|
||||||||||||||
Митрополит Калужский и Боровский Климент. О пребывании святого праведного Иосифа с Богомладенцем и Пречистой Материю Его в Египте…се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
(Мф. 21, 13-15) Еще со школьных учебников мы привыкли воспринимать Египет как страну фараонов, пирамид и сфинксов. У современного россиянина представление об этой стране немного расширилось за счет реклам туристических агентств, и теперь многие знают про такие египетские курорты, как Хургада, Шарм Эль Шейх, Луксор. Но для христианина Египет прежде всего — страна святых воспоминаний, это одно из древнейших мест, о котором говорится в Библии. В этой стране несколько веков жил еврейский народ, приготавливаемый к пришествию в мир Мессии. На горе Синай Бог дал пророку Моисею Десять заповедей. Сюда, на берега Нила, было вынуждено бежать Святое Семейство, скрывавшееся от замыслов Ирода погубить Богомладенца Христа. Египет можно назвать второй родиной Христа, где Он провел ранние годы своего детства, сделал первые шаги по земле, увидел Своими чистыми глазами наш зараженный грехом мир. В ноябре 2002 года нам удалось посетить места, связанные с пребыванием Божией Матери в Египте... Мы прибыли в Каир, когда у мусульман начался месяц Рамадан — время поста. Пост для мусульман означает «предание себя Богу» с целью «приблизиться к Всевышнему, дать Ему отчет о своей жизни, об успехах и ошибках прошедшего года». Интересны особенности этого поста: правоверный мусульманин в течение всего светлого времени дня — примерно до 17 часов — не должен ничего ни пить и ни есть — даже слюну запрещено глотать — и должен полностью воздерживаться от всех чувственных наслаждений. Но зато после отведенного на воздержание время, когда Аллах не видит, можно есть все что угодно и проводить время весело и в удовольствиях, ничем себя не ограничивая. При этом справедливо надо отметить — в дни поста местное население проявляет особое радушие и приветливость. Когда к вечеру накрывается стол, арабы приглашают разделить с ними трапезу всякого проходящего правоверного. Вообще этот пост у мусульман считается как бы телесной формой служения Богу и является «третьей ритуальной обязанностью» для каждого мусульманина. Здесь следует сказать, что по учению Православной Церкви пост имеет духовное значение, «суть только средство к совершенству» (преподобный Иоанн Кассиан) и направлен на установление господства духовного начала человека над материальным. Около двух часов ночи по местному времени (разница с Москвой в один час), 6 ноября, самолет, плавно опускаясь, приземлился в аэропорту города Каира. После наших ноябрьских холодов мы были сразу согреты теплым воздухом Египта. Здесь в это время года стоит погода такая, как у нас в июле. Утром, в 10 часов, состоялась встреча с послом России в Египте Н.А. Картузовым. По окончании приема мы отправились в паломничество по тем местам Каира, где, по преданию, останавливалось во время бегства в Египет Святое Семейство. После рождения Христа Ирод хотел убить Богомладенца, и тогда ангел Господень явился Иосифу и повелел: возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет (Мф. 2, 13). В Египте Святое Семейство пребывало до смерти Ирода, около двух с половиной — трех лет. Жить в одном месте Они долго не могли, ибо не чувствовали себя в безопасности. Во-первых, Они боялись, что Ирод будет разыскивать Их и в Египте. Во-вторых, Им постоянно угрожала опасность со стороны египтян. Тогда Египет находился под властью римлян, и там было распространено идолопоклонство. Египетская религия и философия были построены по законам астрологии и магии. Египетские жрецы свои ритуалы сопровождали оккультными действиями, с помощью черной магии они могли даже совершать чудеса (См. Исх. гл. 7 — 9). Владение магией и астрологией позволяло египетским жрецам на протяжении 2 000 лет держать народ в страхе и повиновении. Порой с властью жрецов ничего не могли сделать даже правители Египта. В тех местах, куда приходило Святое Семейство, в языческих капищах разрушались идолы, а жрецы были не в состоянии отправлять свои магические ритуалы. Это вызывало у них недовольство, они настраивали народ против Божией Матери и Младенца Христа, и Их гнали отовсюду. Им приходилось часто переходить из одного селения в другое. Останавливаться Святое Семейство могло только у соплеменников — проживавших там израильтян, бедных людей — ремесленников, рыбаков. За время пребывания в Египте Богоматерь с Иосифом меняли место своего жительства более 20 раз — восемь из них находятся в современном Каире. Храм Пресвятой Богородицы в Каире Первым местом нашего посещения был храм Пресвятой Богородицы, находящийся на берегу Нила... Под алтарем храма сохранилась древняя пещера, где жили Божия Матерь с Богомладенцем и праведным Иосифом в течение нескольких дней. Когда 15 лет назад в храме проводился ремонт, к ней был сделан удобный доступ. Это место почитали еще первые христиане, и, предположительно в III веке, в этой пещере был устроен храм. В пещеру ведет узкий проход, его стены выложены из кирпича, которому более 1 700 лет. Несмотря на такой срок, кирпич сохранился хорошо. Сама пещера небольшая и невысокая, а потолок в ней настолько низкий, что нельзя выпрямиться в полный рост. Стены пещеры обложены камнем. В 1976 году ко входу в пещеру со стороны Нила по воде приплыла Библия. Эту Священную Книгу нашли на берегу открытой, а на ее страницах от воды образовалось изображение Святого Семейства, как на иконе Рождества Христова. Сейчас она хранится в храме. Здесь также есть карта, на которой отмечены все места в Египте, где останавливалось Святое Семейство, а также линией указан их путь по этой стране. Их дорога не была прямой, ведь Они не знали Египта и, следовательно, не знали, куда идти. Храм принадлежит Коптской Церкви, и мы впервые соприкасаемся с церковными традициями коптов. Копты являются потомками древних библейских египтян — в отличие от арабов, которые стали заселяться в Египет, начиная с VI века. Коптов принято считать монофизитами, то есть признающими одну природу во Христе, но из бесед с духовенством Коптской Церкви выяснилось, что, согласно их пониманию, во Христе две природы — Божественная и человеческая — и обе эти природы полноценны, то есть Христос был и истинный Бог, и истинный человек, но при этом они признают в Спасителе только одну Божественную волю, то есть они монофелиты. Коптская Церковь отпала от Вселенской после IV Вселенского Собора и не признала его решений. Причины отпадения были больше политические, чем религиозные. Впоследствии Египет был завоеван арабами и турками, копты были отрезаны от внешнего мира и не участвовали в последующих Вселенских соборах, хотя многое из учения Коптской Церкви совпадает с Православным. Копты так же относятся к иконопочитанию, к почитанию святых мощей, у них так же признается Семь Таинств Церкви, совершается Крещение младенцев, и сразу после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания. Но они не признают решения Вселенских соборов, начиная с IV Вселенского собора, а отсюда не принимают ряд основных положений Церковного учения, что не позволяет нам иметь с ними Евхаристического общения... Обитель Святого Георгия Из храма на берегу Нила мы идем в монастырь Святого Георгия, который принадлежит Греческому Александрийскому Патриархату. Настоятелем монастыря является епископ Феофилакт Вавилонский. Еще за шесть веков до Рождества Христова, когда Вавилонский царь Навуходоносор покорил Египет, он построил на этом месте форт, который назвал Новый Вавилон. В 30-е годы н. э. римляне на месте устаревшего форта построили мощную крепость. В 303 году в нее был заключен под стражу и претерпел здесь мучения за Христа великомученик Георгий. Позднее крепость перестала существовать, на ее месте в IV веке был устроен монастырь во имя великомученика Георгия, а рядом образовалось поселение, которое сейчас является одним из районов Каира и сохраняет название Вавилон. По его названию местный епископ имеет титул «Вавилонский». Главный храм монастыря представляет собой грандиозное сооружение, основная часть которого — перестроенная римская крепость. Всего в храме- крепости четыре этажа, два из них «вросли» в землю. В самом верхнем храме находится одна из святынь монастыря — чудотворная икона великомученика Георгия (VI век), ее почитают даже мусульмане. Возможно, это почитание вызвано тем, что когда в 1904 году в храме был пожар , то уцелела только эта икона. В огне тогда погибло все: иконостас, церковные предметы, облачения. В этом же храме есть и другие святыни: частица Животворящего Креста Господня и часть мощей великомученика Георгия. Этажом ниже находится часовня Святого великомученика Георгия. В ней хранятся столб, к которому был привязан святой Великомученик во время мучений, железные оковы, стрелы, плети, которыми его бичевали, колесо с шипами, которым терзали его тело. Рядом находится его икона с клеймами, на которых изображены страдания Святого. На втором этаже устроен храм во имя Божией Матери, поскольку недалеко от этого места некоторое время жило Святое Семейство. В храме много вещей IV—XI веков: двери, ставни, предметы монастырского обихода. С XVII века ежегодно в Великий Четверг здесь совершается таинство Соборования. Рядом с монастырем Святого Георгия расположен древний некрополь. Здесь находится русская часовня и захоронения русских людей XIX — начала ХХ веков, но главной святыней является храм Успения Божией Матери, за алтарем которого сохранились пещера и колодец Пресвятой Богородицы. По преданию, здесь четыре месяца жило Святое Семейство. К пещере ведет небольшой спуск. На стене у входа в пещеру находится табличка с надписью на разных языках, в том числе и на русском языке: «В этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой Младенец Иисус Христос жил со Своей Матерью, скрываясь от Ирода». Прославив молитвенно Божию Матерь, умывшись и испив водицы из колодца с мыслью, что эту воду пили и ею умывались Божия Матерь и Богомладенец Христос, мы, укрепленные Благодатью Господней, поехали дальше…
Образование и Православие / Архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин). В стране святых воспоминаний. Путешествие русских паломников в Египет. — Калужская духовная семинария, 2004 — 96 с. ISBN 5-902685-01-X
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2217 |