|
||||||||||||||
О безыдейности. Алексей Соколов о антиклерикальном перфомансеСтуденты Санкт-Петербургского университета провели антиклерикальный перфоманс во время проходившей в их университете научной конференции «Религия в современной системе международных отношений». Как сообщают сами устроители акции, на выступление иеромонаха Филиппа (Рябых) явились следующие персонажи: гопник с пивком и семечками, беременная гомосексуальная пара, сатанистка, черти и так далее. Акция, разумеется, глупая, вполне в ряду других студенческих выходок, которые происходят достаточно регулярно. Все мы были студентами, все помним это время. Как говорится, если в восемнадцать ты не революционер у тебя нет сердца, если в сорок ты не консерватор — у тебя нет мозгов. Одеваться чертями в знак протеста против научной конференции и думать, что ты протестуешь против мракобесия — как раз из этого разряда. Однако, как же точно ребята подметили проблему! Многие ли могут ответить на вопрос, что такое «клерикализация»? Определение ее слишком размытое и слишком много может под собою подразумевать. Зато альтернативу нам показали очень точно — сатанисты и «гопники с семками». Призрак последних бродит по России, отзываясь страшными эпизодами криминальной хроники, бессмысленным насилием, когда людей сжигают в вечном огне, родители держат детей в собачьих будках, а ради старого мобильника могут зарезать несколько человек. Подсознательно всем нам страшно. Мы чувствуем, как земля уходит из под ног у нашего общества, мы тщетно ищем спасения … И некоторым кажется, что «клерикализация» нас спасет. Вот только, что же это все-таки такое? Под клерикализацией можно подразумевать разные вещи. Кто-то называет так любое участие Церкви в общественной жизни, хотя, в принципе, это, разумеется, никакая не клерикализация. В демократических обществах любые социальные группы (в том числе группы верующих) имеют право отстаивать свое мнение, а обратная ситуация – это советское государство, стремящееся уничтожить Церковь на корню. Настоящая же клерикализация – это прямое сращение Церкви и государства, но и этот процесс может принимать разные формы: в каких-то случаях государственное начинает доминировать над церковным, в каком-то наоборот. Если говорить о клерикализации применительно к современной России, то в наше время процесс этот все чаще облекается в заимствование для светской жизни каких-то внешних церковных атрибутов и форм при отказе от внутреннего содержания. Возникает своеобразное христианства без Христа — ужасная, губительная идеология. — Надо, чтобы православие было отражено, это сами понимаете, линия. Такую фразу лично я уже неоднократно слышал от средней руки чиновников, причем людей ни разу с Церковью дел не имевших. Они подобострастно поднимали глаза вверх, давая понять, что «линия» идет откуда-то из высших кабинетов. Разумеется, никто и никогда ее не формулировал, но многим кажется, что ветер дует именно в эту сторону, и они старательно соответствуют. И тогда у многих рождается убеждение, что Церковь хочет стать «идеологическим отделом партии» — это любимое обвинение антиклерикалов. Это не правда. Церковь не хочет. А вот сделать ее таковой хотят. Усилено тащат ее на не свойственное ей место, и получается глупо, ходульно и нелепо. Потому что если раз в год в школу, где остальное время царят интриги учителей, похабная молодежная пресса и принцип «кто сильнее – у того и мелочь», придет батюшка и совершит молебен — чуда не произойдет. Богослужение — не магия. Храмы — не психотронные башни из «Обитаемого острова» — построить их по всей стране на определенном расстоянии друг от друга еще недостаточно для исправления умов. Подобный клерикализм наивен, глуп и вреден в первую очередь для самой Церкви. Порой, глядя на такие мероприятия, так и хочется крикнуть: «Да оставьте же вы нас в покое! Дайте побыть самими собой!» Так что в каком-то смысле ребятам из Питера можно сказать спасибо за то, что они дали лишний повод для этого разговора, еще раз громко и вовсеуслышанье сказали о существующей проблеме. Хотя, почему от них досталось именно научной конференции, понять может наверное лишь очень революционный ум. Церковь должна быть сама собой. Должна проповедовать много и громко, должна давать оценку происходящему вокруг нас. И она готова к этому, о чем лишний раз говорит предложение Председателя синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды встретиться с питерскими студентами-антиклерикалами и провести совместную дискуссию. Но действовать в современном обществе Церковь должна сама, так как это гармонично для нее, а не так как представляют собой «акцию по духовно-нравственному просвещению» мелкие региональные начальники. И вот тогда мы, возможно, действительно добьемся результата. В нем не будет ничего чудесного, Россия не воспрянет ото сна за несколько часов — ни «Пионерская зорька», ни «Православная» ее не разбудят, даже если включить все приемники разом. Но если Церкви дадут возможность говорить с молодежью, если Церковь получит возможность учиться этому диалогу, и учить чему-то своих собеседников, мы, возможно, укрепим фундамент нашего многострадального общества. И земля все-таки не уйдет у нас из под ног.
Образование и Православие / http://www.pravmir.ru/o-bezydejnosti/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2783 |