|
||||||||||||||
Беседы с отцом Сергием (Рыбко). Грешат ли священники?ИГОРЬ ШАТРОВ: В прошлый раз мы невольно коснулись темы греха. Отец Сергий заявил о том, что грешен - любит покушать. Выходит, священнослужители - такие же грешники, как и миряне. Чем же они отличаются от нас с вами? ОТЕЦ СЕРГИЙ: Грешат ли священнослужители? Несомненно. Ведь и Господь пришел в мир грешников спасти. Не здоровые нуждаются во враче, но больные. В этом смысле грешны все люди вообще. Безгрешен был только Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Но вот смотря, что понимать под словом грех? Грехи существуют разной степени. 1) Грехи повседневные, которые совершаются всеми нами практически ежечасно и даже ежеминутно. Такие грехи, последствия которых не столь разрушительны как для самого человека, так и для его окружения. Это грехи в основном совершаемые мыслью или словом. Например, мелкая ложь, празднословие, прекословие, всякие нехорошие страстные мысли, не доходящие до действий, какие-то мелкие жизненные ошибки, типа наступили на ногу в автобусе и т.д. 2) Затем грехи более серьезные, доходящие до дел. Всякие интриги против ближних, повседневная клевета, т.е. приписывание ближнему того, что есть и чего нет, властолюбие, тщеславие, уныние, чрезмерное употребление спиртных напитков, курение и вообще все то, от чего человек начинает зависеть. 3) Грехи тяжкие. Отчаяние, богохульство, наркомания, хроническое пьянство, воровство, оклеветание, повлекшее за собой тяжкие последствия, предательство, подлость и вообще такие грехи, в результате которых тяжело страдают наши ближние. 4) Грехи смертные, т.е. такие, которые один раз будучи сделаны, несут полную смерть души. Таковыми являются блуд: сожительство двух людей, каждый из которых не состоит в браке, прелюбодейство: разрушение своей или чужой семьи, убийство (прямое или косвенное), колдовство, аборты, самоубийство, отпадение от веры, впадение в ересь или в язычество и т.д. Грехов существует великое множество. Не стоит здесь всего перечислять. Я хотел только показать примерные четыре степени грехов. Причем, как и первые две (грехи повседневные и грехи серьезные) не имеют ярко выраженной грани: «Неверный в малом, неверен и во многом», так и две последние степени (грехи тяжкие и грехи смертные) также не имеют ярко выраженной грани, также переходят одна в другую незаметным образом. Взять, например, ссору. Она может начинаться на словах, а закончиться калечением или убийством человека. Или грехи блудного свойства. Начинаются они с блудной мысли, которые уже подсудны сами по себе, а заканчивается полной распущенностью человека, когда блуд уже творится вне зависимости от пола. Что ведет в конечном итоге к деградации личности. Теперь вернемся к священнослужителям и монашествующим. Если грешат миряне, даже тяжкими или смертными грехами, к ним относятся более снисходительно, чем к людям, облеченным священным саном или монашеским постригом. Даже по церковным канонам на мирян налагается в случае тяжких грехов епитимия, т.е. церковное наказание, более снисходительное, чем на лицо духовное. Священник и монах - это лицо Церкви, пример духовно-нравственной жизни. Кстати, есть замечательное высказывание А.С. Пушкина: «Насколько западное, католическое и протестантское духовенство послужило к развращению народов, которое оно долженствовало исправлять, так православное духовенство, к чести его, послужило к духовно-нравственному возвышению тех народов, на которое распространилось его благодетельное влияние». Шила в мешке не утаишь, поэтому не целомудренное поведение или, скажем, пьянство священника, епископа очень быстро становится известным его пастве. Западная литература еще средних веков изобилует сочинениями типа «Декамерона», где высмеивается развратная и порочная жизнь западного духовенства. В русской, вообще славянской литературе, таких книг практически нет, потому что православное духовенство, хотя и состоит из людей «плоть носящих, в мире живущих, от диавола прельщаемых», тем не менее, ведущих настоящую войну с грехом, если тут совершается отдельное грехопадение отдельного лица, это, как правило, трагедия для такого человека. Но и дисциплина православной Церкви такова, что таковые случаи становятся известны священноначалию. Священник сначала подвергается запрету, т.е. в течение некоторого длительного времени, до нескольких лет, а вернее - до оставления своего порока, не может священнодействовать, т.е. не может совершать ничего, что входит в обязанности священника. В лучшем случае, может при храме работать сторожем, чтецом или алтарником. Если же случаи его безобразного поведения повторяются, такового извергают из сана, т.е. снимают с него сан диакона, священника или даже епископа без какого-либо права вновь его возвратить. Такие порядки в православной Церкви сложились уже веками, поэтому священнослужитель грешить тяжким и смертными грехами не может, иначе перестает быть священнослужителем. Если западное общество постоянно потрясают скандалы, связанные с обвинением священников в педофилии и прочих непотребствах, заметьте, что в православной среде такие подобные вещи, хоть и бывают, но крайне редко, хотя желтая пресса у нас не менее пронырлива. Поэтому знайте, если Вы видите перед собой православного священника, может, он и не является святым человеком, но в том, что касается грехов, почти наверняка, у него все в порядке. ИГОРЬ ШАТРОВ: А чего мы с вами ожидали? Было бы странно услышать ответ о безгрешности священнослужителей. Они ведь такие же простые смертные, как и мы с вами. И все же отличаются от нас. Возможно, осознание своей грешности придает им те силы, которых порой не хватает нам в повседневной жизни.
Образование и Православие / http://igumen-sergiy.livejournal.com/794.html?view=1562#t1562 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4179 |