|
||||||||||||||
Обращение митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия к участникам церемонии закрытия XXI Международных Рождественских чтений26 января 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир». К участникам церемонии обратился председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. 24-27 января 2013 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXI Международные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир». Крупнейший в России церковно-общественный форум собрал за 4 дня активной работы свыше 10 тысяч участников: педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей 148 епархий Русской Православной Церкви из России, а также Белоруссии, Украины, Молдовы, Латвии, Эстонии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, Греции и Грузии. 54 архиерея возглавили, либо принимали участие в работе конференций, секций и круглых столов. Приветствия в адрес участников Чтений направили Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин, министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. В открытии Чтений принимали участие члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Борисович Иванов, первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Викторович Ливанов, министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов, заместитель председателя Государственной Думы Людмила Ивановна Швецова, председатель Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Евгеньевич Нилов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Николаевич Горбенко, президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров и другие. В этом году в рамках Чтений были организованы Парламентские встречи в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, состоялись пленарное заседание и шесть секций. Во встречах приняли участие вице-спикеры Думы, главы профильных думских комитетов, руководители Синодальных отделов и главы митрополий, сотрудники министерств, специалисты-практики в тех или иных отраслях. Форум, ставший итогом соработничества Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Межфракционной депутатской группы по защите традиционных христианских ценностей, показал практическую необходимость такого формата встреч, на которых обсуждаются базисные общественнозначимые законодательные инициативы и сложившаяся правовая практика, касающаяся религиозных объединений. Поэтому принято решение о ежегодном проведении Рождественских парламентских встреч как одного из направлений Международных Рождественских образовательных чтений. В Парламентских встречах, в торжественном открытии и в работе направлений Рождественских чтений принимали участие представители международных законодательных институтов: Верховной Рады Украины, Сейма Латвии, Верховного Совета Приднестровья, Лиги русской молодежи Молдовы. Впервые работа двух секций «Церковь семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе» и «Роль литературы в формировании духовно-нравственном формировании общества» состоялась в Общественной палате Российской Федерации. В работе Чтений активно участвовали священнослужители, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Правительства г. Москвы и регионов России, председатели и представители всех Синодальных структур Русской Православной Церкви, представители традиционных конфессий, общественных организаций, деятели науки, в том числе действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, деятели культуры и искусства, руководители органов управления образованием, заведующие дошкольными учебными организациями, директора и учителя образовательных школ и гимназий, преподаватели и студенты высших учебных заведений России, духовных школ. В этом году на Чтениях были представлены 126 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья (из них 74 московских, 46 из других городов России, 6 зарубежных). В рамках семнадцати направлений Чтений, организованных в этом году, прошло 145 мероприятий, среди которых 25 конференций, 49 секций, 38 круглых столов, 19 семинаров, 14 мастер-классов, 5 диалог-клубов, 3 совещания. Они проводились в Государственной Думе, Храме Христа Спасителя и других храмах Москвы, в Патриарших палатах Московского Кремля, в Новоспасском, Даниловом, Донском, Николо-Угрешском и Высоко-Петровском монастырях, Марфо-Мариинской обители, Синодальных отделах, Московском городском Доме учителя, в МГУ им. Ломоносова и других вузах Москвы, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Российском православном университете, в образовательных, культурных и духовно-просветительских центрах, школах, музеях и т.д. — всего на 64-х площадках. Были обсуждены основные аспекты образовательной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви, вопросы развития богословской мысли, социального служения, церковной миссии и многие другие. В течение всего 2012 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений проводились Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и Всероссийский конкурс детского творчества «Красота Божьего мира». Награждение победителей конкурсов прошло во время торжественного открытия Чтений и перед началом церемонии закрытия Чтений. В рамках конкурса «За нравственный подвиг учителя» победители были определены в семи номинациях: «Лучшая инновационная разработка года», «Лучшее педагогическое исследование года», «Лучший издательский проект», «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», «Педагоги высшей школы — средней школе», «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения». К награждению были представлены 6 педагогических работников и 8 авторских коллективов. Конкурс «Красота Божьего мира» проводился в трех возрастных категориях в номинациях «Основная тематика», «Православная икона» и «Роспись по фарфору». В этом году к награждению представлены 31 автор творческих работ, самому младшему из которых — 4 года. Среди основных мероприятий Чтений:
В ходе подведения итогов прошедшего 2012 года было отмечено, что: — во всех общеобразовательных школах России, в основной части школьной программы началось преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», улучшилось качество образовательной деятельности в православных общеобразовательных учреждениях, больше внимания со стороны Церкви и государства стало уделяться развитию дошкольного образования; — 29 декабря 2012 года Президент России В.В. Путин подписал новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В процессе активного участия в доработке законопроекта представителей Русской Православной Церкви в статью № 87 Закона включены важные нормы, регламентирующие привлечение конфессий к подготовке учебных программ, конфессиональной экспертизе учебных пособий по религиозной культуре, преподаванию теологии в высших учебных заведениях, утверждению кандидатур педагогических работников, а также было закреплено право духовных образовательных организаций реализовывать образовательные программы среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; — олимпиада по «Основам православной культуры», проводимая Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в соработничестве с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Фондом просвещения «Мета», приобрела всероссийский масштаб. В 2012 году в Олимпиаде приняло участие 140 тысяч школьников из 47 регионов России; — благодаря активной деятельности экспертных органов при Издательском Совете и Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви существенно улучшилось качество православной литературы, распространяемой через церковную торговую сеть, а также учебных пособий для воскресных школ, учебников по «Основам православной культуры» и др. Участники Чтений наметили перспективные направления деятельности православного сообщества в сфере образования и духовно-нравственного воспитания, в том числе: дошкольного и школьного, высшего теологического образования, повышения образовательного уровня монашества, развития катехизической деятельности и системы воскресных школ, просветительской работы с молодежью, военнослужащими, казачеством, заключенными, а также темы ювенальной юстиции и электронного контроля. Конкретные предложения были выказаны по таким важным темам как: — практическая реализация положений нового закона «Об образовании в Российской Федерации» как основы для дальнейшего развития преподавания знаний о культуре религии в общеобразовательных школах и теологии в вузах; — обеспечение равного с государственными школами финансирования православных образовательных организаций как ориентированных на социально незащищенные слои населения и дающих традиционное образование; — расширение сети православных детских садов во всех епархиях Русской Православной Церкви; — разработка и реализация Концепции расширения курса ОРКСЭ по всем ступеням общего среднего образования; — полноценная профессиональная подготовка учителей по «Основам православной культуры»; — разработка новых учебных пособий по «Основам православной культуры»; — распространение преподавания «Основ православной культуры» в русских школах за рубежом, в том числе, в школах при посольствах Российской Федерации; — развитие, стандартизация и контроль качества деятельности воскресных школ при приходах, создание на их базе центров по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и взрослых; — создание систем подготовки кадров и обеспечения методическими материалами педагогов воскресных школ, катехизаторов, преподавателей «Основ православной культуры», миссионеров, священнослужителей, окормляющих военнослужащих, казачество, заключенных; — разработка единого учебно-методического комплекта для преподавания вероучительных предметов в воскресных школах; — дальнейшее развитие преподавания знаний о православной культуре в военных учебных заведениях и кадетских корпусах; — развитие высшего теологического образования, создание факультетов и кафедр теологии в региональных и центральных вузах, участие епархий Русской Православной Церкви в организации их работы; — координация деятельности между духовными учебными заведениями и университетами, епархиальными отделами религиозного образования, региональными министерствами образования и культуры; — защита и поддержка социального института семьи, материнства и детства, права детей жить и воспитываться в родной семье; — противодействие введению в России механизмов ювенальной юстиции в их либерально-секулярном варианте, в частности, новому законопроекту «О социальном патронате»; — выработка эффективного механизма сотрудничества церковных СМИ с государственными и частными теле- и радиоканалами; — организация системной работы с молодежью в форме православных братств, движения следопытов, организации летних лагерей, спортивных и патриотических мероприятий и т.д.; — улучшение материально-технических условий работы сотрудников епархиальных учреждений (епархиальных отделов религиозного образования, молодежных, информационных и др.), привлечение православной педагогической общественности в регионах к работе епархиальных учреждений; — разработка интегрированных курсов русского и церковнославянского языков для изучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, в других странах русского мира, славянских государствах, русских общинах за рубежом; — организация и развитие епархиальных центров защиты материнства с участием представителей органов власти и благотворителей; — создание общецерковной службы по координированию работы епархий в вопросах противодействия тоталитарным сектам и новым религиозным культам; — создание общецерковной базы данных о деятельности православных реабилитационных центров для наркозависимых; — возрождение монашества Русской Православной Церкви, повышение уровня духовной образованности насельников монастырей. В нынешнем году необходимо уделить особое внимание как организации информационной поддержки выбора ОПК на 2013/2014 учебный год, так и расширению практики преподавания ОРКСЭ на все ступени школьного образования. В феврале-марте этого года в Москве и регионах пройдут школьные собрания, посвященные организации выбора модуля в ОРКСЭ. К концу марта выбор модулей уже будет осуществлен. Важно не упустить эту возможность обратиться к родителям будущих четвероклассников. От слаженности нашей работы в этот короткий период во многом будет зависеть не только выбор предмета по религиозной культуре, но, в перспективе, жизненный выбор многих сегодняшних школьников. Общий итог Чтений и принципиальная позиция православного сообщества, выраженная в резолюциях отдельных направлений и Итоговом документе XXI Международных Рождественских образовательных чтений, — необходимо более активно участвовать в сохранении и упрочении традиционных нравственных основ современного мира в ходе диалога с государственными и общественными организациями, совершенствовать правовую основу участия традиционных религиозных организаций во всех социально значимых проектах, в первую очередь, в образовании и воспитании нового поколения граждан как наиболее важном и перспективном направлении для будущего нашей страны и Православной Церкви.
Образование и Православие / «Православное образование»/Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1737 |