|
||||||||||||||
Вдогонку Фестивалю: о чем говорили медийщики с председателем СИНФО РПЦ, главным редактором журнала «Фома» Владимиром ЛегойдойВ завершение рабочей части состоялась встреча участников Фестиваля СМИ православных с председателем СИНФО РПЦ, главным редактором журнала «Фома» Владимиром Романовичем Легойдой. Владимир Романович передал украинским медийщикам приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Сегодня, в век интернета и высоких технологий, средствам массовой информации отводится ключевая роль в формировании у наших современников определенной оценки явлений. Это налагает огромную ответственность на журналиста, который пишет статью, на редактора, выпускающего материал, и на владельца медиаресурса, который формирует его политику. Такая ответственность заключается, прежде всего, в том, чтобы не разжигать человеческих страстей, не стремиться угодить определенным общественным силам, а честно и правдиво освещать события», - напомнил участникам фестиваля Святейший Патриарх. В лекционной части встречи Владимир Легойда отметил, что участие информационного специалиста на этапе планирования публичных действий в епархии крайне необходимо. Также этот специалист должен быть в курсе графика своего правящего архиерея. Без этих условий адекватно освещать жизнь епархии в СМИ затруднительно. Также для епархиальных пресс-служб важно решить кадровый вопрос: если люди занимаются этим делом против собственной воли, нормального качества работы от них ждать не стоит. Владимир Романович напомнил о том, что и в Украине, и в России кредит доверия к Церкви исчерпан. В связи с этим темы, порочащие Церковь или конкретных священнослужителей, будут появляться, и нам нужно уметь на них адекватно реагировать. Следующей темой стал интернет - среда, в которой мы, по мнению Владимира Легойды, еще не разобрались. Медийная повестка дня меняет людей. В последние годы появилась новая наркотическая зависимость – от соцсетей, люди становятся «приложением к фейсбуку». В интернете есть два действующих фактора: дилетанты-паражурналисты и профессионалы-постжурналисты. Традиционных журналистов там нет. В интернете все – публика друг для друга. Субъективность, полемичность, партийность – позиции, от которых традиционные СМИ всегда уходили, - для блогосферы являются нормой. Субъективность требует соблюдения правил игры. Аутентичность важнее, чем правда. В блоговом пространстве я не знаю, что я хочу прочитать – я прихожу не за информацией, а к конкретному человеку. В то же время, интернет никогда не заменит ни книгу, ни печатное СМИ. Интернет не форматирует смысловое пространство, книга – форматирует. Кроме того, у печатного СМИ есть еще одно неоспоримое достоинство: его можно выбросить. J Необходимо новое понимание старыми СМИ своего места в новом медийном пространстве. Коснулись и вопроса, что делать, когда у нас проблемы. Стратегия в кризисное время, по мнению Владимира Романовича, должна быть той же, что и вне кризиса: предложить в медиа-пространстве собственную повестку дня. Не оправдываться, не быть вторым. Выигрывает асимметричный ответ: говорить о том, чем мы действительно занимаемся, чем живет Церковь, а не о том, что нам пытаются навязать. При этом положительная повестка должна быть нескучной. Вторая часть встречи украинских медийщиков с председателем СИНФО РПЦ прошла в формате вопрос-ответ. Священник Виталий Эйсмонт, Овручская епархия: – Какими должны быть критерии православного ТВ? - Идеальное православное СМИ – это СМИ, которое делается верующими профессионалами без декларации их вероисповедания. Декларация внешними воспринимается как ниша. Однако нужно ли намТВ? Собирает оно семью или разрывает? Не происходит ли подмена реальной семейной жизни жизнью, которая идёт на экране? Протоиерей Александр Авдюгин, Луганская епархия: – Является ли Кирилл Фролов представителем Патриархии в сети? - Он высказывает свои взгляды и свое понимание ситуации. Озвучивает политические взгляды. Выразителем официальной позиции Церкви Кирилл Фролов не является. Татьяна Горячева, главный редактор журнала «Лоза»: – Православные СМИ должны быть миссионерскими на средства благодетелей или сами зарабатывать на свое существование? - Печатное СМИ может существовать за счет большого тиража, рекламы или спонсор. Качественное издание чаще всего идет по третьему пути. Зарабатывать на этом практически невозможно. Есть еще вариант выделять средства за счет другого типа деятельности группы людей, которая выпускает СМИ. Протодиакон Александр Карпенко, заместитель главного редактора журнала «Фома в Украине»: – Вы 17 лет возглавляете журнал и несколько лет СИНФО. Как удается совмещать? Как подбираете кадры, «выращиваете» команду? - У меня искреннее ощущение, что я ничего не успеваю. В «Фому» люди подбирались сами. Вообще, в нашей сфере работы наблюдается кадровый голод. Вопрос даже не в оплате труда, а отсутствии хороших специалистов. Критерии их подбора формулируются по ходу работы. В основном СИНФО нужны не журналисты, а аналитики. Сергей Бувайлик, Одесская епархия: – Почему Православная Церковь требует формирования позитивного образа? Существует ли информационная война против нее? - С одной стороны, я не сторонник теории заговора. С другой – у нас есть проблемы, и есть люди, которые этим пользуются. Наши действия либо усугубляют ситуацию, либо сдерживают. В ток-шоу мы проигрываем всегда, поэтому лучше туда не ходить. Блогосфера развратила церковных людей, отучила их нести ответственность за свои высказывания. Священник Виталий Эйсмонт, Овручская епархия: – Поднимался ли вопрос о качестве преподавания ОПК в школе, и как он решен? - ОПК – это предмет культурологического характера, есть методика его преподавания. Есть область знания, которую нельзя игнорировать. Если мы будем ее игнорировать, возникает риск вырастить поколение, которому культура собственного народа будет чужой. Юрий Кулибаба, Днепропетровская епархия, журнал «Начало»: – Что делать с плохими печатными СМИ? - У каждой епархии должен быть свой хороший сайт. Газета – нужна ли вообще, и что должна из себя представлять? Священник Андрей Чиженко, Николаевская епархия: – Стоит ли священнику ввязываться в диалог в социальных сетях? - Мне кажется, важно понимать, что священник – везде священник, в т.ч. в блоге. Любое наше слово работает или на разрыв живого церковного организма, или на созидание. Здесь стоит руководствоваться правилом: семь раз отмерь, один раз отрежь. Протодиакон Геннадий Пекарчук, Луганская епархия: – Может ли церковная газета содержать элемент светскости, может ли благотворитель поздравить читательниц с 8 Марта? - Если материал никак не связан с церковной жизнью, то зачем его публиковать? 8 Марта – это повод сказать приятное, если человек этого ждет. Но нельзя позволять благотворителю ломать формат епархиального СМИ. Нужно определить свою аудиторию и делать то, что ей интересно. Священник Александр Костин, Донецкая епархия: – Что сделано СИНФО в связи с последними скандалами в прессе вокруг Церкви? - Изначально наш комментарий по поводу «перфоманса» Pussy Riot был таков: это богохульство, нужна оценка этого деяния обществом, а юридическое решение принимает суд. Нам нужно было повести себя таким образом, чтобы об этой акции было неприлично говорить. Православные христиане своими бесконечными обсуждениями этой темы сами сделали так, что этих женщин теперь воспринимают как героев. Светлана Охрименко
Образование и Православие / http://festzmi.org/node/1881 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1795 |