|
||||||||||||||
Вопросы оформления прав на здания и земельные участкиОтветы Юридической службы Московской Патриархии на вопросы по результатам юридических семинаров для епархий и приходов г. Москвы, проведенных в 2011 году. Материал подготовили руководитель Юридической службы инокиня Ксения (Чернега) и юрисконсульт Л.Г. Чавчанидзе. Как быть с оформлением земельного участка в г. Москве под храмом. Здание храма находится в собственности прихода, а земельный участок принадлежит Приходу на праве безвозмездного срочного пользования? В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации «религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно». Таким образом, Приходу следует приступить к оформлению земельного участка, находящегося в безвозмездном срочном пользовании Прихода, в собственность Прихода путем подачи соответствующего заявления в Департамент земельных ресурсов г. Москвы. Напомню, что предварительно земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет, то есть должен иметь кадастровый номер. Есть ли необходимость сейчас приводить в соответствие с законом документы на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (государственный акт, свидетельство о регистрации данного права), если после получения здания храма в собственность Приход планирует оформление в собственность земельного участка в его исторических границах, которые не совпадают с имеющимися? В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, в том числе религиозные организации, обязаны в срок до 1 января 2010 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по своему выбору: на право безвозмездного срочного пользования (в случае если храмы и иные здания религиозного (благотворительного) назначения находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций); на право аренды; на право собственности. Переоформление прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в г. Москве на право безвозмездного срочного пользования нецелесообразно, поскольку может повлечь изменение границ земельных участков, а переоформить земельный участок в собственность в данном случае приход, имеющий здания благотворительного или религиозного назначения в безвозмездном пользовании, может только путем выкупа (на возмездной основе). Вместе с тем, законодательство устанавливает административный штраф за неисполнение обязанности по переоформлению в установленный срок. Согласно ст. 7.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение в установленный срок обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей. Как видим, за неисполнение религиозными организациями обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования административных штраф не установлен. Закон, кстати, не предусматривает и право государственных органов изъять у религиозных организаций земельные участки за неисполнение обязанности по переоформлению. Согласно п. 2 определения Конституционного суда РФ от 25.12.2003 г. № 512-О исполнение обязанности по переоформлению не является основанием для внесудебного порядка лишения имущества или национализации. Вот почему переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного срочного пользования во исполнение требований п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не рекомендуется. Однако и в собственность такой земельный участок не следует переоформлять, поскольку, как было сказано выше, Приход, имеющий в безвозмездном пользовании здания религиозного или благотворительного назначения, может получить такой земельный участок в собственность только путем выкупа. Вместе тем, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации «религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно». Таким образом, заняться вопросом переоформления в собственность земельного участка лучше после получения в собственность расположенных на нем зданий религиозного либо благотворительного назначения. Что касается планируемого Приходом получения земельного участка в собственность в его «исторических границах», то это сложная задача, поскольку реституция (то есть возврат земельных участков их бывшим владельцам) российским законодательством не предусмотрена (п. 3 ст. 25 ЗК РФ). Религиозная организация может получить бесплатно в собственность только тот земельный участок, который необходим ей для эксплуатации расположенного на нем здания. Впрочем, законодательство субъектов РФ может предусматривать безвозмездную передачу в собственность религиозных организаций земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся у них в постоянном (бессрочном) пользовании (п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Возможна ли передача епархии здания церковно-приходской школы, которое находится в собственности генерального консула посольства Украины, находящегося в Ростове-на-Дону? В соответствии с Федеральным Законом № 327-ФЗ от 30.11.2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» безвозмездно в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям может быть передано только имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Порядок распоряжения имуществом религиозного назначения, находящегося в собственности граждан иностранных государств, определяется законодательством тех государств, в собственности которых находится данное имущество. Передача имущества в безвозмездное пользование прихода оставляет ли право оформить в будущем то же самое имущество в собственность прихода? Да, конечно, такое право у Прихода останется. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального Закона № 327-ФЗ от 30.11.2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. находящегося в государственной или муниципальной собственности» религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность, за исключением имущества, не подлежащего отчуждению из государственной или муниципальной собственности и имущества, которое является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения, в соответствии с настоящим Законом. Как Вы видите практический аспект передачи в собственность храмов в воинских частях (и также землю под ними) нужно ли оформлять в принципе? Закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ позволяет получить безвозмездно в собственность или безвозмездное пользование храмы, расположенные на территории воинских частей. Органом, уполномоченным осуществлять передачу таких храмов, является Минобороны России. Однако, учитывая то обстоятельство, что территории воинских частей являются закрытыми для доступа третьих лиц, ведение религиозными организациями хозяйственной деятельности на данных территориях, а также привлечение ими благотворительных пожертвований на содержание таких храмов, весьма затруднительная, а в большинстве случаев, нереальная задача. Согласно Закону от 30.11.2010 № 327-ФЗ, передача объекта в безвозмездное пользование и, тем более, в собственность религиозной организации сопровождается обязательным прекращением имущественных прав воинской части на данный объект. В результате расходы на содержание храма будет нести религиозная организация. Во всяком случае, коммунальные расходы, расходы на текущий ремонт, уборку бытовых отходов будут составлять обязанность религиозной организации. Поэтому ставить вопрос о передаче храмов на территории воинских частей в собственность (безвозмездное пользование) религиозных организаций целесообразно в том случае, если воинская часть подлежит расформированию или перемещению соответствующей территории. Напротив, в случае, если храм будет действовать при воинской части, его оформление в собственность (безвозмездное пользование) религиозной организации вряд ли целесообразно, ведь прихожанами такой религиозной организации будут исключительно военнослужащие. В таких случаях, как полагаю, следует заключить с воинской частью договор о сотрудничестве, предусматривающий предоставление религиозной организации соответствующих зданий (помещений) и осуществление иной деятельности религиозной организации на территории воинских формирований без оформления имущественных прав религиозной организации на здание храма. В таком случае все эксплуатационные и коммунальные расходы по храму будет нести воинская часть, сохраняющая имущественные права на культовое здание. Заключение договора о сотрудничестве возможно на основании п. 4 ст. 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому «командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях». Не предусматриваются ли льготы по уплате госпошлины за регистрацию права собственности на объекты недвижимости? В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31 и 61 настоящего пункта: для организаций — оставляет15 000 рублей. Льгот для религиозных организаций законодательством не предусмотрено. Приходу передано имущество в безвозмездное пользование на 45 лет: нужно ли добиваться передачи его в собственность? если да, то почему? Добиваться передачи такого имущества в собственность прихода или епархии (на усмотрение епархиального архиерея — единых правил не существует) нужно, если: имущество не является объектом культурного наследия Федерального, регионального значения, собственность на которые не разграничена, имущество на требует значительных материальных затрат на его содержание, религиозная организация способна самостоятельно нести затраты по содержанию данного имущества. Право безвозмездного срочного пользования недвижимости гос. регистрации не подлежит с 2004 года. Органы госрегистрации отказывают в регистрации такого договора. Что делать? В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Право безвозмездного пользования зданиями, строениями, сооружениями не является вещным правом и относится к разряду ограничений (обременений) права собственности. На сегодняшний день право безвозмездного пользования указанными объектами не включено и предусмотренный ГК РФ и другими федеральными законами перечень подлежащих государственной регистрации ограничений (обременений) вещных прав. Поэтому согласно письму ФРС от 28 июля 2005 г. № 11/1-1899-МП право безвозмездного пользования и договоры безвозмездного пользования недвижимостью (за исключением договоров безвозмездного пользования земельными и лесными участками, заключенными на срок более 1-го года) не подлежат государственной регистрации. Однако отсутствие государственной регистрации права и договора не влечет за собой их недействительность и, в целом, не умаляет их значимости. Принадлежащее религиозным организациям незарегистрированное право безвозмездного пользования является полноценным ограничением (обременением) права собственности на недвижимость. В заключение отметим, что в марте с.г. во втором чтении будет рассматриваться законопроект № 163864-5, предусматривающий норму о государственной регистрации права безвозмездного пользования зданиями, строениями, сооружениями. Существуют ли реестры памятников федерального значения и местного значения? Перечни объектов культурного наследия федерального и регионального значения утверждены в частности Постановлением Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Образование и Православие / Православие.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4489 |