Опубликовано 02.09.2012 в рубрике  Новостная лента, Встречи
 

Православное паломничество детей


Известно, что детское паломничество сейчас считается очень важным элементом воцерковления и воспитания детей в Церкви, тем более что для осуществления его сейчас есть большие возможности.
 
Однако эта сфера педагогической и духовной деятельности Церкви остается недостаточно педагогически осмысленной. Да и не только педагогически. Являясь органической частью традиции, паломничество было только практикой, частью быта даже, неизбежной или непреложной аксиомой бытия в Церкви, для очень многих — осуществлением своей принадлежности к традиции, а в силу этого явлением, не нуждающимся в осмыслении. Возможно, даже сама экскурсия как педагогический феномен советского периода выросла из этой укоренившейся в коллективном опыте и сознании традиции паломничества.

Достаточно известно и то, что детское паломничество как реальность современной церковной жизни — явление, порождающее большие вопросы и проблемы. В частности:

• дети XXI века, живущие в век необыкновенных коммуникативных возможностей (от доступности личного транспорта до возможностей Интернета), уже не воспринимают проникновенно святые места с их исторической или архитектурной уникальностью как святыню. Они пресыщены впечатлениями, и посещение святого места становится лишь одним из событий в ряду этих впечатлений. Если же нецерковный ребенок попадает в настоящую паломническую поездку, то особой работы с ним, как правило, не ведется (а порой ее вести просто некому ), потому что считается, что благодать сама окажет на него нужное обращающее воздействие. Порой используются и совсем уж искаженно-суггестивные методы;
• в паломничество ездят чаще всего дети православных гимназий и воскресных школ, для которых без особых принципов и методов педагогического воздействия паломничество превращается не в часть быта, а в банальную обыденность, стереотипную практику, постепенно опустошающуюся от реального живого и духовного содержания. Это всего лишь педагогические (иногда духовные) проблемы, а отнюдь не тупики. Не паломничество изживает себя в современном мире, а надежда на уже не работающие механизмы «коллективного бессознательного». Воспитательная и образовательная среда теперь не задается априори в силу принадлежности тому или иному народу, времени, религиозной общности — эту среду надо с напряженным усилием и вниманием создавать, поэтому так важно педагогическое и богословское осмысление паломничества как церковного делания и средства воцерковления и воспитания в традиции.
В данной работе, естественно, не решаются столь широкие задачи, цель гораздо скромнее: акцентировать внимание на двух концептах — «диалог» и «встреча» — в контексте их применения для решения задач детского паломничества. Известно, что ко всему значимому и значительному нужна подготовка. Это особенно актуально в отношении духовных феноменов, свидетельство о чем до сих пор хранит Церковь, устанавливая определенную подготовку ко всем таинствам и ко всем большим праздникам. Чем более значительно духовное событие, тем большая подготовка к нему требуется, и наоборот: чем больше подготовительные усилия, тем ярче, полнее, насыщеннее переживается духовное явление. Катехизация перед крещением, говение перед причастием, Великий пост перед Пасхой — сама жизнь в этом ряду есть не более чем подготовка к встрече с Богом (на обыденном языке — подготовка к смерти). Для детского восприятия насыщенность переживаний вообще переносится на подготовительный этап: больший праздник — украшение елки, накрывание стола, приготовление подарка для мамы…

Эта особенность детского восприятия жизни удивительно церковна, и это должно быть осмыслено и применено к паломничеству. Раньше человек, начиная паломничество, выступал в путь, целью которого была святыня, переживаемая как встреча с Кем-то, и человек шел навстречу — в сретение [см.: 2, с. 105]. При этом сам путь понимался как подготовка, восхождение, труд и подвиг духовного делания, переживание странничества на пути в Горний Иерусалим (см.: Евр. 11:16), и в контексте этого любая встреча с любой святыней становилась встречей с Богом, любое паломничество было восхождением к Нему. Сама протяженность пути, трудности пути, странничество с неизбежным упованием на Бога были той необходимой подготовкой, которой человек XXI века лишен. Транспорт, скорость, забронированные гостиницы и прочие гарантированные блага цивилизации лишают встречу со святыней необходимой подготовки, лишают духовного подвига, подготавливающего человека к переживанию опыта встречи. Праздника не получается, потому что человек к нему не готовился, не настроился, не раскрылся навстречу.

Из Откровения Божьего более, чем из Катехизиса, нам известно о предваряющей благодати Божией, о том, что любовь Божия и милость Его изливаются на нас раньше, чем мы способны бываем призвать Бога. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:6, 8); «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Сама вера есть Божий дар, и никто никогда не смог явить свою веру и жизнь по вере, если не предварила этого благодать Божия. Вот как пишет об этом протоиерей Георгий Флоровский: «Благодать... пробуждает свободу, возбуждает и оживляет произволение. Именно „произволение“ и есть хранитель благодати. Дары, подаваемые в таинствах, должны быть удержаны и взращены. И только чрез произволение они могут проявиться, претвориться в действительность нового человека» [6, с. 221]. Таким образом, мы верим, потому что призваны, мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас и дал нам пережить эту Свою любовь как часть нашего опыта. В психологии также подмечена эта закономерность: «Наше восприятие имеет особенность любить то, что ему уже известно» [4, с. 11].

Действие Божественной любви, таким образом, есть призыв, Его обращение, Его слово к человеку — слово, на которое каждый из нас должен ответить. Это призыв к диалогу. «Можно сказать, что мир возник потому, что Бог создал ситуацию диалога вне Себя. Он заговорил вовне — произнес СЛОВО — и мир появился. Потом Он сотворил достойного Себе собеседника в этом диалоге — человека, чье богоподобие заключалось в том числе и в способности мыслить и изрекать слово — прежде всего как ответ на первичное Слово Творца» [3, с. 8]. Однако, чтобы ответить, надо иметь имманентное знание об Обратившемся, о чем и свидетельствует святой Григорий Нисский: «Если Божество есть полнота благ, а человек Его образ, то значит, что человек исполнен всякого блага.

Следовательно, в нас есть представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость, все, что только есть умопредставляемого о наилучшем» [цит. по: 1, с. 365]. Именно такое имманентное знание (или, так сказать, предваряющее знание), благодаря которому и возможно узнавание, и есть основа для диалога во всех его аспектах: как слово Бога к человеку и как слово человека к человеку о Боге. Исходные установки диалога следующие:

• знание того (вера в то), что в любом человеке есть «духовное Я», оно живет и проявляет себя порой неосознанно для самого человека. Задача педагога — включение этого «духовного Я» в диалог, в общение, что «способствует духовному пробуждению и обращению человека» [5, с. 442], то есть и становится подготовкой к встрече;
• педагог в апостольском значении этого слова (см.: Гал. 3:24) должен быть «живым носителем того содержания православной традиции» [2, с. 106], приобщение к которой, встреча с которой является целью паломничества. Понятно, что от педагога в этом случае требуется высокая степень осознания своей ответственности (см.: 1 Кор. 3:9–10);
• «Люди... могут легко открыться навстречу православной духовности, если обращенное к ним слово найдено верно, доступно их пониманию» [5, c. 441]. Вот этот поиск слова, которое может быть услышано «духовным Я» конкретного человека, и составляет главную сложность и самое содержание подготовки к паломничеству.

Возвращаясь на почву педагогики, можно сказать, что для того, чтобы встреча состоялась, нужно, как минимум, ее желать, ждать, должен возникнуть интерес. А интерес есть эмоционально-деятельностное устремление к желаемому (ср.: 1 Петр. 1:8). И педагогу в этом ключе и нужно строить подготовку к паломничеству, пробуждая в ребенке интерес, но такой интерес, который захватил бы всего человека и в силу этого стал бы носить личностный характер. Такой интерес, который можно было бы к окончанию подготовительного периода интерполировать в жажду встречи. Для понимания того, как пробудить именно такой глубокий, духовный, личностный интерес, можно использовать концепт диалога, который в свое время предложила для решения иных задач доктор психологических наук Т.А. Флоренская. Ее заслуга — введение в научный оборот понятия «Я-духовное», без которого нет собственно человека, он теряет свою глубину, становится только субъектом материального (пусть даже «очень тонкого») мира.

Методически это может быть представлено как угодно: как чтение Евангелия, жития или патерика, рассказ о чудесах или исторически значимых событиях, просмотр фильма или изображений, чтение какого-нибудь рассказа или описания, рисование карты, составление маршрута — но над всем этим необходим диалог с человеком, общение, слушание его, внимание к тому, на какие слова (логос = воления, по свидетельству святого Максима Исповедника [см.: 6, с. 206]) отзывается сердце человека. Обретение нужного слова (мысли, образа) и способность на уровне своего «духовного Я» вступать в диалог с другим (= Другим) и означает окончание подготовительного этапа.

В заключение обозначим, как можно понимать «встречу», чтобы этот концепт мог стать предметом и педагогического рассмотрения. Встреча — это духовно-эмоциональное переживание другого как близкого, родного и желаемого. В контексте Божественного Откровения важнейшей и единственной встречей может быть только встреча с Богом, но Бог «многочастне и многообразне» подготавливает человека к этой встрече, что и является предметом Божественной педагогики. Если человеческие усилия, терпение, вера и любовь смогут «вытащить» внимание человека из футляра стереотипных представлений, смогут заинтересовать его (в оговоренном смысле) в восприятии нового и иного, то встреча с этим иным и другим неизбежно состоится, потому что Бог всегда к встрече готов, Он всегда и зовет и ждет. Вся проблема в нашей неспособности и неготовности к ответу на Его зов, к отклику на Его ожидания. Важно, чтобы человек смог услышать и вместить то слово, которое услышать и вместить способен, чтобы слово как семя смогло постепенно прорастать в человеке, по силам его принося плод.

Список использованных источников и литературы

1. Керн Киприан, архим. Антропология св. Григория Паламы / архим. Киприан Керн. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2006. — 434 с.
2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. — Екатеринбург: Информ.-издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2010. — 264 с.
3. Сорокин Александр, протоиер. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций / протоиер. Александр Сорокин. — СП б.: Ладан, 2009. — 408 с.
4. Сурова Л.В. Дорогою небес. Паломничество по святым местам. Педагогические рекомендации, беседы, архивные документы, впечатления / Л.В. Сурова. — Красногорск: Изд-во храма свт. Иоанна Златоуста Московской епархии, 2008. — 182 с.
5. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем / Т.А. Флоренская. — М.: Русский Хронографъ, 2009. — 478 с.
6. Флоровский Георгий, протоиер. Восточные отцы V–VIII веков / протоиер. Георгий Флоровский. — Репр. воспр. изд. 1933 г. — М.: Паломник, 1992. — 260 с. — (Богословiе отцевъ церкви).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Константин Корепанов, Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре

Читайте также:

22.08.2015 - Летние паломничества – с кем ехать, что брать и чего опасаться (+Видео)

25.09.2014 - Евангелие — бесконечный источник новостей, — убежден Патриарх Кирилл

21.09.2013 - Патриарх Кирилл: Люди должны обретать сознательную веру

19.04.2013 - Игумен Митрофан (Шкурин): Мы не можем учить детей вере так же, как учат их ...

10.12.2012 - Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2907


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031