Опубликовано 12.01.2013 в рубрике  Новостная лента, Церковные праздники
 

Послания святителя Макария: за пятьсот лет грехи не изменились


При Иване Грозном, когда, казалось, высшей точки достигла идея государственности, в Церкви существовали те же пороки, что и сейчас. Читаем послания святителя Макария, митрополита Московского, чья память празднуется 12 января. Мы знаем его как составителя Великих Четий Миней, учителя Ивана Грозного. Но его письма с обличениями пороков не менее важны – они рисуют живую картину эпохи и заставляют сравнивать.
 
Послания святителя Макария: за пятьсот лет грехи не изменились
Во время правления Иоанна IV высшей точки достигла идея государственности – он был первым российским правителем, помазанным на царство по византийскому образцу и верившем сакральность собственной власти. Через несколько десятилетий идея «царской непогрешимости» потерпела крах, и на Руси наступило Смутное время.

Процесс избыточности формы, ее примата над содержанием не обошел и Православную Церковь на Руси, о чем свидетельствуют послания одного из самых образованных иерархов XVI века - святителя Макария, митрополита Московского. Обычно об этом святителе вспоминают в связи с его работой над сводом Великих Четий Миней – собранием житий, поучений, проповедей, целью которого было соединить книги, получившие к тому времени хождение на Руси. Менее обращается внимание на ту ревность, с которой святитель Макарий, еще будучи на Новгородской кафедре, боролся с пороками современных ему христиан.

В этом нет ничего удивительного – созванный по инициативе святителя Макария и молодого царя Ивана Васильевича Стоглавый собор также много говорил о недостатках клириков, иноков и мирян, да и сам Иоанн IV – воспитанник святителя – часто в своих сочинениях обличал притворство монахов и их стремление к привольной жизни.
В «Указной грамоте Новгородского архиепископа Макария псковскому духовенству», написанной в июле 1528 года, т.е. еще до рождения Ивана Грозного, подробно регламентируются различные стороны жизни и упоминается ряд недостатков, от которых страдают и духовенство, и миряне.

В жалобах «попов и дьяконов» часто говорится о несправедливости и поборах со стороны наместника.

Святитель заботился о монашеском общежитии, посвятив этой проблеме особое послание – «Уставную грамоту новгородского архиепископа Макария Духовскому монастырю об общежительстве». Во все времена строгое общежитие было практически недостижимым идеалом, о чем свидетельствует, например, Киево-Печерский патерик. В тексте святителя Макария перечислены вечные проблемы обителей – часть братии постоянно хочет уйти за стены киновии и насладиться мирскими удовольствиями, просыпают богослужение, и игумену приходится приводить их в храм с помощью дисциплинарных мер. Одновременно с этим в обитель стекаются знатные люди, рассматривающие иноков в качестве своих слуг, а сам монастырь как место для увеселительных пиров: «Мирским людем, женкам, и робятам, к старцом в келии не ходите никоторыми делы, и по кельям им у собя питья не держати».

Стремление к неге и излишествам - черта всех периодов умножения иночества. Среди большого числа желающих послужить Богу неизбежно находились люди, которые беззастенчиво пользовались любовью мирян к отшельникам. Иван Соколов в своей работе «Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века» описывает многочисленные способы мошенничества, к которым прибегали недостойные иноки, чтобы втереться в доверие к богатым людям. С другой стороны спонсоры обители часто использовали ее как загородную дачу, приезжая туда с семьей и многочисленными слугами. Многократные запрещения различных соборов пускать в обитель «женщин и голоусых отроков» указывают на распространенность таких явлений.

Другим распространенным пристрастием иноков было пьянство, на которое также обращает внимание митрополит Макарий и его корреспонденты. Преподобный Александр Свирский в своей «прощальной грамоте» владыке говорит о том, что питье вина приводит к разрушению обителей: «Братье своей приказываю жити в любви о Христе, да пития бы пиянственнаго в нашей пустынке отнюдь не держали; а вражды бы не имели».

Через несколько десятилетий Иван Грозный в своем письме к инокам Кирилло-Белозерского монастыря обличит монахов за стремление к роскоши: «Вот ведь на наших глазах только в монастырях преподобного Дионисия в Глушицах и великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, и эти монастыри по Божьей благодати процветают монашескими подвигами. А у вас дали сперва Иосафу Умному оловянную посуду в келью, потом дали Серапиону Сицкому, дали Ионе Ручкину, а Шереметеву - стол в келью, да и поварня своя. Дашь ведь волю царю - надо и псарю; дашь послабление вельможе - надо и простому». Здесь нужно сделать одну важную оговорку – в Византии и на Руси многие знатные люди становились иноками совсем не по своей воле. Страшась царского гнева или приняв насильственное пострижение, они пытали обеспечить себе достойный уровень жизни в месте, фактически ставшем для них тюрьмой. Но многие богачи, в старости или серьезно заболев, охотно становились иноками и сами. Иногда хворь отступала, и тогда новоявленный монах предавался различным удовольствиям еще довольно продолжительное время.

Простые отшельники также не всегда желали удовлетвориться общей трапезой, и многим игуменам приходилось обходить келии и выбрасывать неуставные предметы и отбирать запасы еды и питья. Святитель Макарий неоднократно говорит о том, что кушать в келии могли только немощные и очень старые иноки.

Среди текстов московского митрополита были проповеди, посвященные и еще одному вечному греху верующих – разговорам в храме. Проводя аналогии между царем земным и Царем Небесным, святитель предупреждал болтунов о том, что их молитва не будет услышана, и призывал к сосредоточенности. С тех пор прошло почти 500 лет, но до сих пор есть люди, беседующие друг с другом во время литургии.

Столь же актуальными остались слова проповедника о недопустимости небрежного накладывания крестного знамения и стремлении «показать себя» в храме с помощью роскошных одежд. Тщеславие сопровождает людей на протяжении всей истории цивилизации.

Во время служения митрополита Макария Иван Грозный отправился в поход на Казань, что дало повод иерарху неоднократно говорить о недопустимости зверств воинов в отношении мирного населения: «Забывше страх Божий, и царскую заповедь презревше, и свою совесть поправше: иже в Православной вере сущим рабом не подобает творити тако. И сице безумием своим и законопреступлением, безсмрадно и безстудно блуд содевающе со младыми юношами, содомское злое, скаредное, и богомерзкое дело. Наипаче же не премолче безумия их, еже не престают Богу досаждающе, оскверняюще и растлевающе Богом свобоженых пленников из поганых рук, благообразных жен и добрых девиц».

К сожалению, и эта цитата в тои или иной степени будет актуальной на протяжении всей человеческой истории, достаточно посмотреть новости о преступлениях, происходящих в зоне военных конфликтов.

Было бы несправедливым говорить о том, что христиане – современники митрополита Макария предавались исключительно порокам. В посланиях святителя, в его житии можно найти множество примеров благочестивой жизни христиан. В моменты страшных эпидемий люди накладывали на себя пост и всем миром строили храмы. Сам факт того, что именно святитель Макарий за десять лет прославил святых больше, чем за все предыдущие периоды, свидетельствует о живости Церкви и веры.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих работах по древнерусской литературе часто писал об избыточности и некотором окостенении системы жанров в эпоху Ивана Грозного: традиционные формы уже не могли развиваться, поскольку был достигнут предел, после которого следовала неизбежная трансформация привычных способов отражения действительности. В литературе это привело к появлению сатирических и бытовых повестей, пародии с использованием привычных литургических формул.

Однако кризис формы, о котором писал Дмитрий Лихачев, по счастью, не привел к расколу Церкви. Это произошло лишь сто лет спустя, когда на исторической сцене появились протопоп Аввакум и патриарх Никон, которым не хватило такта и образованности автора Великих Миней и его стремления к объединению Церкви и русских земель.

На Руси были те же пороки, что были и будут в России. Так же предавали друг друга, так же неправедно наживались, было пьянство, был и разврат. В чем же разница? Ответ дает в своей проповеди святой наших дней – Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский:«Называлась Русь Святой Русью — не потому, что не было грехов, не было беззакония, — нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1914


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031