|
||||||||||||||
Доклад епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия на пленарном заседании Рождественских чтений23 января 2012 года, в ходе пленарного заседания ХХ Международных Рождественских образовательных чтений в московском Гостином Дворе, епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий выступил с докладом, посвященным вопросам высшего образования. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья и сестры! Рождественские чтения собирают нас уже в 20-й раз для того, чтобы мы глубже и ответственнее всмотрелись в то время, которое для нас является единственным. Мы живем один раз на земле, и, наверное, потом историки будут анализировать наши действия. Конечно, хотелось бы не совершать серьезных ошибок, которые могут привести к негативным последствиям. Мы ведь отвечаем не только за то, что мы делаем, но и за то, что мы говорим, и даже за то, о чем, может быть, лукаво промолчали. В наше время, когда происходит смешение ценностных оснований, как религиозных, так и культурных, и традиционно-национальных, очень важно найти свое место, свои традиционные национальные культурные идентификации. Каждый год мы собираемся на Рождественские чтения для того, чтобы сверить свои «часы», свои «компасы» в изысканиях важных ценностных ориентиров. И, конечно, мы приходим к важнейшему для нас понятию – воспитание. Воспитание – самая важная доминанта нашей деятельности. Воспитание человека, формирование его личностных, нравственных качеств в настоящее время является центральной проблемой как образовательной системы, так и жизни общества. Атеистическое наследие ХХ века, ориентирующее, в основном, на достижение только материальных ценностей, не смогло заменить человеку богатства его внутреннего духовного мира. Поэтому человек как центральная фигура сотворенного мира не оставил поиск своей полноты, истинной человечности, продолжил свой исторический путь в своей сопричастности Богу, и, невзирая на неведомые до сего времени соблазны, не оставил этого пути. Когда мы говорим о воспитании детей и молодежи, мы, как правило, обсуждаем вопросы, касающиеся средних школ и дошкольных учреждений. Но сегодня я хотел бы призвать к осмыслению вузовского пространства в контексте наших устремлений. Та площадка, где формируется концептуальные мировоззренческие основания молодежи, на мой взгляд, недостаточно нами осмысливается. Мы уделяем недостаточно внимания этому значимому образовательному пространству. В наше время численность абитуриентов почти сравнима с численностью поступающих в вузы. Это изменяет качественный спектр вузовского образования. Каковы же наши возможности осуществить в высшей школе проповедь абсолютных ценностей, которые открывают нам Священное Писание и Священное Предание Церкви? Что в образовательном пространстве высшей школы может помочь нам в осуществлении этой проповеди? Оказывается, есть площадка, которая фактически, по своему наименованию и по праву, принадлежит нам с вами. Эта площадка – религиоведение и теология. До сегодняшнего дня в Министерстве образования и науки шли дебаты о том, допустимо ли оценивать теологию в числе ВАКовских специальностей. Но, как мы слышали сегодня в докладе заместителя Министра образования, имеются серьезные подвижки в этом направлении в положительную сторону. Для того, чтобы теология не осталась «зависшей» в интеллектуальном пространстве профессорско-преподавательского состава вуза, чтобы она открыла вои сокровища мыслящей молодежи, нужно очень внятно и аргументировано раскрыть перед научным сообществом содержание теологического стандарта. Возможностью исследования духовных сокровищ, заключенных в богословии, располагает дисциплина, которую мы называем «религиоведение», то есть – «знание о религии». К сожалению, по привычке, доставшейся нам от ХХ века, религиоведение воспринимается порой как доставшееся нам по наследству от кафедр «научного атеизма». Конечно, существует некое дистанцирование религиоведческой тематики от самой религии. Но я хотел бы призвать всех научных деятелей, преподавателей вузов к новому этапу формирования положительного религиоведческого подхода к религии, к самому содержанию религии. Основным посланием любой религии является осознание бытия Бога, и уже в связи с этим мы выстраиваем свое отношение к Нему. Религия – живой созидательный союз человека с Богом, но в контексте современного религиоведческого знания она утрачивает именно это свое самое главное качество, представления человека о Боге и отношение Творца к миру и человеку. Что входит в контекст религиоведческих исследований? Это, например, социология религии, то есть наши взаимоотношения, влияние религиозного характера отношений на нашу социальную жизнь. Мы понимаем, что именно идеальные ценности, которые разделяет все христианское сообщество, возвышают и человеческую нравственность, и этику. И, безусловно, это религиозное понимание социальной жизни вносит новое содержание в общий контекст нашего социального служения и жизни. Это также понимание истории через призму религиозной жизни, психология религии, феноменология религии, философия религии. Вглядимся в историю. Византия фактически жила в контексте диалога богословов и философов. Этот контекст открывал новые возможности для самого богословия, для раскрытия разуму человека глубин Божественного откровения. В то же время Божественная премудрость осмыслялась как богословием, так и философскими усилиями. Думаю, что сейчас наступил тот момент, когда в высшей школе может быть сформирован такой консенсус теологии и религиоведения, который взаимно обогатит оба эти направления. Полагаю, что настало время, чтобы вера и разум, философия и религия, теология и религиоведение вместе вошли в высшую школу, как на особую площадку для взаимодействия, для катехизации, для проповеди христианских ценностей. Я хотел бы, чтобы Рождественские чтения объединили наши усилия в этом направлении. Это может принести богатые и большие плоды. Во-первых, катехизированные вузы, а таковые уже имеются в вузовском пространстве страны, смогут более плодотворно готовить педагогические кадры для того, чтобы преподавались основы религиозных культур. Просвещенные в духовном смысле вузы смогут глубже и серьезнее разрабатывать те научно-методические комплексы, которые потребуются для религиозного просвещения в сфере образования. Господь да войдет и в наши сердца, и в сердца тех ученых, которые, может быть, еще не смогли открыть для себя ценности и истины духовной жизни, принесенные в мир Богочеловеком Христом. Вчера на Божественной литургии Его Святейшество Святейший Патриарх Кирилл сказал, что единство – это особый дар Божий, дар Духа Святого. Об этом даре мы просим Господа, вознося молитву, чтобы в единомыслии и любви исповедовать Бога. И когда мы сами будем носителями благодатного дара единства, любви и единомыслия, нам будет что передавать и подрастающему поколению. Благодарю за внимание.
Образование и Православие / "Православное образование" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2274 |