Опубликовано 01.12.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Евангелие не про нас?


Мало в мире христиан, которые живут по Евангелию – тех, кто всерьез и по-настоящему исполнил хотя бы некоторые из заповедей Христа, кто сделал их центром всей своей жизни, почитают как святых. Вообще-то каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Живем, как умеем, исполняя иногда кое-что, да и то вполсилы, в четверть, в одну тысячную собственных сил и возможностей. Но при этом обычно мы все же сознаем, что наше христианство – в лучшем случае попытка, а не результат. А еще чаще – мечта или разговор о христианстве.
 
Так что упрекать кого-то другого, что живет он не по Евангелию – дело безнадежное. Всегда можно будет ответить с полным на то основанием: «ты на себя-то посмотри!» В притче о мытаре и фарисее так прямо и сказано: кто посмотрел на себя и только на себя, тот и вышел из храма «более оправданным», невзирая на все духовные достижения другого.

Но есть ситуация, когда молчать все-таки не стоит – это когда начинает звучать проповедь, как называл это апостол Павел, «иного благовествования», а говоря современным языком – альтернативного евангелия. В Послании к Галатам (Гал. 1:6-8) Павел выразился предельно ясно: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема».

Это вполне понятно: христианская жизнь не есть покой, а движение к великой цели, которая лежит вне пределов видимого мира, которую мы надеемся достигнуть лишь в жизни будущего века. Указывать пальцем на тех, кто идет к ней не так быстро, как, по твоему мнению, идешь ты сам, просто нелепо. Но вот если произошла подмена цели, если люди идут не в ту сторону – это уже катастрофа.

Именно это я и слышу в последнее время всё чаще, всё громче, всё авторитетнее. Вот, например, ясно ведь сказано: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14), и даже пример дан, когда Сам Христос молился о распинавших на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34) – но нет же, говорят мне, это совсем не наш случай, потому что грешники перед нами еще не покаялись, а если даже покаялись, то не так, и в любом случае мы еще подумаем, стоит ли их прощать.

Сказано ясно: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19) – но нет же, говорят мне, церковь должна демонстрировать всем свое богатство и даже роскошь, чтобы произвести должный эффект на людей богатых и успешных.

И самый свежий пример, уж не буду приводить ссылку – мне объяснили, почему к нашему времени никак не применимы слова «ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Оказывается, дело в том, что сегодня публичная молитва, демонстрация своей веры служит «мишенью для продажных блогеров» – так что будем молиться на страх врагам. Странна сама мысль о молитве вопреки кому-то, к тому же во времена апостолов за веру во Христа не в блогах высмеивали, а камнями побивали и на крестах распинали. Теперь же наоборот, приглашают в народные собрания и сажают на самые почетные места (кстати, об этом тоже в Евангелии есть, но уж ладно, не буду придираться). И вообще вопрос о том, что из личного и сокровенного можно выставлять напоказ, не изменился за последние две тысячи лет совершенно.

С каких слов начинается нагорная проповедь, что звучит на каждой литургии: «блаженны нищие духом, кроткие, плачущие, изгнанные за правду». А что слышно у нас? Дружно все встаем с колен и строим нечто великое и славное, причем желательно сразу и империю, и симфонию. Может быть, это прекрасная цель – только она не имеет ничего общего с евангельским учением о Царстве Божием. Если бы не так, Христос воплотился бы римским императором, главой самого великого и славного в истории государства в период его расцвета. Или принял бы предложение сатаны насчет «всех царств мира и всей славы их».

Он отказался, потому что прекрасно сознавал цену этим царствам и этой славе, потому что желал неизмеримо большего, и желал этого для нас. Но всё это так загадочно, так вызывающе, что проще все-таки как-нибудь с царствами и славой разобраться. Только христианство тогда становится не путем, по которому надо идти в Царствие, а еще одним сокровищем, которое надо убрать на полочку и тщательно оберегать от посягательств. Можно его использовать как ресурс на переговорах со славными царями.

Только это ведь выходит не по назначению, и тогда обетования, данные в Евангелии, никак к нам не относятся. Тогда получается, что мы играем на поле того, кому принадлежат царства мира и вся их слава, играем по его правилам и в его игру. И что, надеемся у него при этом выиграть?

Я крайне далек от мысли последовать примеру Лютера и начать обличать направо и налево нынешнюю церковную действительность, а тем паче – призывать ее по своему разумению переделывать. Вряд ли оно выйдет лучше, чем было, и уж совершенно точно не чувствую я за собой права обличать других, что живут не по-евангельски, когда и сам от идеала безмерно далек.

Но очень хочется предложить: давайте мы все-таки не будем от Евангелия потихонечку так отказываться, не будем делать вид, что оно написано давно и совсем не про нас, а мы уж тут сами как-нибудь разберемся. У нас мало что получается, нам многое в нем просто пока не понятно: я вот до сих пор не очень понимаю, как это можно подставлять другую щеку, когда тебя бьют – но это не значит, что заповедь эта не для меня, что она устарела, что в нынешних конкретных условиях мне следует отвечать хуком справа. Нет, я просто до этой заповеди пока не дорос.

Евангелие дано каждому из нас и всему человечеству на вырост, и мы пока путаемся в нем, как малыш в папином кабинете, где столько всего непонятного и сложного. Но лучше нам будет самим расти – а не низводить то, чего не поняли, чего не достигли и чего не сумели, до уровня собственных малышовых понятий. Мы же так самих себя обкрадывать будем, в конце-то концов.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1698


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930