|
||||||||||||||
Где найти опору семье?В р. п. Дорогино пьяные подростки убили человека прямо в собственной квартире, куда нагло ворвались. Никто из соседей по подъезду пятиэтажного дома даже не попытался вмешаться в происходящее... О жестокости и равнодушии сегодняшних нравов «Черепановские вести» рассказали в материале «Страна глухих» (№ 17 от 27 апреля). У нашей читательницы есть своя точка зрения о том, в чём кроется корень проблемы. Описаны жуткие события. Да, сегодня каждый выбирает то, что он выбирает. И тема нравственного воспитания молодых, взаимоотношений в семье остаётся крайне актуальной. Возможно, наступило время обратиться к традициям предков? Вспомнить, по каким законам жила русская семья испокон веков? Благодаря чему оставалась крепкой и нераздельной? Конечно, трудно представить, что сейчас кто-то станет пользоваться рекомендациями «Домостроя» в полном объёме, слишком изменилась жизнь, но многое в нём полезно и для нас. Автором, редактором «Домостроя» считают священника Сильвестра - духовного наставника Ивана Грозного. «Домострой» - это сборник практических рекомендаций: «как добиться успеха в жизни», «как устраивать порядок в дому». Состоит он из трёх разделов: религиозные наставления - «духовное строение», семейные взаимоотношения - «мирское строение», хозяйственные рекомендации - «домовое строение». В 16 веке все семьи, бедные и богатые, жили по «Домострою». Ему следуют строже, чем закону. Почему? В чём секрет этой книги? Почему никто даже не сомневался в истинности её утверждений? Как мы помним из истории, на Руси устная речь долгое время оставалась единственной формой передачи информации (сказания, былины, сказки, пословицы и поговорки). То, что передавалось из поколения в поколение, весь наработанный опыт, проверенный на практике, не подвергался ни малейшему сомнению. А текст «Домостроя» складывался именно из устных речей. В доказательство любого утверждения приводятся изречения народной мудрости или текста священного писания. Например, гл.18: «Чада, послушайте заповеди Господни... Любите отца и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им. Кто бьёт отца и матерь от церкви от всякой святыни да отлучится и лютою смертию и казнью да умрёт.». А пословицы из «Домостроя» и до сих пор на слуху: «О том и кукушка кукует, что своего гнезда нет»; «Не наряд жену красит - домостройство»; «Умей дитя родить, умей и научить»; «Любовь да совет, так и горя нет» и другие. Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место. На второе выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, тому, что необходимо «в домашнем обиходе». И лишь на третьем месте - обучение грамоте, книжным наукам. Рассматривая жизнь и домостроительство XVI века именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор чётко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «.учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым». В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имени твоего, и дома, и всего твоего прибытка, которое имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям Господним». Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-поло-вые и индивидуальные свойства ребёнка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определённый социальный тип. Иными словами, это сборник не просто собраний правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни. Новаторство «Домостроя» в том, что описываемый в нём характер воспитания направлен на конечный результат. И разве можно сомневаться в том, что многие советы «Домостроя» не устарели и по сей день? А вдруг мы, живущие в XXI веке, забыли какой-то очень важный принцип из прошлого? Вдруг наши семьи при всей их демократичности, открытости утратили какую-то важную составляющую? Ответы на эти вопросы нашли студенты двух групп педагогического училища и ученики 8 класса школы № 4. Для них была организована в черепа-новском краеведческом музее лекция-путешествие в русское средневековье по теме «Домострой». В «Книге отзывов» ребята после написали: «Было интересно и познавательно». Автор: Н. НИКИТЕНКО. г. Черепаново
Образование и Православие / http://cherepanovskie-vesti.nsk.ru/news/gde_najti_oporu_seme/2012-07-20-564 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2192 |