Опубликовано 16.11.2009 в рубрике  Новостная лента, Основы православной культуры в школе
 
Ксения Лученко. Семья и школа: закадычные враги?

Ксения Лученко

Биография:
Родилась в 1979 году в Москве. В 1996 году окончила гуманитарно-лингвистическую гимназию № 1541 (французский и английский языки). В 2001 году получила диплом факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, параллельно окончила 3 курса факультета иностранных языков (французский и немецкий). С 1999 года - внештатный автор различных СМИ. С 2002 года – сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви, обозреватель газеты «Церковный вестник». Входила в редакторскую группу нескольких интернет-проектов («Соборность», «Орто-медиа.ру», «Церковный вестник», «Пасха.ру»). В 2004 – 2007 гг. - пресс-секретарь ряда церковно-общественных форумов (I и II фестивали православных СМИ «Вера и слово», выставка-форум «Православная Русь», международные богословские конференции «Эсхатологическое учение Церкви» и «Православное учение о церковных таинствах»). Автор-составитель справочника «Православный Интернет» (первое издание – 2004 год, второе издание – 2006 год). Лауреат конкурса «Православная инициатива» 2005 года. В 2006 – 2009 -редактор телепередачи «Русский взгляд» («3 канал»). Кандидат филологических наук. Главный редактор сайта "Татьянин день". . Замужем, двое сыновей.

Ксения Лученко. Семья и школа: закадычные враги?


Вроде бы уже решено, что школьники будут учить «Основы православной культуры». Хотя, на мой взгляд, если это будет предмет по выбору, то почему бы ему не называться «Законом Божиим». Ведь альтернатива – «светская этика» и курсы других традиционных религий. Значит, на «светском» уроке – этика, а на религиозном – «культура»? Удастся ли авторам учебников через культуру донести до детей нравственные основания христианства? Или это будет культурная оболочка, из которой вынута евангельская сердцевина?
 
Вопросы эти остаются открытыми, но ясно, что лучше хотя бы культура, чем вообще ничего.

Школа, будучи по природе своей самым консервативным государственным институтом, до сих пор сохраняет, с одной стороны, рудименты советской воспитательной системы, с другой – глубокий отпечаток постсоветского релятивизма. При этом в своем воздействии на формирование и личности, и общества в целом школа носит тотальный характер, ибо эти одиннадцать лет – неизбежность, с которой сталкивается каждая семья. Телевизор можно выбросить, Интернет не подключать, в выборах не участвовать, но аттестат о среднем образовании получают все.

Даже если ребенок не ходил в детский сад, не посещал городские поликлиники, наступает момент, когда он неизбежно должен вступить в социум. Это момент поступления в школу.

Советская школа была нацелена на формирование удобных для коммунистического государства граждан, запрос на которых, слава Богу, отпал вместе с коммунистической идеологией. Да, идеологическая составляющая из системы школьного образования была изъята, однако форма школьного воспитания, «мехи» остались старыми. И это вводит многих, в том числе и самих учителей, в заблуждение.

Коммунистическим идеалом было как можно более раннее и полное изъятие человека из семьи и включение в жизнь общества (вспомним «романтические» дома-коммуны 1920-х годов, где в квартирах не было кухонь), поэтому школа противопоставляла себя семье, была призвана «исправлять» негативное влияние семьи на ребенка. Этот мессианский комплекс и пренебрежительное отношение к семейным устоям и ценностям остались и у многих современных учителей.

При существующей школьной системе введение «Основ православной культуры» может развить у ребенка двойные стандарты: на уроке ему говорят о высоких образцах христианской святости, а, перейдя в соседний кабинет или выйдя в коридор, он встречает отношение к себе учителей и одноклассников, которое исходит из совершенно иных нравственных координат, а точнее – полного релятивизма. И здесь на уровне «спускания сверху» можно решить лишь немногое. Ведь речь идет о деталях и нюансах, из которых и складывается школьная жизнь каждого маленького человека.

У меня много примеров из школьной жизни – и моего ребенка и его одноклассников, и детей друзей, и случаев, рассказанных на форумах в Интернете. Если их классифицировать, то главные нравственные проблемы таковы:

Учителя не поддерживают авторитет родителей, а порой открыто ставят его под сомнение. Ребенок может заявить «а учительница сказала, что ты не понимаешь». Дети порой превращаются в мини-«павликов морозовых»: на уроке ребенок рассказывает о каких-то случаях или традициях в своей семье, а учитель разбирает, в чем родители Ванечки неправы и чему Ванечка должен научить своего папу. Родители ставятся на одну доску с детьми, как будто они вместе учатся в школе и всесильный учитель рассказывает им, как надо жить. Это наследие позднесоветсткого инфантилизма. А если при этом учесть, что большинство учителей – женщины, а критике они чаще всего подвергают отцов, то картина становится просто пугающей.

Среднестатистический ребенок, переступая ежедневно порог школы, сразу испытывает желание оправдываться, потому что учебный процесс построен на допущении постоянной виновности ребенка. «Пятерка» сегодня – это результат того, что ребенок смог доказать, что ему не за что ставить два, «отбрехался». А вовсе не реальная оценка знаний. Это ведет к неврозам, снижению мотивации к учебе, падению самооценки и навязчивым страхам. Стоит ли удивляться, что причинами подростковых самоубийств часто называют «депрессию» и «проблемы в школе», а порой в новостях мелькают заголовки «школьник покончил с собой из-за тройки» или «школьница убила себя из-за несданного экзамена».
Ксения Лученко. Семья и школа: закадычные враги?
Юлия Сорокина. Воспоминания. photosight.ru

Смысловое наполнение школьных праздников в большинстве своем постмодернистское. Праздники – важный элемент школьного воспитания, в школе существует свой «годовой цикл», на котором построена внеурочная работа. Однако с тех пор, как перестали отмечать красные дни календаря, суть праздников оказалась размыта. Например, в некоторых школах в прошлом году на родительских собраниях обсуждали празднование Масленицы. На вопрос православных родителей «а Пасху тоже будем отмечать?» – ответили, что у нас многонациональное государство, Церковь от него отделена, поэтому религиозные праздники отмечать не будем. При этом языческая Масленица, «День святого Валентина» и «Хэлоуин» празднуются как «светские».

В школах на окраинах мегаполисов большой проблемой стало количество детей, скажем так, нерусской культурной традиции. В отличие от наших детей, они сколачивают «землячества» по национальному принципу и выступают единым фронтом, определяя атмосферу в классе. В то время как русскоязычные дети разобщены, не чувствуют, что их объединяет, ими легко управлять. Это воспитывает в них комплекс неполноценности и агрессивность.
В подавляющем большинстве школ, имеющих репутацию «хороших», в детях с первого класса воспитывают лидерские качества и всячески подогревают соревновательность, дух соперничества, осознание себя как конкурентоспособной единицы своеобразного «рынка» успешных учеников.

Это только начало списка, примеры проблем, с которыми сталкиваются родители-христиане, вступающие в школьную жизнь вместе со своими детьми. Более того, если мы христиане и стараемся жить по евангельскому идеалу, то эти проблемы мы хотя бы осознаем и стараемся им противостоять (кто-то возит детей на другой конец города в хорошую православную школу, кто-то переводит просто в надежную частную, кто-то переходит на домашнее обучение, кто-то – большинство – считает школьную жизнь прививкой к жизни в обществе и учит детей достойному поведению христиан в миру).

Родителям из невоцерковленных семей нечего противопоставить сложившейся ситуации.

«Основы православной культуры» – это инициатива «сверху», которая будет вводиться на уровне государства. Ей навстречу должна идти инициатива «снизу»: заинтересованные в изменении климата в школах родители и учителя могут вести просветительскую работу на уровне родительских комитетов, взаимодействия школ с близлежащими приходами. Механическим введением ОПК будут решены лишь отдельные проблемы. Изменить ситуацию в целом, вывести школу из системного ценностного кризиса сможет только широкое общественное движение родителей, поддержанное Церковью.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Ксения Лученко
http://www.pravmir.ru/kak-shkola-primet-opk/

Читайте также:

01.09.2017 - Школьная форма: как одеваются дети в элитных школах Новосибирска

08.07.2017 - Представитель Церкви: Насильственное утверждение приоритета гендерной идеол ...

10.09.2012 - Школа: православная или обычная?

20.11.2009 - Православный образовательный журнал «Виноград» становится изданием для роди ...

02.09.2009 - Протодиакон Андрей Кураев: В школу необходимо вернуть "работу над совестью ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 4375

Ключевые слова: школа, семья

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (10)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031