израиля была именно жестокость царей против своего народа, и, как следствие проявившегося греха, отступление от Истинного Бога. В свете идей преподобного Максима следует признать, что участившиеся в наше время военные конфликты свидетельствуют о все большем отступлении мировых правителей от Божественной правды. Об этом же говорит и милитаристская риторика государств, увеличение расходов на оборону; обрастание технологической мощью и многочисленной армией. Преподобне отче Максиме, оборони нас…
Образование и Православие / Роман Булочев, "Православие и Мир" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1820 |