Опубликовано 01.12.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Предатель


Разговаривать. Задавать вопросы. Отвечать на вопросы — так решили публицист Валерий Панюшкин и священник Сергий Круглов. Решили и объявили совместную колонку. Валерий будет задавать вопросы, отец Сергий — размышлять над ними — вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о верности и предательстве.
 
Валерий Панюшкин


Валерий Панюшкин. фото: Валерий Лукьянов
Она сорвалась. Моя любимая подруга Саша. Бывшая наркопотребительница (бывших не бывает) с классическим для наркопотребительницы набором диагнозов от ВИЧдо гепатита С. Пять лет не употребляла наркотиков и вот теперь сорвалась. А я и не знал. Она только что мне сказала.

Это были счастливые годы, пока она не кололась героином. За эти годы она создала лучшую, пожалуй что, в стране организацию людей, живущих с ВИЧ. Работала психологом с перепуганными, только что узнавшими диагноз — убеждала лечиться, а не прыгать из окна.

Работала сиделкой с умирающими от туберкулеза и саркомы Капоши: медсестры не хотели работать с ними, потому что у них СПИД — боялись. Работала с городскими властями и с федеральным правительством, чтобы не закрывали глаза на проблему, а делали же что то, останавливали же эпидемию.

Это были счастливые годы, и мы многого добились вместе. Добились для ВИЧ-положительных лечения, например — которое одно только и может остановить эпидемию, потому что если ВИЧ-положительный человек пьет таблетки, то и сам не помирает, и вирусная нагрузка у него ноль, то есть ВИЧ не распространяется через него. Мы научили государство давать людям таблетки, а людей научили регулярно таблетки принимать. За эти пять лет и во многом нашими стараниями ВИЧ превратился из смертельной болезни в хроническую.

И еще нам было весело. Мы почему-то все время смеялись, выполняя эту работу, которая другим кажется страшной. А мы веселились все время. Наверное от счастья работать вместе, дружить, счастливо подмечать смешное на каждом шагу даже в таком строгом деле, как борьба со смертельной эпидемией.

Пока Саша не сорвалась.

И вот мы стояли вдвоем на мокрой Большой Пушкарской под холодным снегодождем. Я держал Сашу за плечи, пытался сказать что-то разумное: поедем в клинику на детокс, а с завтрашнего дня на группы, я помогу, я буду с тобой… А она кричала в ответ. Нет, не в ответ. Она не слышала меня. Она кричала не столько мне, сколько сквозь меня — в небо, всему миру, камням, дождю. Кричала таким утробным голосом, каким не может кричать человек, а только бес, вселившийся в человека.

Кричала, что я должен дать ей денег, повезти ее на какую-то точку, сейчас, немедленно. Глупо было говорить ей, что героин убьет ее. Она кричала, что хочет умереть. Она обещала мне всё, что угодно: что завтра бросит, что это последний раз. Она предлагала мне себя: прямо вот хоть здесь и сейчас под дождем на тротуаре — и принималась срывать с себя одежду. И силы в ее вырывающихся плечах было столько, сколько не может быть у худенькой девушки.

Тогда я отпустил её. Я понял, что кричавший ее горлом и извивавшийся ее телом героин ли, бес ли — сильнее меня. Я развернулся и пошел прочь, не оглядываясь. Она что-то еще кричала мне вслед. Что я должен… Что она умоляет… Что я же друг… Но я не слушал, шел куда глаза глядят под снегодождем, шел часа два, наверное, в состоянии близком к беспамятству, пока не обнаружил себя мокрым насквозь со стаканом чего-то спиртного в руке, где-то в баре, а бармен склонялся надо мной и говорил:«Не реви, мужик, ты чего ревешь-то как маленький».

Потом я не знал ничего про Сашу года полтора. Считал ее мертвой. Когда я видел ее в последний раз, она кричала что-то про два грамма, а эта доза — по ту сторону смерти. И я считал ее мертвой. И приезжая в Петербург, избегал ходить по Большой Пушкарской: мне казалось, что на месте нашего расставания должна быть воронка, как после взрыва.

А спустя полтора года она позвонила. Она сказала: «Я вернулась» — в смысле в нормальную жизнь. Она сказала, что когда я ушел, оставив ее на улице, сдалась в клинику, потом стала ходить на группу и потом выждала еще год трезвости, прежде чем позвонить мне и сказать «Я вернулась». Она благодарила меня, что не стал играть в наркоманские игры сочувствия и созависимости, что не пытался «причинить добро», что бросил ее в аду, констатировав тем самым, что вокруг нее ад. Она благодарила, а у меня в голове радость от ее воскресения мешалась с угрызениями совести — ведь бросил, бросил.

С тех пор прошло еще года четыре. У Саши всё хорошо. Она восстановила свою организацию, блестящих социальных проектов делает чуть ли не вдвое больше, чем прежде. Родила дочку, у которой анализ на ВИЧ отрицательный. Мы довольно часто встречаемся, смеемся как прежде, радуясь друг другу.

Когда заходит речь о помощи наркопотребителям, иногда даже и на специальных семинарах Саша ставит меня в пример — не «причинял добро», предложил помощь, но не навязывал, констатировал, что подруга в аду, но сам за нею в ад не полез, понимал собственное бессилие и не тщился помогать бессильно. Иногда цитирует самолетную инструкцию по безопасности: «Если путешествуете с ребенком, сначала обеспечьте кислородной маской себя, потом — ребенка». Иногда — кого-то из святых отцов: «Спасись, и вокруг тебя спасутся тысячи».

И всякий раз, когда она так говорит, я вспоминаю тот вечер с угрызением: бросил же, предал… Как же я мог бросить ее под холодным дождем и уйти, не оглядываясь?



Священник Сергий Круглов

Читаю рассказанное вами, Валерий, а где-то внутри, боковым слухом, слышу, как чей-то голос речитативом выводит: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Это так в Церкви на ектении дьякон говорит, а хор отвечает: «Тебе, Господи»…

«Христу Богу предадим…» А сами что? Делать что-то в этом мире и в этой жизни мы должны, мы к этому призваны, и своей совестью, и заповедями Божьими. Обязанностей у нас много, и жизнь не дает расслабиться, да и высокое звание «чад Божьих» — не поэтический троп, а констатация факта: как говорят святые отцы, мы — соработники Богу.

И то, чему Он учит нас и чего ждет от нас — дела любви — не игрушки, а вещи серьезные, от которых зависит жизнь наша, наших близких, всего мира. Так что, в каком-то хорошем и великом смысле, человек и впрямь звучит гордо, человеку дано многое.

Но человек не всесилен. Бывают ситуации, когда в бессилии он отдает всё Богу в руки, специально того не желая, просто потому, что «так вышло». Как произошло и с вами, Валерий… И искренняя горечь, с которой вы называете свое поведение в этой ситуации «предательством», говорит о том, что сделали вы это не нарочно (упаси Господи такое поведение в отношении к людям, погибающим от греха — «клин клином вышибают» — сделать правилом, идеологией, нарочитой программой жизни)…

К таким ситуациям заранее не подготовишься, жизнь сокрушает нас неожиданно, и мы можем только в растерянности и ужасе, собирая в кулак остатки сознания, наблюдать великое: действие спасительного промысла Божия, совершающего добро, порой с первого взгляда непонятное и неохватное умом, из зла, которое как раз всегда зримо, понятно и выглядит ну очень всесильным и неотвратимым.

Вот, помните, Петр: вынул меч, ринулся, чтоб защитить Христа, но из порыва вышел пшик, а дальше — и хлеще: сам того не желая, трижды предал Учителя. Впоследствии Петр стал апостолом, и стяжал Духа, и радостно нес миру великую весть о Воскресении — но до конца дней помнил и оплакивал свое предательство…

В вашей истории все вышло хорошо, и Саша считает, что в том есть ваша заслуга, и в чем-то она права — но правы и вы: тошная горечь от сознания собственной немощи сводит скулы и заставляет помалкивать, по крайней мере, не дает похвастаться. В ходе этой истории вы лучше узнали и Бога, и Его недоведомый благой промысл, и себя самого — но гордиться вам в ней нечем, и это правильно. В православном народе про это говорят проще: «Господь смирил».

Да, Господь всегда с нами рядом, и Его явное присутствие, как радостное невероятное чудо, животворит нас, укрепляет нашу веру и надежду-несмотря-ни-на-что. Но и наши слезы о том, что мы все еще в рабстве у греха и немощи, что мы все понимаем, да порой сделать мало что можем — непритворны. Помните «Расторжение брака» Льюиса? Я часто твержу, как заклинание, одну из последних строк этой книги: «Утро! — плакал я. — Утро застало меня, а я только призрак!»

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 1736


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930