|
||||||||||||||
Патриаршее обращение к участникам богослужения в Успенском соборе Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съездаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда. Участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри и боголюбивые иноки, возлюбленные о Господе братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со 100-летием Первого Всероссийского единоверческого съезда. Знаменательно, что эта дата молитвенно отмечена совершением в Успенском соборе Московского Кремля Божественной литургии и особым молением святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси. После перерыва в три с половиной столетия ныне вновь в этих древних стенах, помнящих и святителя Макария, и Стоглавый Собор, была совершена Божественная литургия древним чином. Раскол XVII века нанес болезненную рану телу нашей Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования. События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания. Перед Русской Церковью встала насущная проблема поиска путей к преодолению разделения. И этот поиск оказался нелегким. Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII-XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века. Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I. Последующее столетие привело к переоценке многих событий прошлого. Объективные научные данные, полученные, прежде всего, историками и литургистами в православных духовных академиях, немало способствовали изменению прежних взглядов на древние русские церковные обряды. В церковном сознании вновь стал проявляться живой интерес к собственному духовному наследию: иконописи, архитектуре, знаменному пению. Русская Православная Церковь после Поместного Собора 1971 года, которым была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов, неоднократно свидетельствовала о том, что древнее русское литургическое наследие — это часть нашей общей церковной сокровищницы. Все вместе мы должны беречь это наследие, ставшее неотъемлемой частью вселенского православного Предания. Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично: именно святитель Макарий послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние. Современное единоверие должно и впредь выполнять свое главное предназначение — способствовать единству русского православного народа. В этом состоит его историческая миссия, этой задачей обусловлено возрастание его роли в общецерковной жизни. Всем вам, участникам сегодняшнего праздничного богослужения, молитвенно желаю крепости сил и щедрой помощи Божией. Все священнослужители, иночествующие и паства старообрядных приходов Русской Православной Церкви да пребывают и далее с церковной полнотой, хранящей «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), дабы мы и впредь едиными устами и единым сердцем славили и воспевали пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы единосущной и нераздельной. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Образование и Православие / riarchia.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1752 |