|
||||||||||||||
Община Виссариона: храм поперек горлаНа юге Красноярского края в предгорьях Саян компактно проживают около 5 тысяч последователей секты Виссариона. Два года назад здесь появился крохотный православный храм. Что может выйти из такого соседства, выяснял корреспондент «НС». Великий исход Зал полон людей, стоит возбужденный гул, в доме культуры поселка Черемшанка сход граждан. Молчаливым и неподвижным остается только «Виссарион», тот самый, что провозгласил себя мессией. Он сидит на сцене на деревянном троне и с улыбкой смотрит сверху вниз на взволнованных людей. Большинство из них староверы. Здесь, в сибирской деревне, нет ни священника, ни храма, и староверы — безусловные авторитеты для односельчан в религиозных вопросах. Люди собрались, чтобы решить — пускать ли последователей самопровозглашенного мессии в свою деревню. По закону ограничить перемещение невозможно, но староверы все-таки хотят что-то предпринять. На вопросы из зала и реплики в свой адрес Виссарион не реагирует, и создается такое ощущение, что он держит этих людей за пустое место. Поднимается староста староверов, разговоры стихают. Он подходит к сцене: «Я сейчас вам задам вопрос один, по Библии, и вы должны на него ответить». И спрашивает громко и ясно, так что все слышат. Виссарион не отвечает. Тогда староверы молча встают — почти весь зал — и выходят. «Я тогда маленькая была, но и для меня стало понятно — раз староста спросил, а Виссарион не ответил, значит, он самозванец», — качает головой Ольга Латушкина, вспоминая эту историю двадцатилетней давности. Ольга владеет магазином рядом с православным храмом Пресвятой Богородицы в честь иконы «Целительница» и является одной из пятнадцати прихожан этой маленькой церквушки семь на восемь метров. На ее глазах в девяностых годах Черемшанку накрыло первой волной последователей Виссариона, в то время как старообрядцы массово покидали деревню. «Их было видно, последователи шли по дорогам, летели на самолетах, ехали на поездах, катили на велосипедах, как муравьи со всего мира», — вспоминает другой очевидец. Для людей этой первой волны было характерно ощущение близкого конца света, поэтому они сжигали за собой все мосты: бросали работу, семьи, продавали квартиры и ехали в «землю обетованную» (она же ЗО или «зона»), ища спасения от надвигающегося Армагеддона. Сегодня в поселке живут около тысячи человек, из них до 800 — последователи «Церкви последнего завета». Всех, кто не в ЦПЗ, они называют «местными». Разделение на «последователей» и «местных» существует, и оно очень четкое. В местной школе, например, дети питаются раздельно: последователи получают вегетарианский обед, а «мясоеды» — обычный. Даже время у них разное -- последователи живут по "природному времени", которое на час отличается от государственного "красноярского". Местные, по крайней мере в Черемшанке, к Виссариону не переходят, за все это время обратилась только одна женщина. А вот охлаждение последователей к учению и «учителю» (так здесь называют Виссариона) постепенно происходит, особенно в последние два года, когда в селе появился священник Алексей Решетников, кстати друг детства Виссариона. Два товарища Лет за десять до рукоположения отец Алексей, учитель по образованию, подрабатывал на железной дороге. «Как-то ночью проезжаю один поселок. Вышел из вагона, залез на эстакаду и вижу вдалеке огоньки. Ну, думаю, уж здесь-то, в этой глуши, я точно никогда больше не окажусь», — вспоминает он. Став священником и получив назначение на приход, отец Алексей с удивлением обнаружил, что служить ему предстоит в том самом поселке. «Помню, был май месяц, шел снег с дождем. Приезжаю в эту Ирбу, там избушка — временная церковь. Настроение у меня мерзкое было — Господи, куда я попал, — вспоминает отец Алексей. — А сейчас, когда мы построили новый храм, для меня это самое важное место на земле». Поначалу в Ирбе было несколько семей виссарионовцев, но после того, как в поселке начали регулярно служить литургию, Виссарион сказал, что место это экологически нечистое, и все его сторонники село покинули. «Я думаю, вот и хорошо. Виссарион теперь далеко, в Черемшанке, там другие батюшки пусть разбираются, а я служу себе в своем храме, ни о чем не забочусь, — смеется священник. — А в 2010 году вышел указ владыки — назначить меня в Черемшанку, на этот самый приход к моему “лепшему другу”». В начале девяностых Алексей и будущий Виссарион, а тогда еще Сергей Тороп, милиционер, художник-самоучка и «уфолог», вращались в богемных кругах Минусинска. Затем отец Алексей на два года потерял друга из вида. Новая встреча друзей была странной. «Я смотрю на него и не узнаю — борода, хитон красный, — рассказывает батюшка. – Говорю: “Серега, что случилось?” А он мне самым серьезным тоном: “Я теперь не Сергей. Я — Виссарион!”» Отец Алексей по инерции еще продолжал шутить: «Ну, давай, я сейчас зайду, ты мне расскажешь, какой ты Виссарион Григорьевич Белинский». Но все оказалось очень серьезно. Это экстраординарное событие, как рассказал Сергей другу, произошло в 1991 году. Надо сказать, что примерно в то же время в Минусинске появилось еще несколько «мессий», но все они впоследствии уступили багряный хитон Сергею Торопу. Однажды ночью Сергей услышал какие-то голоса, потолок над ним разверзся, с курением дыма в облаках пара к нему спустились ангелы и сказали примерно следующее: «Это ты сейчас Сергей, а в прошлой жизни ты был… Иисус Христос!» «Я говорю: “Серега, ты же раньше говорил, что в прошлой жизни был Рембрандтом!” — “Ну, это я просто так говорил”», — вспоминает отец Алексей. После рукоположения отец Алексей с Виссарионом больше не виделся. «Ему такие люди неинтересны, — говорит отец Алексей. — Простой сельский священник, что с меня взять. Ему надо встречаться с президентами, с губернаторами. На худой конец, можно с главой района. А с православными бесполезно». Вкус таежных манго У первых переселенцев-виссарионовцев чувствовался романтический порыв — за своим «учителем» они ехали в тайгу и днем строили «Город Солнца», а по вечерам пели у костра под гитару. Отец Алексей вспоминает, что на улице можно было увидеть, как двое последователей, повстречавшись, бросаются друг другу на шею. Было решено отменить деньги и построить на основе гармонии и любви новое общество, независимое от государства. Виссарион учил, что в Неваде взорвутся ядерные ракеты и климат в Сибири станет намного мягче и теплее, поэтому люди начали выращивать в теплицах фрукты — персики, виноград и манго. «Мы-то сажали тридцать соток картошки, солили три кадки капусты, с жимолости варенья, клюквы ведро, жили все натуральным хозяйством. А тут вдруг приехали москвичи с двумя сумками и захотели в зиму пойти. Очень тяжело им, бедненьким, было», — вспоминает Ольга, которая тогда была еще маленькой девочкой. Кроме того, у последователей была особая диета, которая должна была помочь им пережить надвигающийся Апокалипсис. «Первая волна голодовала сильно, они даже детям своим молоко запрещали пить. Чтобы отучить их от молока, детям велели представлять себе, что это гной», — рассказывает Ольга Латушкина. Окрыленные взрослые с готовностью принимали агрессивную диету, чего не скажешь про детей. Знакомая Ольги, выросшая в семье виссарионовцев, рассказывала, что вспоминает свое детство с ужасом. Ее жизнь сопровождало постоянное чувство голода. Она до сих пор помнит, как они с братом плакали, когда смотрели в окно, как папа раздает конфеты другим детям. Своим детям папа конфеты никогда не покупал. Сейчас эта девушка отошла от Виссариона и живет в Подмосковье, иногда звонит родителям. Когда она уехала и вышла замуж, ее отец воспринял это как настоящую трагедию, даже хотел застрелиться. «Кабы не сектанты, пропала бы деревня» Ракеты так и не взорвались, Сибирь осталась Сибирью, а виссарионовцы до сих пор выращивают в теплицах манго в ожидании «великого поворота» и постепенно налаживают свой быт. Когда главой администрации района выбрали виссарионовца, он провел в поселке телефон, протянул высоковольтную линию и поставил второй трансформатор — в домах появилось достаточно электричества. До этого трансформатор не давали десять лет. «Нельзя сказать, чтобы он везде ходил и помогал, но, по крайней мере, он не вставляет палки в колеса, — рассказывает муж Ольги Олег. — С Колей, предыдущим главой, дороги чистили только на Новый год и весной, когда все заваливало. А к этому достаточно подойти, проблему объяснить, и, если есть возможность помочь, он помогает». В девяностые, когда колхоз развалился, Черемшанка умирала. Сейчас поселок снова растет и развивается. Последователям запрещено пить и курить, а члены «единой семьи» в обязательном порядке шесть раз в неделю выходят на общественные работы. Правда, прирост населения происходит в основном за счет приезжих, а их с каждым годом все меньше. В последнюю весну в Черемшанку приехала только одна семья. Биографии приезжающих по зову Виссариона в «зону» имеют множество сходных черт. Это в подавляющем большинстве люди 30-50 лет. Все опрошенные отмечали, что накануне приезда находились в «активном жизненном поиске». Мужчин и женщин примерно поровну. У всех жителей появились огороды, построено две школы, несколько «храмов», появились мастера и бригады, которые уезжают рубить срубы в Красноярск и Абакан, семьи получают детские пособия, а дети ходят в государственную школу. Уезжают от 60 до 80 процентов детей. Что касается оставшихся, то они уважают веру своих родителей, но в Виссариона уже не верят. У самого Виссариона детей пятеро, но и они не считают отца за пророка. «Они такие же люди, у них такие же дети, болезни», — описывает Ольга взаимоотношения местных и последователей. Деревенские дети дружат с детьми виссарионовцев, вместе играют. «Я не могу сказать, что мы к ним негативно относимся, — говорит Ольга. — Жить мы им не мешаем, они нам — тоже». «Есть у них какой-то сдвиг в голове, и это заметно, — добавляет муж Ольги Олег. — Например, двое последователей могут обсуждать в автобусе кулинарный рецепт: “Я взял картошку, частичку Млечного Пути добавил, из созвездия Козерога взял соли”». Сам Виссарион в деревнях последователей почти не появляется, он живет на горе «Сухая» и выходит к народу по воскресеньям. На многих первая встреча с ним производит сильнейшее впечатление. «Он не человек» Вот как описывает встречу с Виссарионом один из его нынешних последователей, член одной из семей (28 лет): «Я начал слушать встречи Учителя и сразу почувствовал слияние. Он говорит — и я так говорю. Понимание такое же у меня. Вопрос задают, он отвечает, и я понимаю, что я бы так же ответил. Ты не представляешь, как Учитель может разворачивать вопросы. С простого маленького вопросика может задеть полностью такую прямо обширную площадь. Явно видно, что он не человек». А вот как говорила депутат Европарламента Мария Карпинская, перешедшая в общину и объявленная «Марией Магдалиной»: «Это сказка, автор сказки — Виссарион, а мы в ней играем какие-то роли. Как она закончится, я не знаю, но, наверное, очень счастливо». После выхода из общины «Мария» посмотрела на себя другими глазами: «Первые два года я находилась в состоянии, которое я называю очарование и чары. Состояние, когда ты не слышишь других людей. Это измененная форма сознания. Я смотрю на фотографии и себя не узнаю. Такой блеск в глазах. Осознавая себя сейчас, я понимаю, что была выведена Виссарионом и его группой в другое сознание, так скажем. Я видела только Учителя». Сейчас Мария Карпинская через свой сайт в интернете передает землянам «откровения богини Лилит» в стихах, которые ей «приходят их космоса». Очевидно, что полностью освободиться от воздействия «космических владык» у нее так и не получилось. Антиподы Когда отец Алексей первый раз приехал в Черемшанку, строить храм, у него опустились руки. «Смотрю, бревна валяются, гниют, фундамент лопнул в двух местах. Сижу на этом фундаменте, среди этих бревен и думаю: как же дальше-то?» Но постепенно вместе с местными отец Алексей начал служить молебны, читать акафисты, у храма появился благотворитель — женщина, которой чудом удалось выйти из секты. Антонина (по ее просьбе мы называем ее другим именем) попала в «Церковь последнего завета» с первой волной. Сначала вместе со всеми строила «землю обетованную», но постепенно разочаровалась. А вскоре заболела и окончательно отделилась. Начала ходить в церковь, и с ней произошло чудо — она выздоровела. Теперь Антонина — основной ктитор церкви в Черемшанке. Всего прихожан в храме — человек десять-пятнадцать, среди них двое выходцев из ЦПЗ. Иногда захаживают и действующие виссарионовцы. Отец Алексей относится к ним спокойно: «Приходит ко мне один их “священник”, Диан, болгарин, мы с ним вполне добродушно общаемся. Попросил недавно у меня два тома Паисия Святогорца, я дал — пусть читает. Я вполне допускаю, что мы могли бы с ним, например, вместе пить чай, если бы так сложились обстоятельства. Но внутренняя духовная составляющая у нашей жизни абсолютно противоположна, и это чувствуется. Я, например, никогда бы не смог присутствовать на его "службе". И дело даже не в каноническом запрете, а в том, что они поклоняются антихристу. Мечта Виссариона — власть над всем миром. Он бы хотел быть правителем всей земли. Но пока не получается, он управляет зоной». Служит отец Алексей два раза в месяц на протяжении последних двух лет. Примерно с этого времени в ЦПЗ начались нестроения. «Видимо, благодать Божия стала посылаться», — говорит священник. Среди сектантов некоторые считают, что сам Виссарион исчерпал свою миссию и уже не соответствует званию Христа, нужен новый лидер. Единства в идеологии, как раньше, уже нет. Внутри ЦПЗ появилось новое направление, которое последователи называют "Свет", со своим лидером. Сторонники "Света" призывают поклоняться напрямую люциферу (отсюда и самоназвание). Поклонение сатане основано на словах самого Виссариона о том, что Православие якобы неправильно понимает сущность люцифера, а на самом деле он совсем не злой и вообще, живет в другой части галактики. «Если каждое воскресенье будет служиться литургия, думаю, разрушение секты пойдет гораздо быстрее», — надеется отец Алексей. Недавно на постоянное служение в храме рукоположен священник. Но так как жилья для священника при храме построить пока не удалось, нет и приходской машины, а в адрес самого священника начали поступать анонимные угрозы, его назначили на другой приход. Последние новости от отца Алексея такие -- последователи готовятся к концу света 21 декабря, покупают оружие и продукты питания. Во что верят последователи "Виссариона-Христа"? Идеология движения виссарионовцев основана на утопическом стремлении создать «новое человечество», свободное от насилия, войн и агрессии, живущее в гармонии с окружающей средой, что достигается за счет накопления "позитивной энергии" и избавления от "негативной". Учение Виссариона, как и все новейшие религиозные течения, глубоко синкретично, основано на оккультизме, и сочетает веру в карму и реинкарнацию, инопланетные цивилизации и в живую "землю-матушку". При этом внешне учение активно маскируется под христианство, имеет своего «Христа», «церковь», «священников», «таинства» и активно использует псевдохристианские термины и славянизмы. Учение Виссариона декларирует себя как единую веру, которая соединяет в себе остальные религии. Согласно этому учению Православие — утратившая актуальность часть общей истины. При этом в самом учении Виссариона Христос -- не Бог. И даже Сам Бог тоже не является Богом, а лишь некоей, сотворенной "абсолютом" сущностью. Как помочь храму? Официальный сайт храмов в Черемшанке и Ирбе http://svtroicairba.narod2.ru/ Своего счета храм в Черемшанке пока не имеет. Деньги можно переводить на счет храма в Ирбе. ОСБ РФ 2383 п. Курагино, БИК 040407627, р/с 4070 3810 1313 6006 0004, КПП 242301001, священник Алексей Дмитриевич Решетников.
Образование и Православие / Текст и фото: Кирилл МИЛОВИДОВ, «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2420 |