|
||||||||||||||
Митрополит Волоколамский Иларион: Настоящая любовь — та, которая проявляется в конкретных делах5 января 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стала искусствовед Ирина Языкова. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Мы подошли вплотную к празднику Рождества Христова, и сегодня мы поговорим о смысле и значении этого праздника. У меня в гостях искусствовед Ирина Языкова. Здравствуйте, Ирина! И. Языкова: Здравствуйте, владыка! Я очень рада, что Вы меня пригласили; Рождество — один из моих любимых праздников. Я хотела бы Вас спросить о том, какое значение Церковь вкладывает в этот праздник. Ведь он не сразу был установлен, может быть, с IV века… Митрополит Иларион: Исторически празднику Рождества Христова предшествовал праздник Богоявления, который в себя включал воспоминания о двух событиях — о рождении, пришествии в мир Спасителя и о Его крещении в водах Иордана. Но в IV веке, как Вы правильно отметили, этот праздник был разделен на два, и сегодня мы празднуем Рождество Христово отдельно, а Богоявление — Крещение Господне — отмечаем чуть позже. При этом литургически два праздника связаны очень тесно, и те, кто знают богослужения этих дней, чувствуют связь, которая свидетельствует о том, что когда-то это был один и тот же праздник. И. Языкова: Я занимаюсь иконографией и хотела бы обратиться к сюжету иконы Рождества: в центре темной пещеры — белые пелены Богомладенца; Матерь Божия, волхвы, пастухи — все славят Христа. Так и вся Рождественская служба настроена на то, чтобы показать, что Христос — в центре. Это, мне кажется, очень важно: мы видим, Кто приходит в мир. Как это отражается в богослужении Рождества? Митрополит Иларион: Богослужение Рождества Христова подчеркивает смысл пришествия в мир Спасителя — Солнца правды. Христос пришел в человеческий мир, который был создан для того, чтобы Бог воплотился в нем и стал человеком. Мы знаем учение святых отцов о том, что Бог, создавая человеческое естество, творил его не только для людей, но и для Самого Себя — как естество, способное вместить в себя Бога. В чем, как мне кажется, главная проблема современного человека, да и не только современного? В том, что он не знает смысл собственного существования. Он не знает, для чего живет. У него есть все внешне необходимое для жизни, но нет внутреннего содержания, и человек испытывает внутреннюю неудовлетворенность, которая иногда принимает самые крайние формы. Люди до самоубийства доходят из-за того, что не понимают, зачем живут. В основе этого — утрата чувства присутствия Бога в человеческой жизни, потому что человеческое естество создано для того, чтобы его наполнял Бог. Если его Бог не наполняет, то человек испытывает неудовлетворенность, даже если не может ее сформулировать и осознать. Рождество Христово — это праздник, прежде всего, для тех людей, в жизни которых присутствует Бог. Они знают, что Бог не где-то далеко, но внутри нас. О том, что Бог с нами, среди нас и внутри нас, говорится в богослужении Рождества Христова. И. Языкова: Бытует мнение, что для Православия важнее праздник Пасхи, а для Католической Церкви — Рождество. Мне это кажется сомнительным. Рождество также для Православия важно, потому что через Боговоплощение Бог с нами. На иконах я вижу Божию Матерь с Младенцем на руках, то есть Бог воплотившийся проходил те же ступени жизни, что и мы. Мне кажется, что Православная Церковь тоже это подчеркивает. До этого, может быть, значение ребенка было недостаточно осознано в культуре. Мне кажется, ощущение важности человека от рождения до его смерти пришло именно с Рождеством. Митрополит Иларион: Я думаю, что с Рождеством Христовым пришло в мир очень много того, чего не было прежде. Многие наши современные понятия о человеческой жизни, достоинстве личности, ценности жизни ребенка пришли именно с христианством. Икона Рождества Христова — это не просто изображение исторического события, но, прежде всего, универсальный символ человеческой семьи, символ семейного счастья. На иконе — Мать, которая только что родила, также изображен отец (отец не в физическом смысле — Иосиф Обручник был главой семейства, и в этом смысле он отец для этой семьи), новорожденный Младенец, Которого пеленают. Вроде бы обычная бытовая сцена, но она приобретает характер иконы, потому что здесь речь идет не просто о рождении одного из многих младенцев, а о рождении Бога, Который стал человеком. В то же самое время Бог, ставший человеком, — это один из многих младенцев, которые рождаются на земле. Божия Матерь — такая же мать в человеческом смысле, как и все матери, рождающие своих детей. В иконе Рождества Христова каждая человеческая семья, каждый человек узнает свой собственный опыт и понимает, что Бог — не где-то далеко на небесах, что Он присутствует здесь, в нашей повседневной жизни, что именно Бог помогает нам созидать семью, воспитывать детей. И. Языкова: Мне кажется, Вы очень важные слова сказали, потому что сегодня семья находится под угрозой… Икона Рождества понимается не как что-то запредельно далекое — наоборот, как нечто, что проявляет смысл нашей жизни. Мне кажется, Рождество в этом смысле — семейный праздник, освящающий самые основы человеческого бытия. Он возвращает то, что утрачено людьми. Что бы Вы пожелали в этот праздник тем, у кого нет семьи? Митрополит Иларион: Людям, у которых нет семьи, я желаю обрести ее в Церкви, потому что Церковь — это большая христианская семья. Это пространство, где ни один человек не чувствует себя одиноким, но все люди, вне зависимости от их семейного положения, в том числе и монахи, которые добровольно избрали несемейный образ жизни, не чувствуют себя одинокими, но ощущают себя членами единой семьи. Тем же, у кого есть семья, а таковых большинство среди наших телезрителей, я хотел бы пожелать, чтобы каждый человек вновь осознал значение собственной семьи. Неслучайно наши духовники и старцы говорили о том, что семья — это малая Церковь, то есть она являет собой некое отражение церковной реальности на уровне нескольких людей — мужа, жены, детей, родителей. Поэтому семья в христианском понимании — это не просто союз мужчины и женщины, основанный на любви или страсти или на расчете, а это именно стремление людей жить вместе по образу единства Церкви. Я очень хотел бы, чтобы мы все это осознали, дабы праздник Рождества Христова стал обновлением нашего отношения к Церкви, осознания присутствия Бога среди нас, а для тех, у кого есть семьи, — обновлением чувства ответственности перед семьей, осознания семейных обязанностей, любви к своим ближним. И. Языкова: Есть в этом, наверное, и еще один аспект. Иосиф Бродский написал: «В Рождестве все немного волхвы». Дары, которые принесли волхвы родившемуся Богомладенцу, знаменуют начало традиции дарить подарки на Рождество. Мне кажется, что сегодня люди увлечены приобретением, а хотелось бы сместить акценты, чтобы люди больше отдавали, потому что и праздник Рождества настроен на то, чтобы люди больше делились друг с другом. В сегодняшнем мире потребления этот праздник — еще и об этом. Как Вы считаете? Митрополит Иларион: В начале передачи Вы сказали о том, что существует мнение, будто на Западе Рождество более значимый праздник, чем Пасха. Думаю, что такое мнение как раз основано на западной коммерциализации праздника, которая для ряда людей, по сути, сводит Рождество к шопингу. Великое торжество Рождества Христова становится всего лишь поводом накупить разных вещей, и тогда рождественские подарки становятся самоцелью и главным атрибутом этого праздника. Между тем, подарки мы друг другу дарим не только на Рождество. И самое главное, подарок — это не просто какая-то вещь, которую мы где-то приобрели и кому-то отдали, но, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. В связи с этим мне кажется, что, во-первых, подарки должны быть полезными: если мы знаем, что человеку что-то нужно, то надо постараться подарить ему именно то, в чем он нуждается, что принесет радость или пользу в жизни. Но самое главное — мы должны дарить людям свое сердце, над этим должен работать каждый из нас на протяжении всей жизни. Никакие материальные подарки не заменят доброго отношения, сердечной доброты, которых так не хватает нашим людям, нашему обществу. Мне бы очень хотелось, чтобы на Рождество люди задумались об этом недостатке доброты вокруг нас и постарались его восполнить, и начинать надо с самих себя. Как часто мы жалуемся на то, что вокруг нас мало добрых людей, много зла, а исправление ситуации человеку надо начинать с себя, и Рождество — прекрасный для этого повод. И. Языкова: Мне кажется, что Рождество показывает и восполняет то, что нам не хватает, потому что это праздник гостеприимства. И мы вспоминаем, что в ночь рождения Христа Святому семейству негде было приклонить голову, и только в хлеву нашлось место. Сегодня у нас вновь появляется традиция беспокоиться о бездомных, думать о тех, кому чего-то не достает в этом мире. Мне кажется, на это тоже указывает этот праздник. Митрополит Иларион: Наше доброделание не может быть только теоретическим. Недостаточно просто говорить, что мы любим людей, — нужно доказывать это на деле. Настоящая любовь — та, которая проявляется в конкретных делах. Очень часто люди в своем благополучии, в том числе семейном, забывают о тех, у кого нет семьи, нет жилья, нет достаточных средств к пропитанию. Церковь всегда старалась мобилизовать ресурсы тех людей, у которых имеется что-то, чего нет у других, чтобы они делились этим с ближними. В этом смысл христианской солидарности, в этом выражение любви одного человека к другому. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (см. Ин. 15:13). Положить душу, то есть отдать жизнь за людей, есть наивысшая мера любви, но нам не хватает и повседневного доброделания, способности не проходить мимо нуждающегося. Мы погружены в свои заботы, в свои проблемы, и нам кажется: пусть о бездомных заботятся социальные службы, для того, чтоб помочь больным, существуют врачи и больницы, а если есть сироты — пусть их кто-нибудь усыновит. Мы как бы стремимся переадресовать долг совершать дела любви кому-то другому. Но я знаю добрых христиан, которые стараются все это делать сами. Они усыновляют сирот, видят голодных — кормят их, встречают бездомных — стараются предоставить им кров. В этом естественное выражение не только христианского долга, но и христианского призвания, то есть тех чувств, которые должны быть и которые должны выражаться в конкретных делах. И. Языкова: Так и сказано: «То, что сделали одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф. 25:40), ведь нельзя только говорить: «Господи, Господи», — и ничего не делать для ближнего.
Образование и Православие / Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1458 |