|
||||||||||||||
Действие Духа Святого в современной ЦерквиДоклад Архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа на пленарном заседании Рождественских чтений. 23 января 2012 года на пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений Высокопреосвященнейший Филипп, архиепископ Полтавский и Миргородский, Председатель Синодального миссионерского отдела и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви, Ректор Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии, прочитал доклад «Действие Духа Святого в современной Церкви». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Братья и сестры! В дни Рождественских торжеств всех нас здесь во едино собрал Христос Спаситель – краеугольный камень, на Котором зиждется Святая Церковь, оживотворяемая и водимая Духом Святым. Действительно, от времени своего чудесного основания в Церкви непрестанно прибывает Святой Дух. Все проявления благодатной жизни Церкви суть действия и плоды Святого и Животворящего Духа. В день Пятидесятницы, в который совершилось рождение Церкви, сомневающиеся, слабые, неуверенные Апостолы преобразились в огненных провозвестников Христа, они приняли в свои глубины, в свое немощное существо силу Святого Духа и понесли эту силу по всей земле, вкладывая сокровище Святого Духа в сердца всех христиан. Событие Пятидесятницы знаменует новую веху в истории человечества и открывает опыт новой жизни, жизни «в Духе Святом». Следует помнить, что Пятидесятница – не такой дар, получив который можно успокоиться и жить в благодатном свете. Это первоначальное излияние Святого Духа для врачевания нашей немощи. Как говорит Митрополит Антоний Сурожский: «Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже непостижимым образом соединены со Христом, а потому что мы немощны, мы бессильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти». В исторической новозаветной книге «Деяний апостольских» акцентируется внимание на описании действия Духа Святого в первохристианской Церкви. Ее автор – апостол Лука – показывает, что только в общине Тела Христова человек имеет силы творить чудеса, и через него будет действовать Дух Святой. Сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут. То, что совершилось, – это, по слову апостола Петра, исполнение пророчества, данного через пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, изолью Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши... И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма». Именно о действиях Святого Духа следует говорить при рассмотрении вопросов просвещения и нравственности в жизни человека, семьи, общества, являющихся областью общей заботы Церкви и государства. Эти вопросы актуальны в силу того, что представляют собой определяющий вектор развития полноценного и гармоничного общества. К сожалению, наблюдаем тревожные тенденции в падении уровня духовности современного человека: это приводит к выхолащиванию нравственных принципов в его сознании, подмене духовных ценностей потребительскими, разрушении института семьи, разобщенности людей. Когда строй, основанный на принудительном и всеобщем атеизме, стал достоянием истории, Церковь оказалась в особенном положении в сравнении со всеми общественными институтами и организациями, существовавшими в бывшем советском государстве. С честью пройдя сквозь годы гонений и притеснений, несломленная и твердая в вере, именно Церковь стала восприниматься как единственно достойная доверия. С течением времени социологические опросы подтверждают: независимо от политических перипетий Церковь имела и имеет стабильно высокий уровень доверия граждан разных категорий. С другой стороны, традиционная Церковь оказалась перед лицом вызовов времени. Внешне весьма консервативная Церковь должна была давать ответы на те вопросы, которых, казалось, никогда не было в ее истории. Одновременно настало время решать проблемы свидетельства в мире явно секулярном, однако, жаждущем Слова Божия. Церковь оказалась хранительницей не только веры, но и морали, а вместе с тем блюстительницей традиций образования и воспитания. Церковь упрекали в пассивности в восприятии современности, однако любые проявления церковной активности тут же клеймили как попытки клерикализации общества... Зачем мы говорим сегодня о ситуации двадцатилетней давности? Да ведь именно тогда, фактически, решался вопрос роли Церкви в развитии общества, вопрос сохранения христианского фундамента наших государств. Кто же и как разрешил эти вопросы? Человеческого ума, пусть даже и самого изощренного, недостаточно было бы для решения и малой части названных проблем. И недруги Церкви заранее предупреждали, что Церковь, мол, не готова к ответу на вызовы современности, Церковь безнадежно устарела, и, вместе с древними иконами и старинными облачениями, к тому только и годна, чтобы поместить ее в музей – в отдел старинных, любопытных, но совершенно ненужных вещей. Да и в церковной среде нет-нет, а и появлялись сомнения: что же, в новых условиях потребуется отказ от основных традиций? Придется «подстраиваться» под современность? Отвергать накопленное веками? Каждый священнослужитель знает наизусть тропарь третьего часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Обратим внимание, что Призываемый Дух обновляет тех, кто в молитве обращается к Нему. Церковь всегда жила Духом Святым. По слову церковного гимна Пятидесятницы, «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный». Созданная Христом благоволением Бога Отца действием Святого Духа, Церковь живет и дышит Духом Святым. Сегодня мы явственно видим обновляющее действие Святого Духа, которое преображает все стороны церковной жизни, сохраняя в неприкосновенности основы веры и благочестия и созидая новые формы для реализации вечных принципов, на которых зиждется жизнь Церкви. И в те моменты, когда человеческое разумение не может объять проблемы, когда ум не находит сил для решений, именно действие Святого Духа находит то важное и единственно возможное, что, собственно, и разрешает недоумения, и спасает ситуацию – до этого неразрешимую и безнадежную. Так было, когда Духом Святым Церковь определила единственно верный путь своего развития в новых условиях после октября 1917-го года. Так было, когда Церковь шла путем мученичества 30-х и исповедничества 50-х годов прошлого столетия. Так было и тогда, когда настало время религиозной свободы и появилась – впервые более чем за три четверти века! – возможность открыто проповедовать Евангелие Царствия. Церковь не осталась в стороне от бурных общественных процессов – но она воздействовала на них так, как определял Дух Святый. Не применяясь к сиюминутным веяниям, не колеблясь вместе с непостоянным духом мира сего, Церковь, действием Духа Божия, оставалась на вечных позициях – впрочем, реализовывая их именно так, как было наиболее полезно и спасительно. И первым действием Духа стало публичное провозглашение отношения Церкви к важнейшим проблемам современности, выраженное в «Социальной концепции». В сжатой форме, концентрированном виде общество получило церковные ответы на важнейшие беспокоившие всех вопросы. Общество не без удивления услышало эти ответы в удивительной форме: современным языком излагались библейские истины и святоотеческое понимание жизни. Церковь не изобрела нового учения, не придумала что-либо, но в ответ на вопрошания мира ответила миру, понятно и принципиально, честно и с любовью. Действием же Духа Церковь начала, и сегодня особенно активно продолжает работу по свидетельству миру об истинах Евангельских, не только через традиционную структуру воскресных школ, но и в светской системе образования. Да, до сих пор продолжаются баталии относительно преподавания в школах в постсоветских странах духовно-нравственных предметов: основ православной культуры, или христианской этики в национальной культуре, или библейской истории... Но Церковь настаивает на категорической необходимости знакомства каждого гражданина с православной культурой, библейской историей и основами христианской морали. Именно такое знакомство сделает возможным формирование истинного патриота, являясь действенной прививкой и от местечкового национализма, и от космополитизма, и от ксенофобии. Но, что еще более важно, знание основ христианства позволит каждому сознательно выбирать свою жизненную позицию, формировать свое мировоззрение осознанно. Мы убеждены: при одностороннем формировании мировоззрения, на основе атеистического взгляда на мир, человек лишен возможности выбирать: ведь нельзя выбирать из одного... И общество, состоящее из людей, не просто случайно принадлежащих к некоторым группам, но убежденных, знающих истинные ценности и истинные приоритеты, сознательно избравших то или иное мировоззрение, будет стабильным и развивающимся к общей пользе всех его членов. Думается, что и обращение современной школы, как начальной, так и высшей, к достоянию церковному также является явным действием Святого Духа. Сейчас для мира открываются и церковная история, и педагогика, и философия... Мир открывает для себя не только отдельных личностей – глубоко церковных светил науки, но и знакомится с методологией, философией науки и образования, сформированными Церковью. Совсем недавно подобное казалось просто невозможным! Обновление касается не только направлений деятельности, но и самой церковной структуры. R последний год особенно заметны те удивительные перемены в епархиальном устройстве, которые не просто, если говорить светским языком, делают более эффективным церковное управление, но и дело христианского свидетельства. Проповедь Евангелия становится основным моментом служения Преосвященных архипастырей, каждый из которых имеет возможность говорить с паствой не только через послания, газеты и Интернет, но и лично, устами к устам. И епископ, и священник получают все большую возможность реализо-вывать себя и как совершители богослужений, и как проповедники Слова, и как пастыри, и как молитвенники за народ Божий. Убежден: это – действие Духа Божия, в каждое время устрояющего все на пользу Церкви и определяющего в том числе и внешние формы церковного бытия. Безусловно, Церковь не превращается в структуру, которая оказывает механическое или даже магическое воздействие на окружающий мир по принципу: достаточно приложить определенную сумму усилий – и результат гарантирован. Более того: мир, который, по слову Писания, «во зле лежит», коснеет в грехах и заблуждениях. Однако мы, принадлежащие к телу Церкви, знаем, что именно действием Духа возможно преобразовывать мир. Наше дело – в достаточной мере доверять действованиям Духа: самим неленостно делать каждому свое дело, каждому сеять на своем участке нивы Христовой, и уповать, что действием Святого Духа возрастет, по крайней мере, некоторое из посеянного. Мы – соработники Господа, и потому мы смотрим в будущее с надеждой. Слишком велика любовь Бога, и слишком горяч огонь Духа, чтобы наши усилия остались тщетны. «Ибо Господь или чрез нас, или чрез других, восполнит недостающее по мере ведения, какое достойным его сообщает Дух» [1]. Досточтимое собрание! Церковь несет свое служение в Духе, соединяя всех «во единого Духа причастие». Собирая расточенных чад Божиих в церковную ограду, преображая мир, согревая холодные сердца огнем Духа и им же просвещая весь мир, Церковь сегодня уверенно смотрит в будущее. Дух, обновляя сердца и умы человеческие, освящая все творение, творит чудо созидания нового человека и преображения мира. Действия Духа противостоят косности греха, вырывая человека из рабства тлению и вознося его к вечности. Именно Дух ведет нас к ней, и с ним мы не одиноки, но сильны Его силой. Божественный Основатель Церкви, давая ученикам обетования пришествия Духа, говорил: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, ... Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.... Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14. 17-19). Апостол Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (I Кор. 12. 4–7). Потому пусть каждый, имеющий свое проявления Духа, в твердом уповании несет свое служение, ведь «жизнь в Церкви иссякнуть никогда не может, ибо до окончания века в ней пребывает Дух Святой» [2]. Спасибо за внимание. 1. Василий Великий, святитель. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. 2. Иларион (Троицкий), священномученик. Христианства нет без Церкви.
Образование и Православие / "Православное образование". |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3322 |