Опубликовано 02.01.2013 в рубрике  Новостная лента
 

Апология рождественской елки


Бай-бай! закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки.

А. Пушкин

 
Апология рождественской елки
Одним из самых ярких воспоминаний и впечатлений раннего детства для меня навсегда останется таинственное и волшебное празднование Рождества и Нового Года. Вся атмосфера ожидания, подготовки и приготовлений, пронизанная нетерпением скорейшего наступления самого момента, подогревала ни с чем не сравнимый интерес к предстоящему торжеству. Хорошо помню эти бесконечные приставания к родителям: “Папа, ну когда же ты достанешь елочку? Когда же ты ее поставишь? Когда повесишь лампочки? Мама, ну когда же мы начнем ее наряжать? Когда снимем игрушки с чердака?”. Все это составляло неотъемлемую часть ритуала, без которого, казалось, праздник не наступит никогда.

И вот красавица появляется в доме. По комнате распространяется потрясающий аромат согревающейся от мороза хвои. Отец отпиливает ножовкой неровную нижнюю часть ствола, от чего запах только усиливается, и наконец начинает крепить ее в углу Зала, предварительно поместив ствол в специальную металлическую банку на ножках. Валентина, старшего брата , по стремянке отправляют на чердак за игрушками. Как же там, наверное, интересно! Меня же, которому идет только четвертый год, к подобным акробатическим этюдам не допускают, и это вызывает бурю моего возмущения, ибо, естественно, аргумент, что он старше меня на три года, лично мне ничего не объясняет.

Папа сосредоточенно налаживает гирлянду, — лампочки в виде всяких зверушек, орешков и ягодок горят, и он развешивает их по всей елке. Самый главный желтый фонарик должен непременно оказаться в середине, потому что там будут помещены Рождественские Ясли . Теперь можно приступить к шарикам и колокольчикам. Руководят всем процессом мама и Лариса , ее младшая сестра, а моя крестная, живущая в ту пору вместе с нами. Валентин уже встал на стул и прилаживает самые лучшие украшения, а меня, увы, ждет очередное мелкое разочарование, ибо такому карапузу можно доверить только лишь цеплять к нижним веткам картонных рыбок и петушков.

Но вот еще одно занятное приключение: надо же хоть немного, но украсить и заднюю часть елки, чтобы там изнутри тоже что-то поблескивало. И я вслед за Валюшкой проползаю под ветками между стеной и металлической банкой, и мы оказываемся в самом углу. Нас почти не видно! Как же здорово здесь можно спрятаться, притаившись! Но, естественно, Валентин первый объявляет, что это — его логово, он уже притащил туда какой-то коврик, и теперь я имею право появляться там только с его разрешения или когда его нет дома. Как же тяжело быть младшим братом!

Лариса, великая рукодельница, на “Зингере” строчит костюмы. Алый цвет моей косоворотки и узор тесемочек мне, конечно, очень нравится, но у Валечки же — наряд принца со шпагой, а я — всего лишь крестьянский мальчик в лаптях (настоящие малюсенькие лапоточки презентовал художник Герасим Петрович ), — разве можно сравнивать? Научный консультант всего процесса и завсегдатай нашего дома Людмила Павловна Колесова вместе с родителями пытается убедить меня в том, что мой костюм ничуть не хуже. Я с большим недоверием отношусь к их тезисам, но делать нечего, приходится подчиняться.

Правда, неподдельное внимание к моей персоне, проявленное позднее на самом празднике всеми взрослыми, заставило меня уже в этом юном возрасте задуматься о том, что к мнению старших, пожалуй, стоит прислушиваться.

Под бдительным папиным руководством я готовлю некрасовское “Однажды в студеную зимнюю пору”. Оттачиваются интонации — должен придти Дед Мороз, и нельзя ударить в грязь лицом — подарки от него необходимо отрабатывать. Судя по всему, я действительно неплохо выглядел, особенно когда декламировал: “Но мальчик был мальчик живой, настоящий” и “Ребенок был так уморительно мал” — у отца хватало чувства юмора и режиссерского мастерства, чтобы устраивать при моем непосредственном участии эдакое шоу.

На Рождественскую Всенощную отправляемся всем семейством в Николу в Кузнецах. Отец там — третий священник. Народу — битком полон храм, и нас с братом, наверное, чтобы не затолкали, помещают на амвоне между двух елок, привязанных к амвонному ограждению. Там очень уютно, и к концу службы я благополучно засыпаю, свернувшись на коврике между этими самыми елками. К причастию разбудили. Разговляться едем домой в Новогиреево по ночной Москве на такси. И как особый дар в честь окончания поста — кружка молока, без которого я в те времена обходился с трудом. А дальше — нетерпеливое ожидание детского праздника и прихода Деда Мороза.

В том уже достаточно далеком 1963 году мы жили почти в царских условиях — у нас было полдома на окраине Москвы с небольшим садиком, и в нашу квартиру, где все четыре комнаты по кругу переходили одна в другую, с удовольствием приезжали гости. Залом называлась комната с огромным столом, где и стояла наряженная елка. Эта комната соединялась с Кабинетом, где принимал своих гостей отец, и Детской, куда по окончании протокольной части набивалась куча детворы, вполне предоставленная сама себе, чтобы не мешать пиру взрослых.

Но в начале все внимание было обращено на детей. Именно к ним приходил Дед Мороз. Самый настоящий. От него даже холодком веяло, когда он входил с улицы, — не звонил, как все гости, а стучался сильно-сильно в дверь кулаком. И мы все высыпали из Зала в Переднюю (прихожую), шептались, мама открывала дверь, и он входил с огромным мешком подарков.

Поначалу было страшновато и таинственно. Но постепенно я внимал уверениям, что он добрый, его можно потрогать рукой, и я дотрагивался до его прохладной, но не обжигающей морозом одежды. Начинались разговоры, расспросы, мы смелели, все вместе возвращались в главную комнату поближе к елке. Затем все выступали, получали свои подарки. Какой же догадливый был этот дедушка — всех одаривал именно тем, о чем они мечтали.

В завершение всего я оказывался у него на коленях и уже сам интервьюировал его об интересных и очень важных для меня подробностях его жизни. Он терпеливо и, как мне казалось, очень разумно и обстоятельно все мне рассказывал. Я был самым младшим из всей компании православных детишек, и неудивительно, что именно меня удостаивал наш гость столь почетной участи наперсника. К тому же я как никто другой верил в правдивость происходящего и с достойной аргументацией отвечал на все уверения Валентина, что, мол, это — не Дед Мороз, а переодетый Герасим Петрович.

Только через год, памятуя о доводах старшего брата (все-таки заронил сомнение!), я решил все проверить и подглядел через окно Спальни, как на террасе переодевается в Деда Мороза этот самый будущий отец Герасим, хватает приготовленный мешок с подарками, выходит на улицу, обходя весь дом, чтобы впитать в себя немного холода, и стучит кулаком в дверь. Но я не могу сказать, что был сильно разочарован.

Праздник и на будущий год все равно удался на славу. Но самое главное, что привнесли такие торжества в мою жизнь, это атмосфера удивительной радости и веселья на фоне отсутствия какого бы то ни было ханжества и морализма, что, я надеюсь, отразилось на формировании моего мировоззрения. Этому способствовали и все те люди, которые с удовольствием откликались на приглашения и своим участием дополняли аромат отнюдь не приветствовавшегося в те времена православного быта, которым так дорожила моя семья. И к ним я испытываю огромную благодарность. “Хотелось бы всех поименно назвать” (А. Ахматова), и хоть списки не отняты, но все восстановить в памяти не получается.

Но вот в зрелом возрасте я стал задумываться о том, сколь исконно на Руси Рождественские торжества сопряжены с таким предметом, как елка. Почему эта лесная дива в умах людей столь четко ассоциируется с Православием? Буквально до такой степени, что молодая советская власть приложила очень немало усилий, чтобы на корню истребить это явление в сознании населения, запрещала его, но безуспешно, и, не преуспев, не нашла ничего лучше, чем заменить Елку Рождественскую Елкой Новогодней.

Ведь, кажется, лишь Петр I принес это нововведение с Запада, перенеся Новый Год с сентября на январь, поближе к Рождеству, указав справлять сии праздники, украшая избы еловыми ветвями. И сколь укоренено это было в русском быту, если даже Пушкин — “энциклопедия русской жизни” первой половины XIX века — с его-то отзывчивостью “к грохоту громов и крику сельских пастухов”, не припомню, чтобы как-то воспевал эту красавицу. У Гоголя в “Ночи перед Рождеством” упоминается и про колядки, и про галушки, а про елку — ни слова. Ну да ладно, там, в Диканьке, судя по всему, с еловым лесом туго. Но и Толстой, описывая святки, про эту сказочную волшебницу помалкивает. Только Достоевский пишет про “Мальчика у Христа на елке”, и Чайковский сочиняет “Щелкунчика”. Но это — уже события второй половины XIX века, к тому же балет явно навеян немецким ветром.

Выходит, что елка в нашу жизнь ворвалась лишь в последние полстолетия существования Российской империи и так срослась с бытом, что иначе как православным символом большевиками и всем народом не воспринималась. Но тогда возникает вопрос, почему этот языческий атрибут, восходящий своим происхождением, кажется, к древним кельтским верованиям, столь легко и безболезненно врос в почву русской религиозности. Подобное было на заре нашей христианской истории, когда Православием были ассимилированы масленица и святки, но то было родное и очень в те времена дорогое язычество.

Для уяснения этой проблемы необходимо погрузиться в систему мышления мифологического , которое, хотим мы того или не хотим, но присутствует в глубинах нашего сознания и пронизывает все народное творчество. Поэтому если миф есть попытка прочтения человеком Божьего замысла об истории и судьбе человека, то и запись этого Божественного текста издревле искали в сферах горнего бытия, то есть на небе. Ведь для человека, мыслящего мифологическими категориями, ничего случайного в мире и жизни быть не может, и расположение звезд на небе должно рассказывать о многом. Вспомним хотя бы, к примеру, халдейских мудрецов, которые, узрев необычайное свечение на небе, пошли на его зов и нашли Вифлеемские Ясли (см. Мф 2:1–12).

Очень полезным для меня оказалось посещение с моими детьми Московского планетария в конце 80-х годов, где читалась лекция с явным неоязыческим подтекстом “Небо в русских сказках”. Там, на примере “Гусей-Лебедей”, разбиралась символика всей сказочной атрибутики и показывалось, как человек поверял свою жизнь небесными знаками, внимательно вглядываясь в расположения звезд. Довольно аргументировано доказывалось, что наш древний предок усмотрел коварных гусей в очертаниях созвездия Лебедь, а защитниками бедолаг Машеньки и Ивашки от происков Бабы-Яги и этих страшно шипящих пернатых явились Млечный Путь — “Молочная речка, кисельные берега” и звездное небо — “Яблонька”, где звезды являются собственно яблоками.

Действительно, астрофизики утверждают, что по форме наша спиралевидная галактика представляет из себя вид обоюдовыпуклой тарелки, и расстояние между противоположными краями этой тарелки значительно превышает расстояние между ее куполами. Таким образом, если находиться где-то ближе к центру галактики, то при взгляде в сторону купола будут видны отдельные звезды, вполне ассоциирующиеся с яблоками на ярком ночном небе, а если смотреть в сторону края, то великое количество звезд на огромном расстоянии, проекционно сливаясь друг с другом, образуют видимость туманного пути.

Если учесть, что вся наша галактика носит название этого самого пути, который виден с нашей планеты туманной дорогой, являющейся периферией этой звездной системы, а видимое звездное небо — ее куполами, то понятно, что речь идет о всей вселенной, читай — природе, которая отвечает человеку добром на его внимание и доброделание. Ведь Машенька очень внимательно отнеслась к просьбам этих своих будущих покровителей, несмотря на явную нехватку времени и опасность. И те на обратном пути благосклонно прятали ее и брата от происков коварных птиц .

Таким образом, все видимое нами звездное небо отождествляется в этой русской сказке с яблоней, деревом. Но известно, что древнееврейское словосочетание ‘добро-и-зло’ являлось идиоматическим и означало ‘все-на-свете’. То есть древо познания добра и зла, которое росло в райском саду и с которого запрещено было человеку вкушать плод, чтобы не быть причастным злу, является образом всей вселенной. Посреди Эдема росло два дерева, и второе называлось древом жизни, что вполне соотносится с двумя куполами галактики и показывает, что не сама природа является источником зла, а исключительно потребительское отношение к ней царя природы. Интересно, что само Священное Писание никак не называет это древо, но уже в наше сознание, воспитанное на основах христианской культуры, прочно вошло соотнесение этого дерева с яблоней. И здесь мы наблюдаем, как две не связанные друг с другом мифологические системы находят общую точку соприкосновения, ибо, по нашему разумению, исходят из одного корня.

И теперь мне бы хотелось обратить внимание еще на одну иллюстрацию, связанную со спасительной функцией этого дерева. В балете Чайковского “Щелкунчик”, поставленного по либретто Мариуса Петипа, есть существенное добавление, отсутствующее в самой сказке Гофмана. Основой декорации второй и третьей картин балета является елка. Это очень хорошо подмечено также и в мультипликационном фильме, поставленном на музыку великого русского композитора. После победы над крысиным королем, являющимся образом зла, преисподней, Щелкунчик и Маша садятся в лодку в виде полумесяца (а луна и корабль издревле являются христианскими символами Церкви) и плывут (считайте — по молочной речке с кисельными берегами) к вершине — заветной звезде, где исполняются все детские желания. Только путем небесного восхождения на церковном корабле можно достичь этой звезды. И все радостные танцы этого произведения ассоциируются с детским представлением о сладости рая.

Холодной зимой, когда вся природа спит, ель остается тем деревом, в котором жизнь торжествует. Все фонарики, а в XIX веке свечки, являются звездочками, мерцающими на этом небесном фоне. Все шарики — это яблочки, которые растут на райской яблоне. А если мы вспомним, что наши бабушки и дедушки, наряжая елку, вешали на нее конфетки и мандаринчики, то станет понятно, что Рождественская елка, по природе своей не способная принести ничего, кроме несъедобных шишек, в эти святочные дни расцветает таким немыслимым букетом чудесной снеди и красоты, что все это становится возможным только потому, что на ее вершине горит заветная Вифлеемская Звезда, возвещающая миру о рождении Спасителя .

Таким образом, Рождественская елка осмысливается как символ преображенной лучами Рождества вселенной. Свет Вифлеемской звезды озаряет весь мир, освещая все будущее: “И странным виденьем грядущей поры / Вставало вдали все пришедшее после…” (Б. Пастернак). Мир становится иным. Древо, растущее посреди Рая и олицетворяющее собою всю вселенную, все-на-свете, от явления в мир Богомладенца расцветает, как бы превозмогая свое природное естество. Недаром другим символом древа жизни является Христов крест, в состав которого по преданию входит ель — певка . И коль человек отпал от Бога через дерево, то и воссоединению с Творцом человек также обязан ему. Наряжая и украшая елку на Рождество, мы не участвуем в языческой мистерии, а предвосхищаем преображение мира через воскресение мертвых и жизнь будущего века и при этом преисполняемся благодарности тем языческим предшественникам, которые открыли и донесли до нас столь чудный символ, который, не зная, чтили (см. Деян 17:23).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Опубликовано в журнале АЛЬФА И ОМЕГА (1-45), Православие и мир

Читайте также:

10.01.2023 - Видеообращение Святейшего Патриарха Кирилла к школьникам для информационно- ...

04.03.2014 - Местоблюститель Украинской Церкви: Для умиротворения нашего народа нужно мо ...

13.10.2013 - Владимир Легойда. Папины штаны

28.12.2012 - Социология праздника: куранты, извините, не заглушить

23.12.2011 - 23 декабря откроется выставка документов об истории детских новогодних праз ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1646


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031