Опубликовано 24.02.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Дмитрий Соколов-Митрич: Я боюсь


Все-таки пока мы и вправду живем в несвободной стране. Я, например, чувствую себя очень несвободным. Я много чего не могу сделать и написать. Потому что боюсь. Но вовсе не тех, кто сидит в Кремле.
 
Я, например, боюсь пойти на тот митинг, который за Путина. Даже не как гражданин, а как журналист. Я боюсь, что меня там кто-нибудь сфотографирует, выложит в Интернете и скажет: «Вот, смотрите, этот урод за Путина!»

Как гражданин я хожу на Болотную. Но при этом я боюсь лишний раз призвать людей к гражданской трезвости и написать какую-нибудь умеренную критику в адрес тех, кто тоже ходит на Болотную. Например, напомнить, что правовое государство строится не только на митингах и в блогах, но и в повседневной жизни. И что изрядная доля людей, которые склоняют на все лады жуликов и воров, – сами дают и берут взятки, рулят откатами, завышают сметы, недоплачивают налоги. А после трудового дня эти люди садятся на свои машины и едут заниматься отнюдь не семейными заботами, а теми делами, которые разрушают нацию гораздо быстрее нелегальной эмиграции и этнических преступных группировок. А по дороге они еще и вклиниваются на съезде со МКАД третьим потоком, создавая пробки не хуже, чем «упыри с мигалками».

Недавно обнаружил в Интернете фото и видео одного инцидента, произошедшего в городе Москве. Ухоженная тетка вполне себе прогрессивного вида припарковала свой скромный «Фольксваген Поло» прямо на трамвайных путях и ушла по делам. Когда она вернулась, «запутинское быдло» из десятка вставших трамваев всего лишь разбило ей стекло заднего вида и воспользовалось для выражения чувств грубой, но вполне нормативной лексикой. Я набрался смелости и у себя в блоге прокомментировал эту историю в том духе, что ситуация в стране начнет меняться не тогда, когда уйдет Путин, а когда уйдут вот такие тетеньки и дяденьки, которые наверняка тоже ходят на Болотную площадь.

Результат – испорченные отношения с несколькими старинными друзьями и мешок дерьма на голове от героических незнакомцев.

Чего я еще боюсь? Я боюсь лишний раз сказать что-нибудь не то про великих людей, которые сами себя решили называть лидерами декабристского движения. Месяц назад заикнулся, что не стоило бы им в такой ответственный момент ходить на прием в американское посольство, – и уже тысячу раз пожалел об этом.

Я боюсь даже предположить, что Навальный не станет президентом ни в 2012-м, ни в 2018-м, ни в 2030-м, если не наполнит свою политическую повестку позитивным содержанием и не прислушается всерьез к мнению Светы из Иванова.
Я вообще молчу о том, что стало бы в Европе и США с бывшим школьным учителем, а ныне главредом «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым, если бы он так же смело афишировал там свой опыт сексуального общения со своими ученицами.

А чего я, собственно, боюсь? Что грозит человеку, который откроет рот и скажет что-нибудь из вышеперечисленного и нижеподразумеваемого?

Нет, его не посадят в тюрьму. И не лишат бизнеса. И даже, скорее всего, не уволят, хотя кто знает? Но репрессии все равно будут. И не факт, что эти репрессии окажутся менее болезненными и беспощадными, чем гонения со стороны государства.

Помимо административной силы, в любой стране есть социальная сила. И эта сила – страшная сила. И в любом государстве она гораздо страшней и влиятельней, чем действующая власть. И эта сила тоже выстраивает свою систему лояльности. Хочешь, чтобы тебя любили девушки, пожимали руку достойные люди, брали на хорошую работу прогрессивные работодатели, приглашали преподавать в престижные вузы, – делай то-то и не делай того-то. Не ходи туда, куда мы не ходим, не говори того, что нам не нравится, не обижай своих и пинай чужих. Не хочешь – ты будешь изгоем и моральным уродом, мы тебя перестанем в упор замечать. И если в твоей профессии есть малейшая доля публичности, ты наш, ты никуда не денешься.

Каждая конкретная единица этой социальной силы считает, что просто отстаивает святое дело, борется за свободную страну, делает в очевидной ситуации единственно правильный выбор. Но когда эти единицы соединяются в целое – получается неплохая машинка для осуществления общественного террора, гораздо более страшного, чем государственный. Ну что может сделать государство более-менее заметному человеку? Отобрать бизнес, выгнать из страны, посадить в тюрьму, уморить там до смерти – да, может. Но власть в сегодняшней России не способна на самое страшное – уничтожить репутацию человека, раздавить его морально, вычеркнуть из списка действующих живых и заслуженных мертвых. А социальная сила – может.

И вот с риском для своей репутации я все-таки заявляю: по крайней мере сегодня и по крайней мере для меня эта сила является ничуть не меньшим фактором несвободы, чем ФСБ, РПЦ, администрация президента, да и вообще вся государственная власть.
Ребята, вам не кажется, что вы злоупотребляете своей социальной силой? Вам не кажется, что, если она себя дискредитирует, наступит эпоха социального бессилия – и это будет очень нехорошая эпоха.

Пока вы питаетесь тем, что грызете всех, кто не с вами. Прекрасно – но чем вы будете питаться, когда догрызете или, наоборот, обломаете зубы? Ведь система ценностей и риторика у вас та же самая, что и у ваших оппонентов. Вы исповедуете тот же деструктивный культ, что и они, – культ несвободного человека. Вы не можете даже допустить, что человек волен думать по-своему и это «по-своему» не всегда «по-вашему». Вероятность наличия у оппонента содержательной позиции сходу отметается. Если он не с вами, значит он просто несвободен, значит он просто кем-то ангажирован, значит он сволочь и негодяй, недостойный внимания и понимания.

В этом смысле оба субъекта наблюдаемой ныне политической борьбы – всего лишь две неотъемлемые составляющие одной и той же номенклатуры, место которой на помойке истории. Лучшие люди и с Болотной, и с Поклонной уже давно созрели для явления другой социальной и политической силы. Такой, которая способна слушать и Свету из Иванова, и Сашу Блинова из Твери. И которая понимает, что власть начинается с общения, а государство – вы не поверите! – с любви.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Дмитрий Соколов-Митрич, газета "Взгляд"

ПРИМЕЧАНИЕ: Газета ВЗГЛЯД поддерживает эксперимент автора этой колонки: читатели, которые полагают, что авторы интересных текстов должны получать гонорар непосредственно от них, могут пожертвовать Дмитрию сумму на свое усмотрение. Реквизиты здесь.

Читайте также:

05.11.2013 - Сергей Худиев. Об Иммануиле Канте и кривых ухмылках

18.09.2012 - Владимир Гурболиков: СМИ и логика «холодной» гражданской войны

27.01.2012 - Госпожа Уступка

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2107


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930