|
||||||||||||||
Жанна Лукашенкова: О хамстве школьников, внимательных глазах и личном пространствеПервое место во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2012 год заняла Жанна Лукашенкова, учитель русского языка, литературы и православной культуры МБОУ СОШ № 33 города Смоленска за работу «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности». Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Номинация «Лучшая инновационная разработка года». Жанна Васильевна Лукашенкова родилась в 1971 году в городе Починке Смоленской области. Окончила Смоленский педагогический институт в 1993 году. Предлагаем вниманию читателей беседы с ней - Говорят, то современные дети – сложные. - Современные дети – совершенно другие, не такие как мы. Они не принимают на веру все, что им говорят – они взвешивают каждое слово и могут задать много «неудобных» вопросов. Они не несутся стремглав выполнять любое указание, а рассуждают о необходимости предложенного и смело предлагают свои альтернативы. У них почти на все есть своя точка зрения. Они – другие. С ними непросто, но интересно… - Случается, что выкладываетесь, а отдачи нет, отсюда – усталость, бессилие? - Бывает, очень устаешь. Но так получается, что силы, которые дети у меня забирают, восстанавливаются благодаря этим же ученикам. У меня классы самые разные. Есть профильные, в которых дети учатся с увлечением, понимая, что это важно и нужно. Такие дети задают сложные вопросы, с ними интересно работать. Есть и универсальные классы, где нередко учатся дети из очень сложных семей, слабой мотивацией к учёбе. Но в любом классе находишь те глаза, которые очень внимательно и осознанно на тебя смотрят. И даже если класс слабый, детей сложно заинтересовать, увлечь творческой деятельностью, все равно с полной отдачей работаешь вот для этой одной пары глаз. И они подвигают работать дальше, искать материал и строить урок так, чтобы заинтересовать хотя бы еще двух, трех человек в таких сложных классах. Иногда кажется, что на уроке не получилось запланированного: и дети не работали, как хотелось бы, и ты не смог донести до них желаемого. Тогда-то и чувствуешь опустошение – силы потрачены, а должный результат отсутствует. Начинаешь анализировать урок с самого начала, корректировать. - Каким вспоминается ваше школьное время? Ведь детские школьные воспоминания нечасто бывают самыми светлыми… - Самое яркое, что было в моем детстве – деревня. Меня отвозили туда на лето к бабушке и дедушке, и я попадала в особый яркий мир, огромный, столько в себя вмещающий! Речка, гуси, пчелы, кино в деревенском клубе по вечерам, беззаботная радость – из всего этого, как из фрагментов мозаики складывались незабываемые каникулы. Но и школьные воспоминания у меня очень светлые. Даже и о пионерской и комсомольской организациях, которым мы тогда принадлежали. Если отбросить всю идеологическую шелуху, которая особо на нас и не отражалась, деятельность той же комсомольской организации подвигала нас к учебе, к исправлению. Нам, комсомольцам, стыдно было быть плохими: нарушителями дисциплины, отстающими. Если кто-то отставал в учебе, мы брали таких ребят на поруки, помогали им, что могли – объясняли. Даже сами к учителям подходили: «Спросите такого-то ученика, он все понял, выучил и расстроится, если его не спросите». И делалось это, чтобы помочь однокласснику, и отстающие чувствовали, что они тоже в команде, старались подтянуться. Мне повезло: наш класс был очень дружный. В этом году будем отмечать 25 лет со дня окончания школы. Разлетелись по всей стране – от Москвы до Петропавловска-Камчатского. И все это время держимся друг за друга, с удовольствием общаемся. У меня очень трудолюбивая, внимательная мама. Она 42 года работала и руководила статистическим районным отделом. Полностью отдавала себя работе. Глядя, как усердно и вдохновенно она трудится, я удивлялась — как можно любить сухие цифры, безжизненные таблицы; как можно всегда так доброжелательно встречать каждого, идущего к ней с отчетами. И своим примером она учила меня скрупулезности, внимательности, любви к тому делу, которому ты посвящаешь жизнь. - Почему решили поступать именно на филологический факультет? - На самом деле я выбрала филологическое отделение случайно. Знала, что хочу работать в школе, люблю детей, и собиралась поступать в институт, на факультет начальных классов. Целый год ездила в Смоленск на подготовительные курсы, практически была готова к экзаменам. Но так случилось, что я и ещё три одноклассницы, посоветовавшись, решили не разлучаться и в студенческой жизни, и подали документы на филологический. Когда приехала домой и сообщила об этом решении маме, она только руками всплеснула: «Ну что ж, готовься!» - Если говорить о каких-то явлениях современности, что вызывает наибольшее огорчение? - Меня очень расстраивает, что молодежь, которая приходит в школу, отработав месяц- два, уходит. Причем, я говорю о талантливой молодёжи, которая, будучи студентами, с увлечением проходила педагогическую практику в школе, занималась с ребятишками внеурочной деятельностью. Мы видим их заинтересованность, желание работать. Но, не успев приступить к профессии, они уходят. Думаешь, почему так, ведь буквально жили в школе. А потом понимаешь – почему. Толчком подать заявление об уходе нередко становится первая зарплата. Говорить о небольшой зарплате и педагогических буднях от звонка до звонка – это одно. А вот когда они видят эту зарплату воочию …. Тогда с удивлением спрашивают: «А как же жить? Как устраивать семью, на что содержать, развивать собственных детей?» Увы, талантливые молодые специалисты из школы уходят…. Так что средний возраст учителя у нас в школе – 40 лет. - Что вас может рассердить? - Если на уроке сталкиваюсь с хамством ученика. Тогда приходится замолчать…. Молчание, бывает, лечит и более слов воспитывает. - Какие ученики вам особенно запоминаются? - Были ученики, которые умели вести диалог на уроке, будь то русский язык или литература. Задавали вопросы, которые не имели отношения к учебному материалу, но интересовали их молодой пытливый ум… Потом, окончив школу, поступив в вузы, они раскрыли секрет своих поступков: к ним на перемене подходили одноклассники, не подготовившиеся к уроку, и канючили: «Ну начни задавать вопросы». И вопросы были готовы: о возможности любви с первого взгляда, о главенстве в семье, о верности, о настоящей дружбе…. Главное для них было «протянуть» время урока, предназначенное на проверку домашнего задания. Иногда позволяла себя «увести в сторону». Но на самом-то деле мы обсуждали темы, имеющие в жизни человека настоящую ценность. Выпускники признавались, что такие минуты урока для них были значимы… - Удается разграничить работу и пространство личной жизни вне работы? - Оказалось, что это невозможно. Хотя я всегда себе напоминаю: «Ты переступила порог школы, тебя ждет семья». Но полностью, в итоге, абстрагироваться не получается. Занятия у меня начинаются в обеденное время, в 12.00, в 14. 00. часов. Заканчиваются в 19.00. После школы – домой, готовлю ужин, кормлю семью. Моя семья - муж, дочка-студентка и кот. Семья накормлена, какие события у кого случились за день — обсудили. В 21 – 22 часа иду готовиться к урокам, проверять тетради. Проверки – три пачки тетрадей в день. Встать необходимо пораньше — подобрать интересный материал к уроку… Учителю необходимо время и на самообразование. - Близкие не обижаются, что им достается не так много времени, как работе? - Они, наверное, уже привыкли. И совершенно понимающе воспринимают, что в канве нашего семейного разговора нередки фразы: «а вот мои дети», «а вот в моей в школе». В выходные и во время летнего отпуска, я стараюсь компенсировать то внимание, которое не додала в течение учебного года. - Ваше отношение к вере? — Я хотела бы себя считать верующим человеком… Все началось в самом начале моей педагогической деятельности, когда я пришла работать в школу. Мы с детьми решили сходить на экскурсию в храм. Мне было просто интересно, дети тоже поддержали, дружно собрались, пришла даже девочка из семьи баптистов. Это был мой осознанный интерес к православию… А когда я была маленькой, несмотря на советское время, важные понятия о Боге, вере вкладывала в меня моя бабушка Вера. Та самая бабушка, в деревне у которой я проводила все лето. Помню, бабушка Вера то молитву прочитает, то перекрестит. В красном углу висела икона, мне было интересно наблюдать, как она зажигала около нее лампаду. У бабушки меня крестили. Тайно. Крестины проходили в её деревенском доме, с наглухо занавешенными окнами. Священника привезли на машине, чтобы его тоже никто из деревенских жителей не увидел, ведь у родителей могли быть проблемы на работе. Так что бабушке низко кланяюсь, что она меня поставила на путь веры. - А расскажите про самое сильное впечатление-испытание последних лет? - Четырнадцать лет назад нам пришлось переехать из районного центра Починка в Смоленск. Для меня это было нелегко. Я должна была оставить школу, в которой училась сама, а потом вернулась преподавателем, оставить родителей. Хотя расстояние между нами небольшое – всего 45 километров, но все равно уезжать в город, в котором человек зависит от транспорта, было трудно. Мне легче было бы поехать за мужем в тайгу, где нет ни транспорта, ни такого потока людей. Очень долго я привыкала к новому месту. - Что для вас самое главное в профессии? - Быть интересной. Интересным учителем, который ведет интересный урок, интересным человеком. Иначе дети тебя просто не будут слушать, и уж тем более — не пойдут за тобой. Оптинский старец преподобный Моисей говорил: «Доброе дело легко не делается, а всё с трудом и терпением».
Образование и Православие / Записала Оксана Головко, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2245 |