Опубликовано 15.11.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Ересь принятия всех


Разговаривать. Задавать вопросы. Отвечать на вопросы — так решили публицист Валерий Панюшкин и священник Сергий Круглов. Решили и объявили совместную колонку. Валерий будет задавать вопросы, отец Сергий — размышлять над ними — вместе с читателями будут искать ответ.

 
Валерий Панюшкин

Ересь принятия всех

В миланском монастыре Санта Мария ди Кьяравалле я оказался на две недели случайно, по стечению обстоятельств. Это было начало 90-х годов, и я был одним из первых российских аспирантов, получивших грант на учебу в Италии. Разумеется, никто тогда не умел оформлять грантов, никто не умел подписывать договора с европейскими университетами и переводить деньги на счета европейских университетов. Одним словом, деньги мои потерялись, и я оказался в Италии буквально без копейки денег, буквально бомжом на улице.

Некоторое время (продолжая ходить по архивам и на лекции) я жил в сквоте арабских торговцев наркотиками, но они (из лучших побуждений, желая дать мне подзаработать) то и дело настаивали на том, чтобы я торговал героином. И пришлось уйти.

Тогда совершенно случайно по учебным делам встреченный цистерцианский монах падре Лоренцо предложил мне пожить в монастыре.

«Вообще-то, — сказал Лоренцо. – Святой Бернард Клервосский прямо написал в уставе ордена, что мы монахи-цистерцианцы должны давать кров и еду всякому, кто постучит в ворота. На самом деле немного сложнее. Ну, надо позвонить в монастырь и спросить, есть ли свободные гостевые кельи».
Мне выделили келью с душевой кабиной, солдатской кроватью, письменным столом и распятием. Меня кормили три раза в день в общей трапезной под чтение жития святого Бернарда. И так продолжалось две недели, пока не нашлись на счетах университета мои потерявшиеся деньги.

Это не было со стороны цистерцианцев миссионерством, никто не склонял меня перейти в латынскую веру, наоборот, искренне интересовались, как у православных то, да как у православных это. Да мне и не захотелось в католики.

Но мне захотелось научиться вот этому принятию чужого человека, просто потому что ему некуда идти, и он постучал в ворота. Меня «сохранили яко немощна» и «окормили яко странна». И мне захотелось учиться этому у людей, которые это умеют.

Вернувшись в Россию, я стал искать таких людей и такое место, где умели бы принимать человека безусловно, просто потому что он человек. И нигде не находил. Везде выдвигались условия: мы тебя примем, если ты бросишь курить, покаешься в том, покаешься в этом, отречешься от апокатастасиса, уверуешь во ад… Поймите, я не пытался лезть в чужие монастыри со своим уставом, я выбрасывал сигареты за версту до Оптиной пустыни, а потом два дня на всех службах вместо Бога думал только о табаке. Я не хотел, чтобы мне разрешили грешить. Но я искал людей, которые умели бы не осуждать грешников.

И я нашел. Главного врача Первого московского хосписа Веру Миллионщикову. К ней в Хоспис я ходил чаще, чем в церковь. Там принимали всех – бедных, богатых, злых, добрых, праведников, убийц… Несколько лет Хоспис был моим храмом, и Вера была моим исповедником. Поговорив с нею, мне легко было зайти в любой храм, где любой поп накрывал мне голову епитрахилью и допускал к причастию.

С тех пор, как Вера умерла – вот уж два года — некому учить меня этой ереси принятия всех.

Священник Сергий Круглов

Ересь принятия всех

Знакомо-знакомо!…

У нас в Минусинске при Спасском соборе нет специальной службы, «заточенной» под принятие постояльцев, гостиницы, хосписа и проч. Тем не менее, ситуация принятия странников знакома и нам.

Во дворе собора есть у нас маленький крестильный храм, а под ним – подвал, в котором и просфорня с большой печью, и комнатка, где переодеваются священники, там же имеется пара диванов. И каких только странников туда ни принимали… Воцерковленные и невоцерковленные, паломники, освободившиеся зеки, беглые виссарионовцы (секта «Последнего Завета» располагается в соседнем Курагинском районе, люди, находящиеся там, обычно передают всё свое имущество во владение администрации Виссариона, и коли захотят потом уйти, то идти им некуда…), болящие с детьми и без детей, люди в самых разных житейских обстоятельствах – все, так сказать, промелькнули перед нами, все побывали тут.

Разумеется, никакое доброе дело да не останется безнаказанным, и влетали мы не раз – то проходимцы оказывались, то психбольные, то еще кто…

Помню, однажды приютили мы переночевать одного св. паломника, странствующего по св.обителям Сибири. Вид он имел соответствующе св. : брада, четки, смиренный взор, тихая речь, простите-благословите-во славу Божию… Ну, священнопереночевал, а наутро и ушел не попрощавшись. Собрав заодно (а была зима) в комнате священников все, что может пригодиться паломнику в его пешешествовании: у кого-то шапку, шарф, у дьякона – теплую зимнюю куртку, у меня сумку (хорошо хоть паспорт выложил), деньги у всех какие были… Долго поминали мы его в своих св. молитвах, незлым, тихим словом.

Смех и грех – смехом; но тема, затронутая вами, очень важна… Судя по яркому выражению, употребленному вами – «ересь принятия всех» — вы, поди, думаете, что немилосердие к чужим есть массовое явление, характерное именно для нашей православной Церкви, и почти как бы даже негласная установка?… Думаю (да, скорее всего, думаете и вы, Валерий), что это не так. В нашей Церкви есть немало людей, служителей и мирян, живущих не по понятиям мира сего и его злобы дня, а в соответствии с евангельским устроением своего сердца и ума. Живется им, это да, нелегко, но все силы и труды, которые они тратят, восстанавливает Бог…

Другое дело, что в той же бытовой жизни Церкви немилосердие и ксенофобия распространены, увы, широко, это верно. Но проблема вот в чем: они же распространены и в российском обществе. Часто, критикуя Церковь, критики упускают из виду простую вещь: от общества Церковь не отделена, храмы наполняют те же люди, которые ходят по улицам. Копни любую церковную проблему, из тех, о которых сегодня спорят в СМИ или интернете – и увидишь: проблема-то это общероссийская. Самая что ни на есть нашенская…

То же самое – и в данной ситуации. В той же Италии, вообще в Европе (нисколько их не идеализирую, зане и там смертные человеки живут, как пела группа «Воскресенье» : «Там такое же синее небо и такая же трудная жизнь»…) житейские, повседневные навыки демократии, соблюдения законов, уважительного отношения к личности нажиты давно, имеют глубокие корни. А у нас, увы – сами знаете… Да и когда бы нам их было наживать: то война, то перестройка, то понос, то золотуха, где уж тут о правах человека думать, когда то воздушная тревога, то на свободу велят идти с чистой совестью…

Априорное уважение к личности человека, уже хотя бы потому, что он не только равен мне перед лицом закона, но главное потому, что он, как и я – Божье дитя, лежит в основе демократии (не помню, кто сказал: «Демократия – очень несовершенное общественное устройство, но оно, увы, единственное, в основе которого лежит христианство»). У нас в России какая главная ценность? Правильно: либо идеология, либо как сегодня – газ, нефть, недра…. А человек, личность!… Ерунда какая. Расходный материал, население, которым можно манипулировать так или иначе в тех или иных целях (благих или ужасных – другой вопрос).

Это, конечно, не декларируется – но жизнь показывает: это среда, в которой мы живем каждый день, мы с этим родились, к этому приспособились, для всех нас это естественно. И видеть мир иначе, иначе относиться друг к другу, когда того требует жизнь и заповедь Христова, нам бывает ох как тяжело – хотя, конечно, нас самих, когда мы ведем себя привычно по-мордорски, это нисколько не оправдывает.

Так что выражение «ересь принятия всех» можно сделать красивым слоганом – но на деле, в конкретных житейских случаях, все не так просто…. Источник всякого зла – в сердце человека. Чтоб как-то с ним бороться вовне, надо не пускать его в свое сердце, прежде всего. Миловать самим, помогать нуждающимся, не теряя при том и трезвомыслия с рассуждением, не шибко судя тех, кто этого не делает – другими займемся потом. Помните слова Евангелия:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно»?

Вот они – примерно про это.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1878


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930