|
||||||||||||||
Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского Меркурия на открытии XXI Международных Рождественских чтений24 января 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир». Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства! Уважаемые участники и гости XXI Международных Рождественских образовательных чтений! Говоря о системе религиозного образования в Русской Православной Церкви нужно подчеркнуть, что она призвана решать задачи сохранения и передачи новым поколениям традиционных христианских ценностей, используя для этого возможности всех уровней, типов и видов образования в современном обществе, самые передовые технологии и методики. Особенно важно чтобы первое знакомство с ценностными ориентирами христианства происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда, как известно, закладываются базовые нравственные и морально-этические мотивации. Именно этим определяется приоритетность совместных предстоящих трудов Синодального отдела религиозного образования и православного педагогического сообщества на ближайшую перспективу. Начало этому процессу положено в 2012 году созданием нормативного документа «Православный компонент дошкольного образования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Он разработан с учетом федеральных государственных требований как дополнение к «Стандарту православного компонента общего образования», принятому ранее. Введение «Православного компонента дошкольного образования» и Программы к нему позволит дошкольным учреждениям лучше ориентироваться в подборе материалов для воспитания детей на основе православного мировоззрения, обеспечит непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В связи с этим в Синодальном отделе были подготовлены и направлены в Министерство образования и науки поправки к действующим нормативным актам. Эта тема обсуждалась и в Общественной палате Российской Федерации, где наши предложения получили поддержку. В результате, в приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» были внесены изменения, следствием которых является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие ребенка, в том числе в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, интегрирующих этот компонент в свою образовательную программу. Это позволит на практике реализовывать преемственность в воспитании детей на основе традиционных ценностей, как в дошкольном возрасте, так и в процессе их дальнейшего обучения в средней школе, с учетом введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе. Для осуществления поставленных задач нужно озаботиться дальнейшим совершенствованием методических программ, наглядных пособий, дидактических игр и других вспомогательных материалов, в дополнение к уже существующим, а также к тиражированию имеющегося положительного опыта в регионах, через проведение тематических семинаров и конференций, при широком взаимодействии епархиальных ОРОиК и департаментов образования. Несколько слов о православных общеобразовательных школах. Не смотря на то, что с этой высокой трибуны уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания в епархиях православных школ, дела обстоят не самым благополучным образом. К сожалению, во многих епархиях до настоящего времени нет ни одной православной средней школы или гимназии, несмотря на то, что потребность в них велика. Трудности финансирования — вот основная причина этого. В новом законе «Об образовании» размеры бюджетных средств, выделяемых на поддержку конфессиональных школ, отнесены к компетенции субъектов Федерации. Поэтому, обращаясь к руководству регионов, еще раз прошу о поддержке наших православных школ. Напомню, что вскоре после прошлогодних Рождественских чтений на встрече с лидерами традиционных религиозных общин 8 февраля 2012 года тогда Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин дал четкое указание: «Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос — уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации» (конец цитаты). Мы считаем, что этого мнения тогда главы Правительства, а ныне Президента, гаранта Конституции и гражданского равноправия в нашей стране достаточно, чтобы внести необходимые нормы в федеральное законодательство. Однако до сих пор эта острая проблема не решена окончательно. Стирание отличий в финансировании между государственными и негосударственными учебными заведениями, выполняющими в полной мере государственный заказ на образование, будет способствовать и развитию имеющихся школ и гимназий, и открытию новых. Думаю, что на настоящий период времени почти каждая епархия, а уж тем более митрополия — не только может, но и должна иметь хотя бы одну православную школу или гимназию. В конце 2012 года Священным Синодом приняты документы, регламентирующие деятельность воскресных школ в Русской Православной Церкви. Они прошли широкое общественное, педагогическое и научное обсуждение. В этих документах заложен потенциал для создания полноценной системы воскресных школ, которая призвана качественно улучшить воспитание детей на основе православного вероучения. «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и Типовой устав определяют различные формы деятельности воскресных школ и определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый, обучающийся. Однако нужно пояснить, что стандарт учебно-воспитательной деятельности является рамочным документом, то есть ориентиром для приходских и монастырских воскресных школ. Объем знаний, который получает учащийся, должен быть не менее заданного уровня, а заложенные возможности предполагают постепенный путь развития воспитательной деятельности на приходе от воскресной учебно-воспитательной группы до полноценной воскресной школы, с перспективой ее развития до центра духовно-нравственного воспитания (с соответствующим юридическим статусом и дополнительными возможностями финансирования в том числе). Отсюда следует незамедлительность подготовки современных, качественных учебно-методических комплектов, отвечающих главным принципам, заложенным в Стандарте и программах по «Основам православной веры», других предметов и дисциплин входящих в учебную жизнь воскресной школы. Каждый учебный комплект должен быть создан с учетом возрастных психологических особенностей и включать в себя учебное пособие для учащегося, методическое пособие для учителя, рабочую тетрадь и медиасопровождение. Создание подобных универсальных комплектов поможет каждой конкретной школе не просто систематизировать образовательный процесс, но на начальных этапах стандартизации осуществлять стратегическое планирование собственного развития. Определенный опыт уже наработан. Необходимо привлекать к работе по учебно-методическому обеспечению лучшие церковные кадры, тех, кто уже имеет опыт работы в этой области. В этом творческом соработничестве с различными авторами Отдел видит свою первостепенную задачу. С тем, чтобы достигнуть единства в многообразии форм и методов, используемых в воскресных школах, не потеряв при этом динамики самобытного творческого развития получения практических знаний о Православии. Стандарт и Положение не преследуют целью сделать школы однотипными, исключая авторские и инновационные подходы, а наоборот — их приветствуют, ведь именно они создают индивидуальный облик школы. Не лишним будет напомнить, что не столько принятые документы, сколько искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку принять опыт Церкви и стать ее полноправным членом. Руководство и наставники воскресных школ должны помнить, что перед школой не ставится цель воспитать священнослужителя или монашествующего, но воспитать христианина, который при желании может себя реализовать в качестве, например, приходского миссионера, социального работника или катехизатора, при этом работая в светском учреждении. Важно отметить, что принятие этих документов вводит воскресные школы в единую образовательную систему Русской Православной Церкви. С 1 сентября 2012 года началось повсеместное преподавание во всех регионах России комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в обязательной части школьной программы, включающего предмет по выбору «Основы православной культуры» (ОПК). Синодальный отдел осуществляет мониторинг этого процесса в подавляющем большинстве епархий на территории России. Наиболее сложное, но и одновременно перспективное направление — работа с недавно образованными епархиями, находящимися на этапе становления и зачастую испытывающими кадровые трудности в налаживании полноценного взаимодействия со школой, государственными структурами. Еще на этапе подготовки к повсеместному преподаванию ОРКСЭ в ряде регионов выявились проблемы, сходные с теми, которые были в период апробации курса. Это и слабая информированность родителей, и сложности с подготовкой необходимого количества учителей, способных качественно преподавать православную культуру, и обеспечением свободы выбора модуля ОПК. Скоро новый учебный год, а значит новый этап выбора модуля. От Синодального и епархиальных отделов потребуются мобилизация усилий и координация действий для слаженного и эффективного участия в этом процессе. В прошедшем году трудности с выбором обозначились в некоторых регионах. Главная причина — сформированное десятилетиями отсутствие доверия со стороны руководства образовательных учреждений к новым предметам по религиозной культуре и представителям Церкви, приходящим на родительские собрания, а также зачастую слабая подготовленность представителей епархиальных структур, пытающихся разговаривать на языке церковной проповеди там, где необходим конструктивный диалог. Отмечу, что ни в одном из регионов нет объективных предпосылок к тому, чтобы родители совсем не выбрали ОПК. Считаю, что, несмотря на возможные технические сложности, подчас возникающие в процессе организации правильной процедуры выбора, управления образованием указанных регионов должны отказаться от политики жесткого администрирования и со своей стороны содействовать установлению конструктивных отношений с представителями Церкви, других традиционных религиозных организаций, педагогическим сообществом. Сегодня мы вполне можем решать возникающие проблемы в поле профессионального, конструктивного взаимодействия, с учетом интересов всех участвующих в этом проекте сторон. Призываю Преосвященных собратьев архипастырей и руководителей епархиальных отделов религиозного образования активно включаться в процесс диалога, проявлять разумную настойчивость и компетентность во всех вопросах, связанных с развитием религиозного образования в школе. Это совместное дело государства, Церкви, семьи и школы, должно совершаться в режиме социального партнерства, открытой совместной работы, оно «всерьез и надолго», как сказали бы ранее, самоустранение от этих партнерских отношений абсолютно бесперспективно. В этой связи следует обратить особое внимание на формирование в епархиях православного общественно-педагогического актива — тех людей, для которых православие, педагогика и воспитание являются неразделимыми понятиями. Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов по религиозным культурам. В 2012 году было выпущено несколько новых пособий по ОПК, прошедших конфессиональную церковную экспертизу. Широкое поле для взаимодействия в области улучшения качества учебно-методического обеспечения предметов по религиозной культуре открывает новый закон «Об образовании». На основании содержащихся в нем положений настало время приступить к выработке и закреплению механизма обязательной конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам, включаемым в федеральные перечни. По этому вопросу есть взаимопонимание с другими традиционными конфессиями, Министерством образования и науки России. Конечно, нами рекомендуются для использования в школах только те основные учебники, пособия, иные материалы по православной культуре, которые прошли церковную экспертизу в Синодальном отделе, или, что касается вспомогательных пособий, — в епархиях. С сожалением отмечу, что без участия Русской Православной Церкви и других конфессий в федеральной Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования были разработаны и размещены на сайте Академии по ОРКСЭ методические пособия к учебникам по ОПК и другим религиозными культурам издательства «Просвещение». Надеюсь, что мы сможем рекомендовать это пособие педагогам, но только после того, как оно пройдет экспертизу в нашем Экспертном совете, поскольку ответственность за качество учебного материала по православной культуре в сознании людей несет только Русская Православная Церковь, а не издательство или разработчик сами по себе. Опыт продуктивной совместной работы с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), Федеральным институтом развития образования (ФИРО), другими федеральными и региональными образовательными учреждениями не без труда, но накапливается. Так относительно программы бакалавриата, подготовленной в Федеральном институте развития образования принципиальная позиция Церкви, заключавшаяся в недопустимости преподавания всех модулей ОРКСЭ одним педагогом, была частично учтена, и сегодня, в рамках этой программы предусматривается возможность профильной подготовки учителя православной культуры. Обучение сейчас учителей на курсах повышения квалификации для ведения всех модулей ОРКСЭ мы рассматриваем лишь как вынужденное, временное явление, и от этой практики надо уходить, она не дает нужного качества подготовки. В перспективе, полноценная подготовка учителя православной культуры возможна лишь в контексте расширения курса ОРКСЭ по всем ступеням обучения в школе и здесь очень пригодится опыт многих региональных и столичных вузов, уже имеющих на сегодняшний день факультеты и кафедры, специализирующиеся на изучении Православия. О возможностях расширения преподавания предметов по основам религиозных культур и этике уточню, что в рамках методического объединения по курсу ОРКСЭ подготовлена «Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования». Работа над этим документом велась на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при непосредственном участии представителей традиционных религиозных организаций. Предварительно согласован следующий формат. Введение в начальной школе пропедевтического изучения основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника во 2-4 классах ориентировочно с 2014-2015 учебного года. Параллельно с этим подготовка учителей и учебно-методического обеспечения для введения систематического преподавания религиозной культуры по выбору на основной ступени, в 5-9 классах также ориентировочно с 2014-2015 учебного года. В старшей школе — подготовка и введение преподавания православной культуры в 10 классе (обобщающий курс) и возможность подготовки по желанию учащегося индивидуальной проектной работы по одному из предметов (модулей) курса в 11 классе. Концепция может быть успешно реализована при условии конструктивного рабочего взаимодействия в этом процессе органов власти, научных и образовательных центров, религиозных организаций, педагогического сообщества. Синодальный отдел к такой работе готов, включая наличие необходимых сотрудников и методических наработок. Катехизическая деятельность и ее совершенствование — еще одно приоритетное направление работы Отдела. Слаженная работа в сфере катехизации в епархии зависит не только от профильного епархиального отдела, но и от того, как в благочиниях и на приходах будут работать ответственные за катехизическое служение. Сейчас должности приходских педагогов-катехизаторов вводятся в крупных городских приходах и некоторых сельских приходах. Постепенно их деятельность даёт свои результаты. Синодальным отделом были разработаны, ВЦС утверждены и переданы в епархии документы — «Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению», «Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации». Данные рекомендации дают ориентиры для успешной деятельности начинающих эту работу, но не должны ограничивать ее в тех епархиях, где она уже налажена и активно развивается, например в Московской (областной) епархии, Екатеринбургской, Саратовской, Донской, Белгородской, Кемеровской и других митрополиях. На заседании Высшего Церковного Совета 30 ноября истекшего года были приняты документы, регламентирующие подготовку и аттестацию катехизаторов для епархий Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Они были разработаны Синодальным отделом вместе с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, что еще более подчеркивает не только статусность, но и соборный разум при принятии этих документов. В 2013 году специалисты Синодального отдела намерены организовать выездные межъепархиальные семинары-совещания по федеральным округам, в ходе которых провести рабочие встречи с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и обучающие курсы для педагогов-катехизаторов. Развитие этого перспективного направления призвано привлечь к работе наиболее активных мирян, содействовать развитию епархиальных курсов подготовки катехизаторов на основе кратко- и среднесрочных программ в объеме полубакалавриата, послужить их интеграции в единую общецерковную систему образования. Для широкого распространения традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной среде и обществе в целом необходимо дальнейшее развитие комплекса совместных мероприятий, общероссийских и региональных конкурсов, проектов, направленных на выявление успешного опыта в обучении и воспитании детей и молодежи, стимулирование и поощрение учащихся и педагогов. Решению этих задач традиционно способствуют Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» и Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», а также грантовый конкурс «Православная инициатива». По итогам конкурса «За нравственный подвиг учителя», созданного для укрепления взаимодействия светского и церковного образования, была проведена работа в федеральных округах для выявления наиболее успешных методик обучения и воспитания, приобщения детей и молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям. В этом году впервые на конкурс были присланы методические пособия для учителей по «Основам православной культуры». Конкурс «Красота Божьего мира» проводится уже 8 лет. Он служит для выявления и раскрытия молодых талантов, приобщения детей к православной художественной культуре, решает задачи духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания. За время проведения конкурса собрано более 70 тысяч работ, география конкурса постоянно расширяется, способствуя благому делу развития детского творчества. Сегодня конкурс не просто объединяет детей разных стран и национальностей, дает возможность творческого самовыражения и социализации для детей, живущих в приютах, но и служит добрым примером бескорыстного сотрудничества Правительства Москвы, Синодального отдела, благотворительного фонда «Мета». Призываю всех архипастырей, пастырей, педагогов, воспитателей, родителей к посильному участию и поддержке таких значимых проектов. Завершая выступление, хочу отметить, что за последние два с небольшим десятка лет, трудами православных педагогов, исходя из практического опыта церковно-государственного сотрудничества мы вплотную приблизились к завершающей стадии создания единой целостной системы религиозного образования в Русской Православной Церкви, которая, надеюсь, уже в самом ближайшем будущем найдет свое отражение в концептуальном общецерковном документе — «Образовательной концепции Русской Православной Церкви», которая готовится по благословению Его Святейшества. Главными принципами этой системы должны стать синергизм традиции и прогресса, творческое соработничество светской и церковной наук, гармония воспитания и всесторонних знаний. Позвольте еще раз выразить благодарность всем вам, трудящимся на ниве православного образования. Вашими усилиями и трудами, вашей сердечной заботой и духовным опытом во многом строится сегодня мир и благоденствие нашего Отечества. Желаю участникам Рождественских чтений помощи Божией, душевных сил и новых успехов в трудах на благородном поприще воспитания и образования. Благодарю за внимание.
Образование и Православие / Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1824 |