|
||||||||||||||
«Новая Газета» против Тамбовской епархии, или как реагировать на скандал?По следам скандала с диаконом, бывшим клириком Тамбовской епархии, покинувшим Церковь в знак протеста против приговора «Пусси райот», известная своей оппозиционностью «Новая Газета» опубликовала видео, высмеивающее сотрудников Тамбовской епархии, снятое на сотовый телефон корреспондентом издания. В чем был неправ корреспондент «Новой Газеты», а в чем работники епархиальной пресс-службы? Об этом «НС» рассказала Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики Российского Православного Университета. На видео молодой сотрудник столичной газеты преследует по коридорам епархиального управления работников пресс-службы, отказывающихся комментировать скандал. Священнослужители беспомощно закрывают двери и отворачивают лица от видеокамеры. Корреспондент же высокомерно высмеивает людей в рясах «не умеющих правильно обращаться с современной техникой» (сам ролик озаглавлен «Искушение попов "яблочной" техникой»). Публикация видео вызвало раздражение в профессиональной среде, и в первою очередь со стороны церковных журналистов. В чем был неправ корреспондент «Новой Газеты», а в чем сотрудники епархиальной пресс-службы? Об этом «НС» рассказала Елена Жосул, преподаватель курсов повышения квалификации для сотрудников церковных пресс-служб при Синодальном информационном отделе, заведующая кафедрой журналистики Российского Православного Университета и бывший обозреватель информационного агентства "Интерфакс-Религия":. -- Корреспондент «Новой газеты» в данном случае действительно вышел за рамки, но скорее не журналистской этики в первую очередь, а элементарного человеческого общения. Когда тебе неоднократно и решительно отказали в общении, а ты назойливой мухой пристаешь к человеку, размахивая видеокамерой, - это выглядит со стороны довольно жалко. Гоняясь за представителем епархии по коридору, журналист, видимо, считал, что бегает за правдой, но со стороны это выглядело как простая хамоватая назойливость. Достаточно было один раз заснять на камеру отказ епархиальной пресс-службы, чтобы создать у аудитории представление об описываемом конфликте. А такие многократные наскоки со стороны журналиста выставили в глупом свете прежде всего его самого, обнажив его небольшой опыт в подобного рода ситуациях. С точки зрения же этики профессиональной журналист, на мой взгляд, формально не сделал ничего предосудительного. Да, его поведение было агрессивным, но в принципе корреспондент в общении с представителями официальной пресс-службы вправе применять и такой инструмент, как прямая видеозапись их беседы. Отметим, что журналист «Новой газеты» пришел за комментарием в епархиальное управление, то есть на официальную ведомственную территорию, а не вторгся в частное, личное пространство кого-то из священнослужителей. Очевидно, что статья в «Новой газете» не редактировалась никем, кроме самого автора. Бросаются в глаза даже общие стилистические ошибки, не говоря уже о стилистике описания церковной действительности. Видно, что молодой человек - начинающий журналист, который совсем не разбирается в той тематике, о которой взялся рассуждать. И это типичная ситуация в светских СМИ, когда Церковь берутся критиковать авторы, не удосуживающиеся разобраться в самых элементарных вещах из церковной практики и в результате переполняющие свои материалы набором глупых секулярных клише и штампов. «Новой газете» в любом случае хочется пожелать затратить дополнительные ресурсы на редакторов. Что же касается реакции на поведение журналиста сотрудников епархиальной пресс-службы, то с их стороны, на мой взгляд, была допущена одна-единственная, но принципиальная ошибка. Человек, уполномоченный общаться со СМИ, не вправе поворачиваться к СМИ спиной – в том числе и в буквальном смысле, как в данном случае. Церковному пресс-секретарю ни в коем случае нельзя шарахаться от журналистов и тем более демонстративно избегать общения с ними – об этом мы постоянно говорим на курсах повышения квалификации для епархиальных пресс-служб. Если, коллеги, в вашей епархии случился форс-мажор и какая-то конфликтная тема вышла в федеральные СМИ, нужно приготовиться к тому, что, скорее всего, одним официальным пресс-релизом или заявлением на сайте вы не отделаетесь – вернее, что СМИ им не удовлетворятся. Журналисты будут рвать телефоны, и вам придется отвечать, так или иначе, на их вопросы, звонки и запросы. Причем отвечать в первую очередь – вежливо, доброжелательно и внятно. А вот что именно отвечать – это отдельный вопрос. Вполне возможно, что епархиальным руководством принято твердое решение не давать дополнительных комментариев по проблемной теме, пресс-секретарю дан запрет на ее комментирование в СМИ – такая ситуация вполне типична. Но даже в этом случае не надо убегать по коридору от навязчивого корреспондента. Остановитесь, пообщайтесь с ним пару минут с доброжелательной интонацией, скажите в камеру, что епархия по внутренним причинам в настоящий момент не дает дополнительных комментариев, отошлите еще раз к тексту уже опубликованного релиза. Самое главное – это открытость и доброжелательность, ее с вашей стороны заслуживает подавляющее большинство представителей СМИ. Своим коллегам мы всегда даем совет общаться с представителями СМИ приветливо и любезно – поскольку публичный облик Церкви в прессе формируется в том числе и из интонацией официальных спикеров, из комментариев сотрудников пресс-служб. Молчать и отказываться от общения – не самая верная стратегия для церковной организации. Таковы вызовы времени. Церковь сегодня стала одним из крупнейших публичных институтов, внимание к церковной деятельности очень высоко, Церковь активно вовлечена в информационную повестку дня. Эта повестка создается разного рода СМИ, и поворачиваться к СМИ спиной – это позиция безответственная. Особенно для людей, которые работают в церковных информационных подразделениях. Обычно мы советуем епархиальным пресс-службам в случае скандальных событий, случившихся в их епархии и привлекших внимание СМИ, собирать небольшие «мозговые штурмы», на которых тщательно продумывать основные аргументы и тезисы, выработать стратегию, найти те слова, которые потом придется не один раз повторить журналистам. Уделите время, чтобы подготовиться к общению со СМИ. Тогда не придется отмалчиваться или скрываться от корреспондентов по коридорам. В данном случае епархия сделала официальное заявление, которое было размещено на епархиальном сайте. Но бывает, что случаются истории и менее однозначные, и позиция епархии в отношении к определенной проблеме прояснена еще не до конца. Главное в таких случаях - не нужно врать, не нужно делать скоропалительных заявлений, оценочных суждений. Если вы не обладаете достоверной информацией – сообщите, что ведется внутреннее расследование, по завершении которого необходимая информация и комментарии будут предоставлены всем заинтересованным СМИ. Можно быть открытыми в общении с журналистами, при этом не сообщая им подробности. Но развивать элементарный этикет в общении со светской прессой – это задача любого церковного пресс-секретаря.
подготовил Дмитрий Ребров http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=2562
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2193 |