|
||||||||||||||
Комментарий к проекту Федерального закона "об образовании в Российской Федерации"Главный юрисконсульт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Зайчикова для журнала "Православное образование". 17 октября 2011г. на официальном сайте Министерства образования и науки РФ опубликован проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.02). Распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № 22р от 14.05.2010 г. для выработки поправок к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» была создана общецерковная рабочая группа под руководством председателя Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, куда вошли представители юридической службы Московской Патриархии (инокиня Ксения (Чернега), синодального отдела религиозного образования и катехизации (Г. В. Демидов, Е. Н. Зайчикова), Учебного комитета (иерей Константин (Польсков), Н. С. Семенова) Работу специалистов возглавляемых ими отделов направляли митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и епископ Верейский Евгений, большую помощь оказали руководители ПСТГУ: протоиерей Владимир Воробьев, Л. А. Шамаро, руководитель методкабинета ОРОиК и научный сотрудник РАО И. В. Метлик. Была проделана большая работа, только общецерковную позицию стороны вырабатывали в течение нескольких месяцев интенсивной работы. Были сформулированы поправки, причем с каждой новой версией законопроекта приходилось их формулировать заново, так как тексты весьма существенно отличались один от другого (по объему, например, в два раза). Затем последовала длительная работа с Министерством образования и науки Российской Федерации по разъяснению нашей позиции, по ее обоснованию, по редакции формулировок статей, логике изложения и т.д. То, что удалось сделать, вошло в версию 3.02. законопроекта. Полный текст опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, где можно с ним ознакомиться. Ниже вниманию читателей предлагается краткий комментарий отдельных норм законопроекта. Нормы, прямо и непосредственно посвященные религиозному образованию, помещены в главу 11 законопроекта «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». Статья 89 носит название «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». Часть 1 ст. 89 посвящена реализации в общеобразовательных организациях комплексного курса основ духовно-нравственной культуры народов России, а в высших учебных заведениях - теологии. Данная статья на уровне федерального закона закрепляет принципиальную возможность реализации вышеназванного курса в рамках основных образовательных программ. Причем, статья, как видите, не содержит никаких изъятий и исключений, а, следовательно, распространяется на образовательные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, включая муниципальные и государственные школы. Далее, в ч. 1 ст. 89 указано на то, что реализация курса основ духовно-нравственной культуры возможна в рамках основных образовательных программ «в том числе на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов». Это формулировка означает, что данный курс может реализоваться школой как обязательный предмет в рамках ФГОС; при отсутствии данной образовательной области в стандарте может реализовываться за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса; а может реализовываться и в рамках ФГОС, и одновременно углубляться за счет части, формируемой участниками образовательного процесса (профильное образование). Все эти возможности могут быть реализованы, в том числе и муниципальными школами. Закрепление в данной статье положения, согласно которому выбор одного из учебных курсов, дисциплин, предметов (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся, представляется нам также необходимым в качестве гарантии реализации родителями принадлежащего им приоритетного права на воспитание и образование своих детей в соответствии с собственными убеждениями и мировоззрением. Далее, в части 3 п. 1 ст. 89 проекта удалось закрепить положение о проведении экспертизы примерных основных образовательных программ в части вышеуказанных курсов основ духовно-нравственной культуры. Экспертиза проводится централизованной религиозной организацией на предмет соответствия содержания курсов вероучению, историческим и культурным традициям данной централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутренними установлениями. Кроме того, в п. 3 ст. 89 указано, что централизованные религиозные организации привлекаются к учебно-методическому обеспечению учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), об основах конфессионального вероучения. Думаю, не стоит объяснять насколько важны данные права, предоставленное Церкви в сфере общего образования, учитывая, что курсы основ духовных культур, включенные во ФГОС, коснутся всех без исключения школьников Российской Федерации. Кроме вышеназванного, законопроект закрепляет запрет для педагогических работников принуждать обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений и к отказу от них, сообщать обучающимся искаженные, недостоверные и (или) оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства граждан сведения об исторических, религиозных и культурных традициях народов (ст.49 законопроекта). Нарушение данного запрета при осуществлении образовательного процесса предлагается признать дополнительным основанием к увольнению педагогического работника (проект поправок в ст. 336 Трудового Кодекса РФ). Таким образом, в случае принятия законопроекта в данной редакции и сопровождающих его поправок в действующие нормативные акты, у Церкви впервые появляется возможность реально влиять на содержание программ и учебно-методических пособий по курсу основ духовных культур, появляются законные механизмы реализации прав и реакции на нарушения в данной области с возможными чувствительными последствиями для нарушителей. Далее, п. 4-6 ст. 89 регулируют особенности осуществления образовательной деятельности конфессиональными образовательными организациями, реализующими за счет части основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент). При этом образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации (далее – образовательные организации религиозных организаций), обязаны реализовывать религиозный компонент общего образования; частные же образовательные организации имеют право реализовывать программы религиозного компонента при наличии у них конфессионального представления. Как видим, ныне существующая практика выдачи конфессионального представления воспринята и новым законопроектом. Более того, наличие конфессионального представления прописано как необходимое условие реализации программ религиозного компонента в общеобразовательных организациях. Важно, что удалось закрепить возможность реализации религиозного компонента в рамках основных образовательных программ не только в образовательных организациях, учрежденных религиозными организациями, но и в частных (негосударственных) образовательных организациях. Что касается государственных и муниципальных образовательных организаций, то, как уже было указано выше, для них возможны реализация курса основ духовно-нравственной культуры на профильном уровне, за счет обеих частей основной образовательной программы и вне ее рамок. Впервые закрепляется то обстоятельство, что примерные образовательные программы в части учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) религиозного компонента утверждаются соответствующей религиозной организацией (централизованной религиозной организацией), а учебно-методическое обеспечение указанных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией (централизованной религиозной организацией). Русская Православная Церковь уже активно действует в этом направлении. В частности, существует разработанный синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Стандарт православного компонента общего образования, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г. (журнал № 76), Святейшим Патриархом Московским и всея Руси 28.11.2010 г. утверждено Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям; в завершающей стадии разработки примерные программы по основам православной веры, греческому, латинскому и церковнославянскому языкам, церковному пению, логике. В п. 5 ст. 89 закрепляется право образовательных организаций религиозных организаций «устанавливать дополнительные условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений религиозных организаций (централизованных религиозных организаций), в ведении которых эти организации находятся». Здесь имеется в виду возможность образовательной организации обусловливать прием принадлежностью ребенка к определенной религиозной традиции, подчинение его дополнительным требованиям к поведению и т.д. Кроме того, поскольку религиозное образование и воспитание может предполагать участие в богослужениях, что возможно только при условии согласия ребенка и его родителей, то систематическое уклонение ребенка от участия в таинствах, в общей молитве и т.п. может быть расценено как выражение несогласия, что должно влечь его отчисление. Основания для этого также содержит теперь эта норма законопроекта. В п. 6 ст. 89 прописаны особенности лицензирования образовательных организаций религиозных организаций, которые вкратце заключаются в том, что лицензирование и государственная аккредитация данных организаций осуществляется при наличии конфессионального представления, а также предусмотрены особенности применения лицензионных требований в части образовательного ценза педагогических работников. И, наконец, п. 7 ст. 89 предусматривает для образовательных организаций и педагогов дисциплин религиозного компонента и основ духовных культур возможность общественной аккредитации в централизованных религиозных организациях. При этом «порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, определяются проводящей ее российской централизованной религиозной организацией». В настоящее время институт общественной аккредитации не имеет сколько-нибудь существенного значения и не влечет каких-либо изменений в правовом статусе ее обладателя. Однако, учитывая заявленную общую линию законодателя на усиление роли институтов гражданского общества в формировании образовательной среды, представляется целесообразным наличие такового права у Церкви. Кратко это все, что касается ст. 89 законопроекта. Но предложенные от имени Русской Православной Церкви поправки касались как статей законопроекта, прямо посвященных регулированию религиозного образования, так и редакции норм по всему тексту нормативного акта. В частности, было предложено исключить указание на гуманизм как основополагающий принцип образования, воспитания, учитывая, что гуманизм является конкретным идеологическим течением с открытой и агрессивной антирелигиозной позицией, имеющий среди своих постулатов призывы к ограничению рождаемости, однополым бракам, неограниченной свободе, ликвидации государственных границ и т.д. В этих же целях нами были внесены предложения об исключении из понятия содержания образования и воспитания приоритетного принципа развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Вместо этого была предложена формулировка традиционных духовно-нравственных ценностей. Был предложен к закреплению в законопроекте принцип равенства прав государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе в сфере бюджетного финансирования образовательного процесса, прав педагогических работников и т.д. Мы полагали крайне важным расширить возможности родителей влиять на содержание образовательного процесса в отношении своего ребенка и внесли свои предложения в этой части, но, к сожалению, они были отклонены (кроме небольшого фрагмента). Конечно, не все, что нами предлагалось, было воспринято, но большая часть наших предложений была услышана. Хотелось бы отметить конструктивный характер диалога с представителями Министерства образования и науки Российской Федерации. Стороны прилагали все усилия для того, чтобы, во-первых, услышать и понять друг друга, во-вторых, максимально четко, полно сформулировать нормы с учетом системы действующего законодательства, в-третьих, предусмотреть реальные механизмы реализации прописанных прав и гарантий. Достигнутый результат на данном этапе, на наш взгляд, может быть оценен в целом положительно, так как подавляющее большинство принципиальных и важных для Церкви моментов нашло свое отражение в тексте законопроекта. Текст был одобрен Межрелигиозным советом, о чем было сделано официальное заявление. Тем не менее, работа над текстом будет продолжена, опубликованный вариант не является окончательным. Будем работать над включением в законопроект ряда положений, которые пока не удалось отразить в опубликованной версии, над изменением ряда формулировок, которые нам представляются неверными.
Образование и Православие / Православное образвоание |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3205 |