|
||||||||||||||
Господин Народный АртистЭто история одного стихотворения, которому сегодня 2 июня 2012 года исполнилось ровно 85 лет. Тогда в далеком 1927 году оно было напечатано в "Комсомольской правде" и автором его был пролетарский поэт Владимир Владимирович Маяковский. Он опять ввязался явно не в ту игру и снова, как в 1926 году после самоубийства Сергея Есенина, стал причиной травли человека искусства. На этот раз его стихотворной мишенью стал великий русский певец Федор Иванович Шаляпин, на тот момент носивший звание первого Народного Артиста Республики. Виной всему стал жест благотворительности, когда певец, будучи во Франции, пожертвовал деньги нуждавшимся детям беженцев, а в СССР это было встречено как помощь белой эмиграции. Тогда Шаляпину припомнили все его "заслуги" и в том числе то, что он был когда-то Солистом Его императорского Величества... Это история одного стихотворения, которому сегодня 2 июня 2012 года исполнилось ровно 85 лет. Тогда в далеком 1927 году оно было напечатано в "Комсомольской правде" и автором его был пролетарский поэт Владимир Владимирович Маяковский. Он опять ввязался явно не в ту игру и снова, как в 1926 году после самоубийства Сергея Есенина, стал причиной травли человека искусства. На этот раз его стихотворной мишенью стал великий русский певец Федор Иванович Шаляпин, на тот момент носивший звание первого Народного Артиста Республики. Виной всему стал жест благотворительности, когда певец, будучи во Франции, пожертвовал деньги нуждавшимся детям беженцев, а в СССР это было встречено как помощь белой эмиграции. Тогда Шаляпину припомнили все его "заслуги" и в том числе то, что он был когда-то Солистом Его императорского Величества... ГОСПОДИН «НАРОДНЫЙ АРТИСТ» Парижские «Последние новости» пишут: «Шаляпин пожертвовал священнику Георгию Спасскому на русских безработных в Париже 5000 франков. 1000 отдана бывшему морскому агенту, капитану 1-го ранга Дмитриеву, 1000 роздана Спасским лицам, ему знакомым, по его усмотрению, и 3000 — владыке митрополиту Евлогию». Вынув бумажник из-под хвостика фрака, добрейший Федор Иваныч Шаляпин на русских безработных пять тысяч франков бросил на дно поповской шляпы. Ишь сердобольный, как заботится! Конешно, плохо, если жмет безработица. Но... удивляют получающие пропитанье. Почему у безработных званье капитанье? Ведь не станет лезть морское капитанство на завод труда и в шахты пота. Так чего же ждет Евлогиева паства, и какая ей нужна работа? Вот если за нынешней грозою нотною пойдет война в орудийном аду — шаляпинские безработные живо себе работу найдут. Впервые тогда комсомольская масса, раскрыв пробитые пулями уши, сведет знакомство с шаляпинским басом через бас белогвардейских пушек... Есть класс пролетариев миллионногорбый и те, кто покорен фаустовскому тельцу. На бой последний класса оба сегодня сошлись лицом к лицу. И песня, и стих — это бомба и знамя, и голос певца подымает класс, и тот, кто сегодня поет не с нами, тот — против нас. А тех, кто под ноги атакующим бросится, с дороги уберет рабочий пинок. С барина с белого сорвите, наркомпросцы, народного артиста красный венок! Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского 1927 Федор Иванович Шаляпин Федор Шаляпин в роли Царя Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка"
В конце 1927 года Федора Ивановича Шаляпина лишили звания Народного Артиста Республики, однако Народным он быть не перестал до сих пор. По-настоящему Народным Артистом. У нас есть возможность сейчас прочесть воспоминания певца и узнать, как же все было на самом деле в этой истории с благотворительностью. "Господин Народный Артист" В.В. Маяковского несколько исказил факты... Фотоснимки из последней фотоссессии Федора Ивановича Шаляпина 1938 года Париж К этому времени благодаря успеху в разных странах Европы, а главным образом в Америке, мои материальные дела оказались в отличном состоянии. Выехав несколько лет тому назад из России нищим, я теперь могу устроить себе хороший дом, обставленный по моему собственному вкусу. Недавно я в этот свой новый очаг переезжал. По старинному моему воспитанию, я пожелал отнестись к этому приятному событию религиозно и устроить в моей квартире молебен. Я не настолько религиозный человек, чтобы верить, что за отслуженный молебен Господь Бог укрепит крышу моего дома и пошлет мне в новом жилище благодатную жизнь. Но я во всяком случае чувствовал потребность отблагодарить привычное нашему сознанию высшее существо, которое мы называем Богом, а в сущности, даже не знаем, существует ли оно или нет. Есть какое-то наслаждение в чувстве благодарности. С этими мыслями пошел я за попом. Пошел со мною приятель мой один. Было это летом. Прошли мы на церковный двор, на rue Daru, зашли к милейшему, образованнейшему и трогательнейшему священнику отцу Георгию Спасскому. Я пригласил его пожаловать ко мне в дом на молебен... Когда я выходил от отца Спасского, у самого крыльца его дома ко мне подошли какие-то женщины, оборванные, обтрепанные, с такими же оборванными и растрепанными детьми. Дети эти стояли на кривых ногах и были покрыты коростой. Женщины просили дать им что-нибудь на хлеб. Но вышел такой несчастный случай, что ни у меня, ни у моего приятеля не оказалось никаких денег. Так было неудобно сказать этим несчастным, что у меня нет денег. Это нарушило то радостное настроение, с которым я вышел от священника. В эту ночь я чувствовал себя отвратительно. На душе моей действительно было тревожно. Не примет Бог благодарности моей, и нужен ли был вообще этот молебен, думал я.Я думал о вчерашнем случае на церковном дворе и невпопад отвечал на вопросы гостей. Помочь этим двум женщинам, конечно, возможно. Но двое ли их только или четверо? Должно быть, много. О. Спасский счел нужным напечатать в русской газете Парижа несколько слов благодарности за пожертвование в пользу бедных русских детей. И немедленно же об этом за посольским секретным шифром с улицы Гренель в Кремль полетела служебная телеграмма... Ф.И. Шаляпин "Маска и душа"
Это был небольшой отрывок из книги Ф.И. Шаляпина "Маска и душа", интересной и в плане отношения артиста к искусству, теаnру, религии и к себе. Воспоминания о времени, некоторые строки из которых вполне могут стать афоризмами... Начинающий артист Федор Шаляпин Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов" Федор Шаляпин в роли Мефистофеля в опере Ш.Гуно "Фауст" Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом. Моему призванию я был предан безраздельно. У меня не было никакого другого побочного пристрастия, никакого заостренного вкуса к чему-нибудь другому, кроме сцены. Правда, я любил еще рисовать, но, к сожалению, таланта настоящего к сему не получил, а если и портил карандаши и бумагу, так только для того, чтобы найти пособие к моим постоянным исканиям грима для характерных и правдивых сценических фигур. Даже мою большую любовь к картинам старинных мастеров я считаю только отголоском моей страсти к театру, в котором, как и в живописи, большие творения достигаются правдивой линией, живою краской, духовной глубиной. Но менее всего в жизни я был политиком. От политики меня отталкивала вся моя натура. Может, это было от малого знания жизни, но всегда и во всем меня привлекали черты согласованности, лада, гармонии. На неученом моем языке я всегда говорил себе, что лучшая наука, высшая мудрость и живая религия - это когда один человек умеет от полноты сердца сказать другому человеку: "Здравствуй!.." Ф.И. Шаляпин "Маска и душа" Фотопортрет Федор Иванович Шаляпин Есть иногда в русских людях такая неодолимая физическая застенчивость, которая вызывает во мне глубокую обиду, несмотря на то, что она бывает и трогательна. Обидна она тем, что в самой глубокой своей основе она отражение, вернее, отслоение нашего долгого рабства. Гляжу на европейцев и завидую им - какая свобода и непринужденность жеста, какая легкость слова! Не всегда и не у всех эта свобода и легкость высокого стиля, но все же чувствую я в них какое-то утверждение европейцем своей личности, своего неотъемлемого достоинства. Есть в этом и наследие большой пластической культуры Запада. А вот русский человек, поди, душа у него свободнее ветра, в мозгу у него -орлы, в сердце - соловьи поют, а в салоне непременно опрокинет стул, прольет чай, споткнется. Дать ему на каком-нибудь банкете слово - смутится, двух слов не свяжет и замолкнет, сконфуженный. Повторяю, это оттого, по всей вероятности, что слишком долго русский человек ходил под грозным оком не то царя, в качестве боярина, не то помещика, в качестве раба, не то городничего, в качестве "подданного". Слишком часто ему говорили: "Молчать, тебя не спрашивают"... Ф.И. Шаляпин "Маска и душа" Федор Шаляпин с первой женой Иолой Торнаги, родившей ему шестерых детей 1897 Федор Шаляпин с сыном Борисом Федор Шаляпин с дочерьми Федор Шаляпин с сыном Борисом и второй женой Марией Петцольд (?) 1935 Федор Шаляпин с любимой собакой В мрачные дни моей петербургской жизни под большевиками мне часто снились сны о чужих краях, куда тянулась моя душа. Я тосковал о свободной и независимой жизни. Ф.И. Шаляпин "Маска и душа"
Похороны Федора Ивановича Шаляпина 25 апреля 1938 года во Франции. На кладбище Батиньоль на его могильной плите написано: "Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли Русской". В дни прощания с прославленным басом его голос звучал по всем радиостанциям мира, кроме советских. Прах великого русского певца был возвращен в Россию и перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве в 1984 году. Постановление 1927 года, лишавшее его звания народного артиста, было отменено лишь летом 1991 года... Искусство может переживать упадок, но оно вечно, как сама жизнь... Ф.И. Шаляпин "Маска и душа"
Образование и Православие / http://history-life.ru/post222581930/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4434 |