Опубликовано 12.12.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Двойное вероисповедание


Разговаривать. Задавать вопросы. Отвечать на вопросы — так решили публицист Валерий Панюшкин и священник Сергий Круглов. Решили и объявили совместную колонку. Валерий будет задавать вопросы, отец Сергий — размышлять над ними — вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о том, возможно ли быть приверженцем двух религий одновременно.
 
Валерий Панюшкин

Вот бывает же двойное гражданство! Почему не бывает двойного вероисповедания? Не то что экуменизм, предполагающий далекое и оттого практически невозможное до дня Страшного Суда единение религий.

Не то, что «Роза мира», пример советского, рожденного тюремным заключением изолированного визионерства. А бытовое такое, простое и доступное двойное вероисповедание? Как молился святой Иоанн Кронштадтский с татаркой — он Христу, она — Аллаху.

Я задумался об этом единственный раз в жизни и будучи под сильным личным впечатлением, которое произвел на меня Далай Лама. Я просто не ожидал такого впечатления. Просто получил журналистское задание и поехал писать репортаж про визит Далай Ламы в Элисту.

При этом, надо понимать, не первый раз в жизни предстояло мне увидеть первосвященника — и патриархов видал трех, и римских пап двух, и даже одного аятоллу. Первосвященники, надо сказать, все производили на меня известное личное впечатление, но Далай Лама — совершенно особого рода.

Аэропорт Элисты закрыли. В либеральной моей душе это сразу вызвало раздражение. Как когда в Москве перекрывают улицы для проезда чиновников. Самолеты в Элисту не летали, пришлось добираться долго из Волгограда. А внутрь аэропорта пустили только несколько журналистов по списку, несколько калмыцких лам и несколько вышколенных паломников. Был совершенно ясный день. На небе ни облачка. И ко времени прилета Далай Ламы одна из паломниц этих прошептала мне:

«Сейчас снег пойдет».

«С чего вы взяли? Небо синее. Штиль».

«Когда появляется Далай Лама, всегда идет снег».

«Угу, — хмыкнул я. — Особенно в Индии».

Тут выяснилось, что калмычка-паломница даже не знала, что Далай Лама бежал из Тибета в Индию. Но через несколько минут, когда самолет Далай Ламы показался на глиссаде, действительно пошел снег. Небывалый — огромные снежинки, величиной с тарелку медленно падали, да все гуще и гуще. И когда Далай Лама шел к аэропорту от трапа, был уже буран, как в повести Пушкина «Капитанская дочка».

А местный Римпоче (тоже, между прочим, найденный не на помойке, а во младенчестве по особым их божественным знакам) хотел произнести приветственную речь, но вместо этого разрыдался и бросился Далай Ламе на грудь, как ребенок, к которому, наконец, приехала мама. Далай Лама гладил его по голове.

Казалось, после всего этого слова главного в мире буддиста должны быть особо торжественными, но он смеялся. Переводили с английского плохо, но он говорил: «Круто! Надо же какой снег». А когда журналисты спросили, может ли его визит осложнить отношения России с Китаем, Далай Лама засмеялся: «Откуда же я знаю!» А когда спросили, может ли следующий Далай Лама родиться в России, отвечал: «Ха-ха-ха! Откуда же я знаю, где в следующий раз рожусь!»

Потом Далай Лама поехал учить. Куда-то за город в чисто поле. Там стояла огромная толпа плохо одетых людей, не понимавших его английской речи, слушавших плохого переводчика по щиколотку в снегу и под непрекращающимся снегом. А Далай Лама сидел на специально сколоченном помосте посреди этой толпы и разъяснял часа четыре подряд четыре благородные истины. На втором часу проповеди, замерзнув совершенно, я сообразил вдруг, что Далай Лама сидит в одной этой его оранжевой накидке с голым плечом. И не мерзнет ведь!

Когда проповедь кончилась, я подобно Фоме неверующему полез на помост искать обогреватель какой-нибудь. Обогревателя не было. Далай Ламе, похоже, и правда было всё равно, каков вокруг материальный мир.

Потом Далай Лама поехал встречаться с элистинским православным епископом. Они вошли в собор, пробыли там некоторое время и вышли к журналистам.

«Здорово тут у вас, — сказал Далай Лама. — Красиво! И служба красивая. Жаль вот только, — он подмигнул епископу, — я не догадался подвязать бороду. Вот бы вы удивились, если бы мы вышли из собора оба такие бородачи! Ха-ха-ха!»

Епископ тоже улыбался. Как-то ему не приходило в голову оскорбиться. Доброжелательность и веселость Далай Ламы были очевидны.

Я не выдержал и спросил Далай Ламу, можно ли буддисту быть одновременно православным. Он отвечал:

«Я не очень понимаю, зачем. Но можно. Почему нет?»

На аналогичный вопрос епископ отвечал, что православному человеку одновременно буддистом быть нельзя. Можно только уважать буддизм как одну из традиционных религий.

Я подумал — жалко.

Буран продолжался всю ночь. На утро мы выехали в Волгоград. Степь засыпало снегом, и дорога исчезла под ним. Ехали наощупь. Машина то и дело скатывалась с твердого асфальта в неглубокий кювет. Водитель наш закатил истерику и бросил руль с криками, что все мы тут замерзнем в этой снежной степи. Пришлось самому сесть за руль. Было реально страшно, когда дорога уходила из-под колес. И я, разумеется, молился. Не Будде никакому, а Богородице — «окорми мя яко странна».


Священник Сергий Круглов

Прекрасно понимаю, Валерий, добрую иронию ваших слов о «двойном вероисповедовании». В самом деле, чтобы по-доброму относиться к человеку, вовсе не обязательно перенимать его религиозные убеждения — но нужно иметь свои убеждения, свою зрелую осознанную веру, залог того внутреннего богатства, которым можно поделиться с ближним. А главное при этом — быть человеком и вести себя по-человечески…

Я тоже немало читал про Далай Ламу, судя по всему, в самом деле хороший и тонкий человек. Знаете, иногда думаю: вот если бы собрались как-нибудь за одним столом такие замечательные люди, как Далай Лама, митрополит Антоний Сурожский, о. Томас Мертон, Клайв Льюис и, скажем, ребе Нахман из Брацлава — то, несмотря на разные вероисповедания, они бы нашли общий язык, им было бы о чем поговорить…

Знаете ведь известное выражение: «Наши перегородки до неба не доходят»? Я бы дополнил это выражение так: но до неба доходят руки человека, взобравшегося на перегородку и изо всех сил тянущегося ввысь…

Вот этот порыв ввысь — «вытягивает», преображает, исполняет горнего света — всё в человеке, все его отприродные свойства, вложенные Богом с зачатия. Люди, о которых я помянул, тянулись к Небу изо всех сил. И дружески они сошлись бы не благодаря или вопреки своим вероисповеданиям и религиозным убеждениям — но потому, что человеческое в них по-настоящему человечно…

Не думаю, что владыка Антоний стали бы спорить с о. Мертоном насчет филиокве, а Льюис стал бы склонять ребе Нахмана креститься. Чем человек более развит духовно, тем меньше в нем нетерпимости, ксенофобии, неуважения к чужим убеждениям и желания непременно кого-то обращать в свою веру насильно — при том, что нет и индифферентизма, «теплохладности», которая невозможна в сердце, лично познавшем Бога, несовместима с любовью к Нему.

К слову говоря, в жизни, увы, мы нередко видим печальные примеры и ксенофобии, и нетерпимости, и убежденности в том, что (перефразируем известную поговорку) только невольник и есть богомольник… Откуда всё это, даже у тех, кто называет себя христианами? Среди многих причин явной мне видится одна: не столько духовная, сколько душевная незрелость многих людей.

Есть в Православии такой взгляд на устройство человека: душевное, то есть естественное, общее для всех людей — и духовное, то есть Божье. Как искажение этого взгляда, бытует порой и такое отношение: душевное, то есть область естественных чувств и всего подобного — оно несовершенное, тленное, оно если само по себе и не грех, то уж почва для греха точно, а вот духовное, то, что связано с исполнением заповедей Христа, постом, молитвой, таинствами Церкви — Божье и спасительное. А посему душевное в себе надо искоренять, а духовное культивировать…

Взгляд в корне неверный, и вот почему. Душевное — почва для принятия духовного, его основа. Христианство — высокая ступень, и на нее невозможно вспрыгнуть, минуя ступени нижние, рискуешь свернуть себе шею. Попросту говоря, невозможно стать христианином, если не стал еще просто человеком, и прав кто то, воздохнувший: «У нас в России подвижников и чудотворцев полно — а найди-ка просто порядочного человека…».

Как сказал Честертон, духовное воспитание ребенка начинается не с того, что мама учит его молитве «Отче наш», а с того, что учит говорить «спасибо» после обеда. А вот с этим человеческим «спасибо» , во всех смыслах, у нас большие проблемы, достаточно посмотреть, как мы едем в электричке, стоим в очереди, общаемся с соседями, митингуем на митингах, как, считая себя православными, ведем себя вне храма, когда думаем, что «Бог нас не видит»…

Душевное, человеческое — почва для духовного, а духовное, Божье — помогает душевному очищаться, крепнуть и взрослеть. Они неотделимы друг от друга, это две части человека, призванного вновь стать — цельным. Вот этой цельности нам бы и стоило поучиться у тех людей, которых мы с вами сейчас упомянули.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1669


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930