Опубликовано 02.02.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Профессор Дитер Хаттруп представил москвичам «нового Дарвина»


31 января в Центральном доме журналиста была прочитана лекция «Дарвин как отец Церкви». Своим взглядом на соотношение современной естественной науки и христианского мировоззрения поделился доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) католический священник Дитер Хаттруп.
 
Ведущий вечера, дьякон Августин Соколовски представил профессора как уникального человека, всемирно известного ученого и одновременно священника с богатым пасторским опытом. «Совмещение науки и богословия, этих, как кажется многим, противоположных направлений, является сознательным выбором профессора. Впервые мы встречаемся с примером того, как естественные науки не только не вступают в противоречие с дисциплинами богословскими, но вместе образуют гармонию», — сказал отец Августин. По его признанию, название лекции носит провокационный характер. Это призыв к людям задуматься о том, на какой основе мы строим нашу веру.

Несмотря на заявленную тему, собственно о Дарвине и его теории эволюции было сказано не много. Большую часть лекции доктор физико-математических наук посвятил истории развития физики. «Многие думают, что проблема Дарвина – это проблема соотношения его учения и первой страницы Библии. И это совершенно неправильно, - сказал профессор. - На первой странице Библии мы уже встречаемся с законом развития. Первый день: свет и тьма. Второй день: небо и земля. Третий день: твердь и воды. Растения… Это воспроизводит последовательность эволюционного представления о природе. Настоящая проблема Дарвина – не в эволюции, а в механике. В XIX веке биолог мог размышлять о теории развития только с позиций механической физики.»

По мнению лектора, именно механическая физика, господствовавшая вплоть до ХХ века, постепенно «похищала у людей содержание веры и втягивала в себя истину». Механика – это желание охватить все взглядом. И на протяжении трех веков это стремление увенчивалось успехом, потому что законы, открытые Коперником, Кеплером, Ньютоном, дали людям возможность предвидеть. Действительно, зная определенные формулы, можно рассчитать и траекторию падающего предмета, и даже то, что произойдет через тысячи лет. «Возникает детерминизм: кажется, что сегодня предопределено то, что случится завтра. Но если моя жизнь заранее определена, если в ней отсутствует свобода, значит, я уже не человек, я существо, которое можно сравнить с машиной. А если человек - машина, то и Бога нет. Так начинается атеизм.», - рассуждает Дитер Хаттруп и предлагает именно с этой точки зрения взглянуть на теорию эволюции. «Все в природе есть результат фиксированных законов, утверждал Дарвин. Но в XIX веке он и не мог рассуждать по-другому, - поясняет профессор. – Мне жалко Дарвина. Огромным событием для ХХ века стало то, что физика перестала вверить в эти самые фиксированные законы. Новая физика – это квантовая теория. Именно она дает возможность медленными шагами вновь вернуться к пониманию свободы. И теперь возможен новый Дарвин. Что является антонимом необходимости? Случайность. Эта случайность есть и в биологии, а именно в мутации и селекции. В соотношении случайностей и необходимости можно усмотреть свободу Творца.»

По мнению профессора, свободу и необходимость противопоставлять бессмысленно. Чтобы иметь свободу действия, человеку необходимо знать и применять законы природы. «Я могу использовать закон Галилея, когда подбрасываю и ловлю какой-то предмет, - сказал Дитер Хаттруп и для наглядности подбросил вверх свои часы. - Для нашей свободы необходимо, чтобы множество законов надежно действовали. Но, с другой стороны, эти законы не должны быть всеобъемлющими. Иначе у меня не будет свободного желания играть с часами. У меня вообще не будет желаний. Все мои действия будут диктоваться только естественной необходимостью. И я стану машиной. К счастью, с начала ХХ века мы знаем, что в природе действует и принцип случайности, и принцип необходимости.»

Отстояв таким образом свободу личности, профессор Хаттруп тут же оговорился, что доказательства свободы не существует. Раньше из принципа механики делали вывод о несуществовании Бога. Но и теперь, исходя из принципа взаимодействия случайностей и необходимости в природе, нельзя автоматически сделать вывод о Его существовании. И это хорошо, заключил доктор богословия. Вера включает в себя некоторый риск. Человек должен использовать свою собственную свободу, чтобы распознать свободу Творца. Даже в том случае, если естественные науки так щедро дают для этого средства.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3559


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031