|
||||||||||||||
О плодотворных дискуссиях в интересное времяВ слове после молебна в память об избавлении России от нашествия Наполеона Патриарх напомнил, как тогда, 200 лет назад, вторгшийся в русские пределы враг, «увидев в каждом селении храм, в каждом городе святыни, поставил своей задачей не только пленить народ наш, подчинив его своей власти, но и уничтожить веру». Осквернялись храмы, выбрасывались иконы, спиливались кресты, уничтожались знаки и символы нашей веры, а значит, и основы нашего бытия духовного и нравственного, сказал Патриарх. И остановить это русские люди смогли, лишь когда поняли, что «борются не за свое экономическое благополучие, не за свой двор, не за свою усадьбу, даже не за своих близких и родных, а борются за Родину и за веру. Именно это была величайшая национальная идея, которая объединила всех: и богатых и бедных, и помещиков и крестьян, и генералов и солдат, — элиту, воспитанную в философских и культурных традициях Западной Европы, со своим народом». За последние десятилетия дискуссии о том, как бы нам так исхитриться, чтоб у нас была объединяющая национальная идея, вспыхивают раз в несколько лет. Не то, чтобы в промежутках они прекращались совсем – продолжаются неспешно. А периодически, по властному сигналу, как бы заново разгораются. Вот недавно опять прозвучало сверху – нужна нам она, объединяющая национальная идея. Как это будет выглядеть в ситуации, когда язык, на котором все говорят – русский, культура, в которой мы существуем – русская, а русский народ, не то, чтобы отсутствует, но как-то не упоминается? Наверное, очередной «плавильный котел» будут сочинять. Правда, по поводу языка уже предложения начали поступать: функционер Духовного управления мусульман европейской части России недавно заявил, что русского в преподавании можно бы и поменьше – "если вы учите детей-мусульман целиком на русском языке, то, вероятно, они отойдут от исламских традиций своего народа и скорее всего придут к традициям радикалов". Поскольку про традиции радикалов все уже научены, это, в общем-то, даже не намек. Это прямая и явная угроза. К разделениям по поводу языка, политики, дел гражданских, прибавились попытки разделить нас еще и по отношению к тому, что для нас свято. Патриарх, в цитированном слове после молебна, отмечал, что «в нашем обществе появляются те, кто хотел бы всех нас заставить посмеяться над нашими святынями, отказаться от нашей веры, а если получится, то и разрушить наши храмы. Конечно, никто не начинает войну, ибо силенок еще мало, но некоторые тестируют наш народ на способность защищать себя и свои святыни». Приучают глумиться над святынями, а если не глумиться, так хоть безучастно взирать на глумление. Приучают к присутствию скверны в круге жизни – чтобы ее слышали, видели вокруг себя постоянно. В истории с кощунственной выходкой в храме Христа Спасителя едва ли не самым возмутительным было приучение средствами массового оболванивания к постоянному произнесению вслух заготовленной непристойности – названия группы. Что, кстати, отметил президент в вызвавшем такое раздражение интервью для RT: «А Вы можете перевести само слово на русский язык или нет? Или Вам неудобно это сделать по этическим соображениям? Думаю, что это неудобно сделать по этическим соображениям. Даже в английском языке это звучит неприлично … не нужно делать вид, что Вы чего-то не понимаете. Просто граждане эти навязали общественному мнению своё название и заставили всех вас произносить его вслух». С языкознанием, таким образом, некоторая ясность достигнута. Вот еще бы определиться с искусствоведением. А то у нас который год уже путешествуют по регионам выставки неутомимых пропагандистов сверхсовременного искусства – с обязательным набором глумливых пародий на иконы, с макетами церквей из клизм и пр. На возмущение граждан местные власти и функционеры разных ведомств неопределенно ответствуют – да мы, мол, смотрели, там не все так плохо, и вообще, неизвестно, что считать кощунством. Просто вот обсуждаем, обсуждаем – и не можем никак договориться, что это такое. Вот буквально в эти дни очередную выставку открывают в Москве – выставка "Духовная брань" в московском Центре современного искусства "Винзавод", в помещении "Гельман Галереи". "Коллекционер иконописи Виктор Бондаренко и художница Евгения Мальцева решили создать живые, абсолютно отвечающие духу времени, образы христианства: Святую Троицу, Спаса, Богородицу, персонажей Апокалипсиса", - сообщается в новостях. "Икона должна быть освобождена от исторического "шлейфа", который несет в себе рудименты рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма, патриархальности, мракобесия, невежества, подавления личности", поэтому, "за отправную точку приняты образы участниц феминистической группы …, которые стали символом борьбы за духовную свободу". "Это новые образы христианства, вступившего в XXI век и по-прежнему остающегося революционным мировоззрением", - сообщает организатор. Неизвестно пока, будут ли в экспозиции использованы кадры из палеонтологического музея, где в свое время поучаствовала в акции одна из «символов борьбы за духовную свободу», а ведь это бы точно отвечало духу времени. Секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), однако, назвал открывающуюся выставку, актом циничного террора в отношении русской культуры: "Конечно же, к искусству все, что происходит на этой выставке, не имеет никакого отношения. Это очередной акт циничного и безжалостного терроризма по отношению к наш культуре". А в Евразийском союзе молодежи уже заявили, что попытаются помешать проведению выставки и "уничтожить богохульные работы". Стало быть, будет повод продолжить помянутые выше плодотворные дискуссии с Гельманом – о том, что считать кощунством. Кстати, о деле кощунниц недавно высказался бывший президент бывшего Союза. Хотя нет – не очень кстати. "Я удивлен и даже возмущен тем, что этот случай, с которым следовало разобраться тактично, может быть, посредством серьезного разговора, вверг всю страну в такую совершенно несоразмерную ситуацию", - сказал М.Горбачев в интервью швейцарской газете "Тан". Вот кому про ввержение страны «в совершенно несоразмерную ситуацию» не следовало бы толковать… Конечно, плодотворные дискуссии о кощунстве – не одной лишь России беда, «процесс пошел», выражаясь словами все того же бывшего президента, давно уже и в других странах. В бывшую католическую Италию, например, недавно привезли на кинофестиваль фильм, где актриса мерзко глумится над Распятием. В новостях сообщается, что католическая общественность «усмотрела кощунство» в этой сцене. Мол, усмотрели они, подумаешь, какие раздражительные … Вроде бы, какой-то адвокат-католик собирался подать иск в суд против режиссера картины, но что из этого выйдет – непонятно. Учитывая позицию евровластей по отношению к приговору московским кощунницам. Впрочем, сколько еще тем властям быть – тоже уже непонятно. Потому как недавно главы МИД 11 стран Евросоюза – Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции – предложили создать в альянсе пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить коллективное министерство иностранных, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать одну армию, сообщают СМИ. Это, конечно же, пока еще не четвертый Рим, и даже не четвертый рейх, но, в общем, тенденция обозначена. После того, как Россию долго делили и продолжают советовать разделяться и до сих пор, Европа, не переставая советовать, методично объединяется. Что характерно, Великобритания в списке отсутствует. Стало быть, предполагают комментаторы, это не столько Европа объединяется, а скорее даже это Германия такая единая вырисовывается. Что, конечно, еще один повод подумать – а что с нашим-то единством? Разве это не еще одна серьезное основание для того, чтобы ограничить хоть сколько-то пропагандистов разделений? Времена, конечно, впереди интересные, но ведь это еще не повод для оптимизма. Китайцы давно уже недругам желали – мол, чтоб ты жил в интересное время…
Образование и Православие / Редакционный комментарий сайта "Радонеж" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1452 |