Опубликовано 11.12.2012 в рубрике  Новостная лента, Встречи
 

Епископ Иона (Черепанов): о позитивном экстремизме, временных трудностях и благодати


Епископ Иона (Черепанов) начинал служение в Киево-Печерской Лавре. С 1993 года был переведен в возобновивший деятельность Киевский Троицкий Ионинский монастырь.
В 1998 году, в связи с избранием во епископа прежнего наместника обители архимандрита Агапита (сейчас — архиепископ Северодонецкий и Старобельский), был назначен исполняющим обязанности наместника. С 1999 года — наместник монастыря. Тогда же Ионинский монастырь начал издавать миссионерский «Ионинский листок» — полноцветную двухполосную газету, бесплатно распространяемую среди верующих. Газета выходит до сего дня.

 
Без запретных тем


Епископ Иона (Черепанов): о позитивном экстремизме, временных трудностях и благодати
Вокруг Ионинского монастыря стала собираться молодежь. Возникло крупнейшее волонтерское движение Украины — «Молодость неравнодушна». Огромная база доноров, подшефные детские дома, онкологические отделения детских больниц, помощь домам престарелых — на каждом направлении работают по нескольку десятков юношей и девушек.

Вскоре стало ясно, что молодежному движению, появившемуся при Ионинском монастыре, в Украинской Церкви равных нет, и 23 декабря 2010 года наместник обители был назначен председателем Синодального отдела по делам молодежи. Впрочем, сам владыка Иона себя центральной фигурой в формировании молодежного служения не считает.

— У нас есть замечательный, очень образованный (три высших образования уже есть, четвертое собирается получать) батюшка — архимандрит Иоасаф (Перетятько). Идея начать более плотно работать с молодежью возникла у него несколько лет назад. У нас в монастыре было довольно много активных молодых прихожан, и мы решили с ними собираться, общаться, читать книжки, делать доклады…

Сначала встречи были совсем камерными, проходили в одном из помещений храма, присутствовали человек пять-шесть. Когда количество участников превысило несколько десятков, решили работать в несколько ином формате. Первый час — раскрытие священником какой-то темы, доклад, второй — ответы на вопросы в записках. В этом существенный плюс: не каждый молодой человек способен вслух озвучить какие-то волнующие его серьезные проблемы.

Запретных тем нет. Отец Иоасаф, из нашей братии, и отец Николай Могильный, из «белого» духовенства, друг нашего монастыря, честно отвечают на все возникающие вопросы.

Встречи с молодежью: взрослым и детям вход воспрещен

Сейчас на такие встречи каждый четверг приходят от двухсот до трехсот человек в возрасте от пятнадцати до тридцати лет.

За год обычно аудитория процентов на восемьдесят обновляется. Действительно, было бы странно, если бы люди много лет приходили слушать одни и те же ответы. Поэтому текучке в нашей «молодежке» мы только рады: ребята получают базовые знания и становятся прихожанами того или иного храма, начинают жить церковной жизнью, находят духовника и впредь обращаются за советом к нему.

Возрастной ценз жесткий: ни младше, ни старше не пускаем. Этому имеется свое объяснение. Есть определенный, достаточно узкий круг вопросов, который интересует молодых людей. Не всем детям до пятнадцати полезно слушать некоторые темы. А присутствие старших или пожилых людей смущает молодежь. К нам на молодежные чаепития даже бабушки пытаются ходить: «Я просто послушать, мне интересно!» Я отвечаю: «Если интересно — приходите в воскресенье на воскресную школу для взрослых!»

Невольник — не богомольник


— На молодежные встречи приходят уже верующие люди?

— Процентов семьдесят — в той или иной степени воцерковленных. Процентов двадцать — ищущие, начинающие воцерковляться. Оставшиеся десять процентов — протестанты, католики, раскольники…

— А какая примерно часть из ищущих и ранее состоявших в других религиозных организациях потом начинает ходить в храм?

— У нас все очень неформально, никаких списков и подсчетов не ведем. Любая формалистика убивает на корню все подобные мероприятия. Будем ли мы подсчитывать приходящих, или начнут снимать студентов с занятий, чтобы послушать известных миссионеров — ни к чему хорошему это не приведет. Невольник — не богомольник. Человек должен добровольно приходить туда, где ему интересно, куда зовет его сердце.

Ленивые экстремисты


Молодой человек — всегда экстремист, в позитивном смысле этого слова, ему хочется чего-то яркого и осмысленного.

Заметьте, любые боевые действия всегда сопровождаются всплеском патриотизма у молодежи. Когда ей нечем заняться, она расслабляется. А общество предлагает только имитацию деятельности, совершенно далекую от реальности.

— И что молодых людей ведет в храм?

— А вот в храм может привести что угодно! Мне кажется, что молодых людей, равнодушных к вере и к Церкви, не существует. Во всяком случае, у нас на Украине.

Антиклерикализм не вечен


Есть такие, которые противостоят Церкви в силу последних веяний, каких-то деструктивных направлений — но я думаю, долго это не продлится. Это временные трудности, я в этом нисколько не сомневаюсь.

У любого человека, даже у святого, есть недостатки. Но если заострять внимание на одном из них, на другом, на третьем, получится совершенно неприглядная картинка. Всегда можно найти, за что укусить. Так и сегодня мы наблюдаем, как Церковь целенаправленно и очень больно кусают, выставляя ее раны на обозрение публики. Мне кажется, это чей-то заказ. Понятно, что мы зачастую сами даем повод, но не настолько и не в таком количестве, которое представляется.

Я полагаю, что рано или поздно Господь любое зло обратит во благо. Не думаю, что те девушки, которые пилили крест, будут заниматься этим до сорока-пятидесяти лет. Рано или поздно образумятся, остепенятся. Главное, нам самим иметь мудрость и смелость правильно реагировать.

— У вас как-то спокойно к этому относятся…

— А как иначе относиться христианину к поношениям? Только по-евангельски!

Народ любит Церковь


— Что делать, чтобы народ полюбил Церковь?

— Народ и так любит Церковь, мне кажется. Если у кого-то какая-то проблема — умрет родственник, или сдавать экзамен, или вероятность онкодиагноза — куда человек идет? Два варианта — или к бабке и в церковь, или просто в церковь. Там, где в жизнь человека вторгается то, на что он повлиять не в состоянии, и начинается его дорога к храму.

Задача нашего молодежного отдела — встретить молодых людей, которые пришли в храм, и помочь им воцерковиться.

Воцерковление или тусовка?


Молодым людям свойственно стремление к служению, к действию, причем, к действию совместному. Можно, конечно, ездить в паломничества, совмещая полезное с приятным — с пикниками, например. Но, по-моему, это не очень продуктивно. Ребятам нужно дать возможность делать что-то, что могло бы послужить спасению души.

Наши молодые прихожане помогают в храме: убирают, ребята пономарят на службах. Многие задействованы в работе социального движения.

Есть у нас замечательный парень — Максим Костенко — по его инициативе в отделе началась социальная работа, которая сейчас расширилась до пределов всей Украины. Это не просто тусовка для общения, а реальное исполнение Евангельских заповедей.

Например, ребята работают с детскими домами. Нужно понимать, что сейчас многие, искренне желая помочь сиротам, везут в детские дома шоколадки и мягкие игрушки машинами. Поэтому в столичных детских домах, как правило, воспитанники «купаются» в мягких игрушках и на конфеты смотреть не могут. А есть места, где у сирот носков нет. Вот такими объектами и занимаются наши волонтеры.

Бывает, что волонтерство превращается в рутину, люди начинают уставать. Во избежание профессионального выгорания у нас в отделе с волонтерами постоянно работает психолог и проводит тренинги для всех, кто начинает заниматься социальной деятельностью. Люди должны знать, с чем они смогут столкнуться.

Мы были одними из первых, кто системно занялся молодежной работой в Украинской Православной Церкви. Раз в полгода собираем конференции священников, возглавляющих отделы по работе с молодежью в епархиях. Приезжают примерно сто сорок человек, обмениваемся опытом.

Многие епархии приглашают наших сотрудников провести мастер-классы, тренинги да и просто для общения.

Социальное служение как средство от интернет-зависимости…


Сейчас молодежь все больше и больше погружается в Интернет, а это — уход от реальности. Виртуальное общение основано на лжи и лукавстве, потому что в сети человек всегда иной, нежели в жизни. Более смелый, более зубастый.

Виртуален не только компьютерный мир, но и вся современная жизнь: искусственные ценности, искусственные интересы, искусственное искусство. А хочется жизни реальной. Задача как раз в том и состоит, чтобы ребят вывести из этой виртуальности. Для этого и нужно социальное служение.

… и борьбы с унынием


Молодые люди склонны к депрессиям и унынию. Любое событие, которое не укладывается в продуманную заранее схему, полностью выводит человека из равновесия. Несданный экзамен, неприятный разговор с родителями, размолвка с девушкой — события вселенского масштаба, человек готов заливать их алкоголем и чуть ли ни в петлю лезть.

Если он хоть раз съездит в онкоинститут к деткам, в которых еле-еле душа держится, или к инвалидам детства, для которых каждый прожитый день — подвиг, то поймет, насколько все его проблемы — мелочь и чепуха. Он поймет, что есть люди, которым намного тяжелее и которым он может помочь.

— Эта депрессивность и зацикленность на своих проблемах — веяние именно нашего времени?

— Я не сторонник рыданий и стенаний: «А вот в наше время… а сейчас…». Так было всегда. Просто сейчас ярче проявляется.

Молодежь и монахи


— Не мешает ли братии монастыря вся эта молодежная деятельность?

— Они не пересекаются, все после службы происходит. А лично мне это интересно. Я этому всячески содействую и по мере сил стараюсь участвовать. С ребятами тоже общаюсь, но чаще в индивидуальном порядке: отцы на «молодежке» что-то рассказывают, ведут встречи, а я где-то в задних рядах передвигаюсь, и, если у кого-то частные вопросы возникают, отвечаю.

Для уединенной молитвы у нас есть скит за городом. Раньше нашим скитом также был соседний Зверинецкий пещерный монастырь, но теперь он стал самостоятельным.

Постсоветские монастыри создавались по принципу «сам себе режиссер», но лет пять-шесть назад мы сдружились с Афонским монастырем Дохиар. На его примере мы узнаем, как должны строиться монастыри, и на него ориентируемся. В скиту, например, более или менее воплощается в жизнь общежительный принцип.

Трудное решение


— Какой средний возраст монашествующих Ионинского монастыря?

— Сейчас мы все уже повзрослели, нам около сорока лет. Начинали восстанавливать обитель мы все вместе, двадцать лет назад.

— То есть, вы сами очень молодым человеком приняли решение о монашестве…

— В монастырь впервые пришел в восемнадцать. Три года проучился на педиатрическом факультете медицинского института и понял, что монастырь мне дороже. В двадцать три года принял постриг.

— Как родители встретили ваше решение?

— Случаи, когда родители одобряли бы такой выбор, единичны…

Мои родители не были исключением и восприняли мое решение как блажь и временное увлечение. Их можно понять. Раньше их спрашивали: «А где ваш сын учится?». И они отвечали: «В медицинском институте». Это было престижно. А через три года на тот же вопрос им пришлось отвечать: «В монастырь ушел».

Плюс, я еще и единственный ребенок.

— Настоящие атеисты?

— Да нет, особого противодействия не было. У нас в доме даже старые бабушкины иконы были. Но это была, скорее, дань моде — в 1980-х годах было такое веяние: иконы, старина, древняя Русь и тому подобное. Даже когда приходили сослуживцы отца (он был военным), их не убирали.

Праведник в семье


Перекреститься я умел, с гостями из других городов мы с родителями обязательно ходили во Владимирский собор, свечки ставили. Была бытовая традиция без воцерковленности. Мама сейчас в храм ходит.

Мой отец был офицером столичного отдельного полка, коммунистом, официально крестить меня было невозможно, поэтому крестила меня моя благочестивая прабабушка — сестра новомученика иеромонаха Исаии (Кузнецова). Они были родом из Архангельской области, он ушел на Соловки, где был рукоположен во иеромонаха. Когда монастырь на Соловках разогнали, он вернулся к себе на Родину и служил в Николо-Коряжемском монастыре. А в 1930 году его забрали, осудили как тихоновца на десять лет, и на этом вся информация о нем обрывается. До нас не дошло ни протоколов, ни других документов.

Так вот, прабабушка моя была человеком святой жизни и крестила меня сама. Никто не помнил, миропомазали меня или нет, а сама она ко времени моего воцерквления умерла. На всякий случай, в 1991 году, в Лавре меня крестили заново.

По благодати


Свой приход в монастырь я считаю исключительным действием благодати Божьей.

Впервые в жизни я серьезно пришел на службу по приглашению одноклассника: он позвал меня послушать живой колокольный звон. Я пришел, и мне этот звон показался небесной музыкой. Потом смотрю — а мой приятель спускается с колокольни! У меня был шок. Я вообще не знал, что он был церковным человеком, тем более, что он звонит и пономарит, хотя мы с ним общались все время на какие-то философские возвышенные темы.

Он говорит: «Подожди меня на службе, потом домой вместе поедем». Я отстоял субботнюю всенощную, и, хоть практически ничего не понимал, но почувствовал, что здесь- мой дом и кроме храма мне в жизни ничего не нужно.

Потом меня попросили помочь в Лавре, я приехал, что-то покопал, что-то поносил, а потом попал на братскую трапезу. И так меня поразило это единодушие, единомыслие, что я понял: этого я и искал.

Иногда бывает, что люди встречаются и понимают: это мой муж, а это — моя жена, живут и умирают в один день. Брак — это таинство, и люди по благодати встречаются и вместе спасаются. И выбор монашеского пути происходит точно так же, по благодати.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2611


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031