|
||||||||||||||
Епископ Петропавловский Артемий: Церковь — душа обществаО сотрудничестве Петропавловской епархии и администрации Камчатского края корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказал епископ Петропавловский и Камчатский Артемий. — Владыка, Вашего предшественника архиепископа Игнатия связывали дружественные отношения с руководством края. А как они складываются у Вас? — Мое знакомство с Камчаткой началось с общения с губернатором Владимиром Ивановичем Илюхиным. Он сразу предложил мне вместе с ним посетить север полуострова. Я принял участие в его рабочих поездках, и это мне помогло сориентироваться на новом месте — узнать проблемы, условия жизни и нужды людей. Впоследствии такое общение с представителями правительства края привело к пониманию необходимости заключения договора о сотрудничестве. Каждый пункт договора определяет ту или иную сферу нашего взаимодействия. Прежде всего, этот документ необходим для того, чтобы проводить программы, которые касаются внутреннего состояния человека — нравственности, культуры отношения к людям и Богу. Ведь у каждого из нас одна совесть и ее нельзя разделять на совесть к Богу и совесть к людям, к природе и так далее. И если она формируется правильно, то мы ко всем предметам и вещам относимся правильно. А формирования нравственной личности начинается с дошкольного учреждения. Но для того, чтобы сотрудничать в этой области, нужны соответствующие площадки, которые могли бы объединить подрастающее поколение. Поэтому каждый пункт проработан о взаимодействии с тем или иным ведомством. Например, таким как министерства образования и культуры. А другой пункт соглашения рекомендует муниципальным властям в разработке перспективного плана развития населенного пункта включать место для создания храмового комплекса вместе с духовно-просветительским центром, воскресной школой, домом для священнослужителей, чтобы это было архитектурным украшением села или районного центра. Один из основополагающих пунктов соглашения — это введение программы «Истоки» в повседневное использование в образовательном процессе, как в дошкольных, так и в учреждениях среднего и высшего образования. Это будет формировать мировоззрение ребенка об истории своего Отечества, его культурных началах, о Православии, как о религии, сформировавшей нашу культуру, ее развитии и влиянии на народы. Обучение происходит комплексно, можно сказать, на бытовом уровне, поэтому новые знания ребенок впитывает очень гармонично. Естественно для каждого возраста своя информация. Есть такая песня «От чистого истока я начинаю путь». Вот этот чистый исток мы и закладываем во все общеобразовательные учреждения, желающие работать по этой программе. — Будет ли посещение этого предмета обязательным? — Здесь не может быть никакого насилия, только свободное решение родителей и учителей. В некоторых школах частично «Истоки» уже изучают. Я не говорю об «Основах православной культуры» — это другой предмет, его преподают в 4-х и 5-х классах, а «Истоки» — с детского сада и старше. Кстати, уже через два дня после подписания соглашения, мы заключили договор с администрацией Елизовского района о внедрении в его образовательных учреждениях данной программы. Около шести школ дали свое согласие начать обучение с 1 сентября. Изучение «Истоков» начнется также в некоторых детских садах. На днях наша епархия выделила 365 000 рублей, которые пойдут на приобретение учебников для учреждений Петропавловска и Елизовского района. Соглашение предусматривает работу с детскими домами, интернатами, лечебными учреждениями, военнослужащими, правоохранительными органами, управлением наркоконтроля — почти с каждым ведомством. Это и есть то, о чем говорит Патриарх — Церковь должна больше проникать во все сферы жизни общества. Но это не экспансия, не насилие. Это совместное желание края и епархии повысить нравственный и культурный уровень общества. — Одно из положений соглашения касается поддержки строительства храмов на Камчатке. Расскажите об этом. — Недавно я побывал в Мильковском районе, был в поселках Атласово, Лазо, Таежном, Шаромах, других селах — приходы там ютятся в маленьких комнатках или заброшенных домах. Люди говорят мне: «Владыка, нам бы хоть маленький храмик на 50-60 человек». И ведь действительно — церковь радует глаз, молиться в храме верующему приятнее, нежели в комнатушке. Да и вообще церковь — это украшение любого села. И мы сейчас говорим с губернатором, он поддерживает эту идею — чтобы в каждом районном центре был свой храм с инфраструктурой. И такие примеры у нас есть — на Командорах и в Палане сегодня строятся храмовые комплексы. — В чем же собственно заключается помощь правительства? В финансировании? — По закону федеральные средства не могут использоваться в строительстве храмов. Для этого мы создадим попечительский фонд. Не подумайте, что я сам что-то изобретаю, конечно, я подсматриваю, учителем для меня остается Святейший Патриарх. Примером стала «Программа-200», согласно которой в шаговой доступности в столице должны быть построены 200 храмов. Для ее реализации был создан фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы». По его образу и подобию мы будем создавать фонд на Камчатке. Своими средствами мы, конечно, не потянем эту программу. Поэтому зимой я рассказал о планах Патриарху и попросил у него на это благословение. Он ответил: «Доброе дело. Бог благословит». Потом эти планы поддержал губернатор Камчатки. Ведь если дело Божие, оно всегда пробьет себе стезю. Я считаю, небольшой приход со своим храмом должен быть не только в каждом районе Камчатки, но и в каждом районе города. Так священник станет ближе к людям. А материальная помощь — только через фонд. Участвовать в нем, надеемся, будут представители бизнеса — своей милостью и помощью финансами. А администрация, идя нам навстречу, будет помогать с оформлением наших территорий, в частности, вокруг храма, и с помещениями для аренды. То есть то, что в их ведомстве. Например, правительство может рассмотреть какие-то льготы для того, чтобы северные приходы могли содержать свои молитвенные дома или маленькие храмы. Церковь — не коммерческая организация, но в Тигиле, к примеру, у нас долги по свету и теплу, потому что платим наравне с коммерсантами. А там всего 12 бабушек в приходе… Думаю, и в таких вопросах нам могут пойти навстречу. — На Ваш взгляд, к чему ведет слияние государства и Церкви? — Слияние невозможно. Церковь — это душа общества. А государство выполняет свои светские задачи. Господь взывает к ученикам — идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Вы — соль земли. Соль никогда не станет телом, а тело — солью. Но соль сама по себе как продукт лежит, и в пищу ее никто не употребляет, а тело без соли гниет и разлагается. Это две составляющие, которые дополняют друг друга. Поэтому смешение невозможно, функции государства Церковь никогда на себя не возьмет, это не ее цель. А вот «засаливать» общество от разложения — это наша общая задача. — То есть, на одни и те же самые грабли мы уже не наступим? — Вы имеете в виду период до 1917 года? Святейший Патриарх говорит, что сейчас как раз самое благоприятное время — государство не вторгается во внутреннюю жизнь Церкви, а Церковь не пытается собой подменить государственную власть. Мы незыблемо остаемся хранителями Закона Божиего, и этот Закон вложен в совесть каждого человека — это неписанная скрижаль в сердце человека. Церковь стоит на защите моральных устоев, а если она не будет выполнять эти функции, то получится, как сказал Господь — если соль будет не солона, ее выбрасывают. И желания идти в государственные структуры ни у кого из нас, поверьте, нет. — А в партию Вам когда-нибудь предлагали вступить? — Да что Вы! Никогда. Я думаю, что выше всех партий — это Церковь Христова. Конечно, человек вправе определять свою гражданскую позицию, но Церковь, повторюсь, — это душа общества и туда должны приходить все, независимо от партийной принадлежности. Перед Богом все в ответе.
Образование и Православие / Беседовала А. Дудышева |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2291 |