Имеет ли Церковь право на самозащиту? - Мнения священнослужителей
Настоятель нескольких московских храмов, известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко) обратился к своим прихожанам с призывом защищать храмы от нападений и попыток осквернения. В его объявлении говорится:
«В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу. «Если кто-то при тебе бесчестит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (святитель Иоанн Златоуст). Мы не пацифисты и не толстовцы. Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки».
"В МВД России обеспокоены такого рода заявлениями, содержащими призыв к противоправной деятельности", - заявил представитель управления МВД по противодействию экстремизму. В министерстве добавили, что проверят не только объявление о. Сергия, но и другие подобные заявления: "Все они будут внимательно изучены и отправлены на исследование, по результатам которого будет принято процессуальное решение".
При этом новости об очередных кощунствах по отношению к православным храмам и поклонным крестам появляются чуть ли не ежедневно, само МВД справедливо признается, что к каждому храму постового не приставишь, а защита своими силами, как видим, рассматривается как противоправная деятельность.
Напомним также, что это не первый случай за последнее время, когда население пытается самоорганизоваться для наведения общественного порядка на улицах городов и населенных пунктов.
«Видите ли вы в словах о. Сергия какие-либо признаки экстремизма? Как защитить православные святыни от участившихся кощунств и нападений?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
12.10.2012 10:31
Физическая сила - это понятие растяжимое. Конечно, нарушителей порядка надо выставлять из храма. К примеру, если пьяный зайдет в храм, разве кто-то будет спокойной наблюдать за тем, что он будет творить?
Вообще вопрос об обеспечении безопасности храмов серьезен. Нужна система охраны: разве смогут прихожане круглосуточно следить за порядком? Бывает, что на одной службе всего три старушки, - разве они будут воевать с хулиганами и кощунниками? Поэтому призыв призывом, а раз такие опасности возникают, то должна быть организована охрана.
К примеру, у нас в храме видеокамеры стоят: в алтаре, амвоне, в нижнем и верхнем приделе – и охрана видит, что там происходит. Так что одним призывом к прихожанам об обеспечении безопасности тут не надо ограничиваться.
Протоиерей Максим Первозванский
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
12.10.2012 10:27
Конечно, никакого даже намека на экстремизм тут нет. Было бы к чему придраться, что называется. Достаточно представить физическое противодействие, как стразу станет понятно, что имеет ввиду отец Сергий. Вообразите, что какая-нибудь девушка или юноша попытаются войти в алтарь или баллончиком краски хотят расписать икону. Можно остановить хулигана словами, а если не помогает, то достаточно взять его за руку, или преградить путь. Убежден абсолютно, что именно это имел в виду отец Сергий. Разумеется, он не подразумевал насилие.
Вот у вас захотят отнять портфель, вы не даете человеку это сделать, попытаетесь отцепить его руку - это является применением силы, но никакого экстремизма тут не будет, также это не подразумевает нападение.
Сейчас действительно много добровольцев, которые помогают осуществлять охрану храма. Так и раньше было. Например, во время служб пытаются промышлять карманники. Иногда в храмах специально приглашают добровольцев, которые помогают следить за порядком. Прихожане не должны бояться оказать помощь, если вдруг появится пьяный и начнет что-то выкрикивать. Его просто нужно вывести под белы ручки. Охрана иногда может находиться на другом конце храма, а для совершения акта вандализма человеку понадобятся всего несколько секунд. И тут оперативно среагировать могут только те, кто находится рядом.
Знаю отца Сергия, как серьезного миссионера, постоянно работающего с молодежью, в том числе из разных субкультурных групп, он занимается и рокерами, и панками, и металлистами. Поэтому представить себе, что он призывает к экстремизму, просто невозможно. Это чистой воды придирка.
Протоиерей Александр Салтыков
настоятель храма Воскресения в Кадашах
12.10.2012 10:25
Никаких признаков экстремизма я в этих словах не вижу. По-моему, верующие не только могут, но и должны самоорганизовываться для защиты святынь и использовать все имеющиеся законные средства. Эти действия, безусловно, должны приравниваться к самообороне и самозащите. Ведь люди встают на защиту самого дорогого, что у них есть. Это, по-моему, очевидно. А нападение, как правило, можно предотвратить только с помощью силы.
У меня вызывает недоумение и беспокойство, что естественное желание православных людей защитить святыни правоохранительными инстанциями рассматривается как экстремизм, как что-то незаконное. Видимо, с точки зрения этих инстанций мы должны спокойно отдавать на поругание самое дорогое.
Я уверен, что необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство.
Протоиерей Алексий Новичков
Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
12.10.2012 10:23
К словам о. Сергия нужно отнестись очень внимательно и серьезно. Думаю, все прекрасно понимают, что ни власть, ни правоохранительные структуры не способны с должным вниманием отнестись к происходящему, потому что у Церкви отношение к святыне совсем не такое, как у секулярного государства и общества.
Конечно, нужно стремиться действовать в рамках закона. Но нужно пытаться влиять и на наших законотворцев, чтобы они разработали механизм, обеспечивающий достойную защиту наших святынь, в том числе и силами самих верующих. И сейчас нет таких законов, которые это запрещают. Думаю, юристы могли бы дать четкое обоснование.
Что же нам - спокойно смотреть на любые бесчинства в храме и ничего не предпринимать? Наступает время, когда будет проверяться не только стойкость нашей веры, но и наша способность защищать наши святыни, то, что нам действительно дорого. Я, как и о.Сергий, уверен, что народ самоорганизуется.
Протоиерей Александр Добросельский
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области
12.10.2012 10:20
Защита не может быть экстремизмом.
Очевидно, что отец Сергий не призывает к избиению или какому-то членовредительству. Имеется в виду защита святыни. Разумеется, преступники должны быть переданы в руки правосудия. Эти действия как раз и подразумевают поддержание порядка и уважение к правам человека.
О. Сергий призывает не к агрессии и насилию, но к обузданию распущенности. Человек распущенный, не встречая противодействия, воспринимает это как попустительство и поощрение его оскорбительных и неблаговидных поступков. Само собой разумеется, что увидевший творимое в храме бесчинство должен ему воспрепятствовать. Но это должно быть, конечно, адекватное действие.
Иеромонах Тихон (Зимин)
преподаватель Московской духовной академии и семинарии
12.10.2012 10:18
Я не вижу ничего криминального и экстремистского в высказываниях отца Сергия.
Кто упрекнет главу семьи, например, который пытается защитить свою семью от нападения или от оскорблений? - Наоборот, мы скажем, что он обязан защищать супругу и детей.
Это не значит, что для этого нужно обязательно что-то противоправное совершать. Позиция самих верующих должна быть таковой, чтобы было ясно, что мы готовы сами защищать свои святыни. Разумеется, в пределах законодательства, в том числе уголовного, в пределах необходимой обороны. Ничего плохого в этом я не вижу.
Ахмад-хазрат Ахметов
имам-мухтасиб северных районов Омской области
12.10.2012 10:17
Если, например, в мой дом кто-то вламывается, чтобы ограбить, что я должен делать? Сидеть и ждать, когда благочестивые наши правоохранительные органы приедут и спасут меня? Или все-таки я должен оказать сопротивление, когда начнут бить мои окна и ломать двери? Разумеется, я должен защищать свой дом, свою семью, свою честь, если наше государство не может управиться с этими «пуси райотами» и прочими хулиганами.
Полиция говорит, что к каждому храму приставить охрану не может. В чем тогда экстремизм, если священник призывает защищать свои святыни? Если сами правоохранительные органы не могут это делать, кому тогда защищать? Замкнутый круг какой-то получается. Это настоящее издевательство! И если священник благословил людей на защиту храма, значит, у него другого выхода не было.
Альбир-хазрат Крганов
Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России
12.10.2012 10:13
К сожалению, мы являемся свидетелями попыток разжечь костер с помощью надругательства над чужой верой. Конечно, это всех нас очень волнует. Но, тем не менее, тут надо очень спокойно, не поддаваясь провокациям, отвечать этому вызову, по возможности буквой закона, обращаясь к органам исполнительной власти, правоохранительным органам, чтобы вместе, помогая друг другу, противостоять хаосу и не разрушить стабильность и спокойствие в обществе.
У мусульман при входе в мечеть положено по шариату оружие оставлять снаружи. В мечети вообще запрещается разговаривать о чем-либо кроме духовных дел, нельзя заниматься торговлей. Но если есть люди, которые посягают на спокойствие молящихся, их нужно спокойно выдворить, не поддаваясь на провокации, чего как раз добиваются враги спокойствия, и передать правоохранительным органам, чтобы те принимали дальнейшее решение.
Мне сложно комментировать слова православного батюшки, но я допускаю, что он это высказал, имея в виду многочисленные факты оскорбления святынь и желая сохранить спокойствие в своем храме. Конечно, оправдывать применение физической силы нельзя, тем более мы платим налоги именно для того, чтобы органы правопорядка нас защищали. Поэтому надо находить какой-то компромисс.
Олег Ефимов
координатор Общественного совета Межфракционной группы Государственной Думы ФС РФ по защите христианских ценностей
12.10.2012 10:11
Местное самоуправление и самоорганизация – это великое благо, за которым будущее страны. Именно от этого зависит не только общественный порядок, но и экономика в стране, об этом не раз говорили на самом высшем уровне. Поэтому довольно странно звучат высказывания в адрес уважаемого священника тех самых людей, работу которых ему фактически приходится брать на себя.
Если власть не гарантирует порядок в наших храмах и не может защитить их от осквернений, мы решительно заявляем, что у каждого нашего храма появятся пункты общественной охраны, бригады дружинников – называйте, как хотите, но люди православного вероисповедания будут защищать свои святыни всеми доступными в области закона способами. И если на нас будут идти с палками и дубинками, то мы будем применять в ответ доступную по закону самооборону, чтобы разоружить человека и сдать его в полицию. Хочется власти или нет, но православные граждане будут самоорганизовываться, и если понадобится, то в боевые дружины. Закон этого не запрещает, так же, как и выходить на митинги и шествия с предварительным уведомлением.
Самоорганизация - это великое благо, ее надо только приветствовать, будь она в области защиты святынь, или защиты ребенка от мерзости и вредоносной информации, которая отовсюду его окружает. К сожалению, сегодня преступления подстерегают нас на каждом шагу. Мы до сих пор не защищены полностью государством. Я бы на месте властей сотрудничал с руководителями таких объединений и групп, которые готовы обеспечивать общественный порядок. Мы - в помощь властям, а не против, мы - не Болотная площадь, а помощь и опора российской власти, мы - православные граждане, - честные гражданами страны.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|