|
||||||||||||||
Праздник и праздностьСлово «праздник» происходит от слов «праздность», «праздный». Слова эти в обычной речи имеют не лучший смысл. Быть праздным означает – бездельничать. А разве это хорошо? Рассказывает протоиерей Игорь Гагарин. Оказывается не только хорошо, но просто необходимо. Не всегда, конечно... Отказ от работы в некоторые дни не просто позволение, а долг, обязанность. И неисполнение этой обязанности не только не похвально, но даже в глазах ветхозаветной Церкви было преступно. Праздник – это день, когда ты не просто имеешь право быть праздным, но обязан им быть. Мне рассказывали об одном старом сельском священнике, который, не увидев на воскресной Литургии в храме свою дочь, после службы пошел к ней домой и застал ее во дворе развешивающей только что выстиранное белье. - Это что такое? - спросил батюшка дочку, указывая взглядом на таз с бельем. - Ничего страшного, папа! Бог работу любит. - Да? - удивился батюшка. - Тогда ладно... Молча взял таз и высыпал белье в грязную лужу. - Тогда еще поработай. Бог работу любит. Больше не сказал ни слова и ушел. Дочка, наверно, тогда обиделась, но позже вспоминала об этом эпизоде с доброй улыбкой и благодарностью за преподанный урок. Слово "праздный" означает "пустой", "ничем не заполненный". Но ведь природа не терпит пустоты. Время, которое не заполнено никакими делами, будет заполнено чем-то другим. В наше время для большинства людей праздник означает застолье. Правильно ли это? Не скажу, что нет. Праздничный стол – вещь добрая и даже благословенная. Вспомним и ветхозаветную Пасху, и Кану Галилейскую, и притчу о " брачном пире". Самое великое и святое дело на земле, Евхаристия, начиналось как праздничная трапеза. Наше грядущее пребывание в Царстве Божием, на которое мы уповаем, к которому должны стремиться всем сердцем, Господь иносказательно изображает словами: « ...и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в Царстве Моем» (Лк. 22:29). Конечно, это иносказание ... Но ведь не случайно именно эти образы использует Господь... Вкушение пищи верующими должно восприниматься не просто как утоление голода и уступка чревоугодию. Пища – дар Божий, проявление Его заботы о нас, Его любви. Молясь перед едой, мы свидетельствуем о том, что осознаем это. И тогда трапеза становится встречей с Богом и, не побоюсь этого сказать, в какой-то степени даже Богослужением. Как известно, дьявол особенно усердно стремится исказить и извратить самое лучшее из установленного Богом. Что в человеческих взаимоотношениях может быть прекраснее любви между мужчиной и женщиной, когда она выражается в супружестве! Но под маской такой любви так часто в жизнь входит похоть, блуд, разврат. Так и праздничная трапеза, призванная объединить нас в благодарной любви к Богу и друг ко другу, превращается в обжорство и пьянство, заканчивающиеся скандалами и ссорами, а порой чем-то и похуже. Радость, которую переживаем мы в праздничные дни – хорошая радость, настоящая. Господь ведь желает нам радости. «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:13), – просит Отца Господь о нас с вами перед тем, как Ему идти на крестные муки. Радость праздника – еще не вкушение той «совершенной радости», о которой говорит Господь, но предвкушение ее. Конечно, это справедливо только в том случае, если праздник понимается правильно, если в центре его не застолье, а обновление в памяти священного события, благодарное переживание того чуда, которому он посвящен. К сожалению, так понимают не все. Самый главный праздник наш, Рождество, сейчас отмечается во всем мире множеством людей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у большинства из тех, кто садится за Рождественский стол, в центре торжества отнюдь не Иисус Христос. Ну а как быть с праздниками нецерковными? Праздновать ли христианам Новый Год? День рождения? Уместно ли нам радоваться в эти дни, не имеющими вроде бы никакого духовного наполнения? Духовное наполнение праздника на самом деле зависит от празднующего. Можно и Рождество, как уже было сказано, отпраздновать так, что и не вспомнить ни о Христе, ни о Царстве Божием. Так, к сожалению, у многих и происходит. Есть и елка, и подарки, и хлопушки... Но главного нет. И наоборот: Все важные события нашей жизни можно увидеть во свете Христовом. И тогда – день рождения становится напоминанием о том, что ты явился в этот мир, чтобы... Продолжать не буду. Пусть каждый сам для себя продолжит. Важно понять, что мы пришли в этот мир не случайно, что у каждого из нас есть свое, именно свое и только свое, призвание, и самая большая жизненная трагедия — не узнать его и не осуществить. И пока мы живы, пока празднуем свой День Рождения, еще есть возможность этой трагедии избежать. А начало Нового года? Оно должно быть в какой-то мере подобно началу нового дня. Если мы живем во времени, если протяженность жизни изменяется часами, днями, неделями, годами, то разве не уместно будет прежде всего наполнить окончание одного года и начало следующего благодарностью Тому, Кто дал этот год прожить и дает начать новый. Иногда делать это легко. Так бывает, когда в уходящем году совершилось что-то значительное и радостное. Но у кого-то уходящий год мог быть годом скорбей, болезней, утрат. Верующий человек и в этом случае сумеет все-таки вглядеться внимательнее и разглядеть очень-очень много, за что можно поблагодарить Бога. Ведь многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Не все они ведут в Царство, а только те, переживая которые, мы от сердца говорим: «Слава Богу за все». Год — и много и мало. Сколько их уже позади, как быстро они пролетели, и неизвестно, много ли будет впереди. Но этот, новый, мы начали. Это уже много. Это еще одна ступенька или вверх или вниз. Будет ли нам в наступающем году лучше или хуже, во многом зависит не от нас. Но будем ли сами мы лучше или хуже — от нас очень даже зависит. И новогодняя радость становится оправданной и благословенной, когда воспринимаем новолетие как новую возможность стать лучше, стать ближе к Тому, Чье Рождество мы будем праздновать через несколько дней после начала Нового года.
Образование и Православие / Протоиерей Игорь ГАГАРИН, «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3019 |