|
||||||||||||||
Разрушение греческой церкви в Санкт-Петербурге коммунистами100-летняя история церкви св. Димитрия Солунского, заложенной в 1861 году. Как известно, греки начали селиться в Санкт-Петербурге с первых лет его основания. Достаточно напомнить хотя бы о наставнике Великого Петра I –адмирале Головине, прямом потомке греческого князя Ховры. Но речь в нашей статье пойдет о более позднем времени, а точнее о жизни греческой диаспоры в Петербурге второй половины XIX века и о прекрасной церкви, украшавшей столицу Российской Империи. Итак, всё по порядку: В Петербурге греки стали активно селиться после Крымской войны. Богослужения для них совершал в одном из приделов Казанского собора, специально приглашаемый из Константинополя архимандрит. В 1859 году греки попросили отвести место для трехпрестольного храма у Лиговского канала – в районе своего расселения, и богатый предприниматель Д. Бенардаки внес на его постройку крупную сумму. Мы далее подробнее расскажем об этом удивительном человеке. 25 мая 1861 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор заложил на летней Конной площади (ныне Греческая площадь) однокупольную церковь со звонницей и причтовые дома при ней. Она сооружалась в византийском стиле по проекту Р.И. Кузьмина, долгое время жившего в Греции. При закладке в стену южной пристройки к алтарю была вделана доска с надписью: «Православный храм сей во имя святого Димитрия Солунского заложен во славу Божию 25 мая 1861 года усердием и иждивением отставного поручика Димитрия Егоровича Бенардаки в бытность полномочным министром греческого короля в Санкт-Петербурге князя И.М. Суццо при сотрудничестве греческого генерального консула И.Е. Кондоянаки по проекту, составленному строителем сего храма профессором архитектуры Р.И. Кузьминым». Позволю себе кратко напомнить о святом, упомянутом в послании потомкам: Димитрий Солунский – святой великомученик, пострадавший во времена императора Диоклетиана (284-305). Он был воин и правитель в городе Салоники (по старославянски – Салунь). На иконах изображается в военном облачении с копьём и мечом. И сегодня можно любоваться в Салониках старинной церковью Димитрия Солунского – одной из самых больших в Греции. В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Русские, как и все славянские народы, особо почитают Димитрия Солунского. Сербы и болгары называют его отечестволюбцем славянских народов. В 1197 году князь Всеволод Юрьевич перенес из Солуни во Владимир икону святого великомученика, писанную на гробовой доске его, и это событие было внесено в древние святцы. Икона сначала находилась в Киеве, затем во Владимире, а при великом князе Дмитрии Ивановиче её перенесли в Москву и поставили в Успенском соборе. В Древней Руси 26 октября – день святого великомученика Димитрия считался большим праздником. Службу совершал обыкновенно сам патриарх в присутствии государя. Несколько лет назад частицу святых мощей Димитрия Солунского в ларце передали в дар из храма в городе Салоники церкви Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге. Это красивая деревянная церковь в районе Коломяги. Она была построена в начале XX века. Её врата открыты и сегодня. Но мы остановимся подробнее на описании другой церкви Димитрия Солунского (греческой), которая, к сожалению, не сохранилась. Крестообразное здание в греческом стиле, увенчанное массивным куполом (напоминало Храм святой Софии в Константинополе) имело хорошую акустику; равномерный свет сквозь окна с матовыми стеклами освещал настенные изображения. Со стороны восточного фасада были возведены пристройки для диаконника и ризницы, к западной апсиде примыкал притвор с возвышающейся звонницей. В подвальном этаже были устроены отопительные пневматические печи. По примеру греческих церквей под куполом вместо паникадила был укреплен обруч (хорос) для свечей, изготовленный из оксидированного серебра. Интерьер был отделан красным мрамором, пол – белым. Роспись и орнаментику церкви исполнили соответственно художники П.М. Шамшин и Бремсон. Живописные изображения были расположены ярусами, все надписи выполнены на греческом языке. Росписи южной апсиды и купола были посвящены Христу, северной - Богоматери. Алтарную апсиду украшала «Тайная вечеря». Резной иконостас орехового дерева имел два яруса (по некоторым источникам – одноярусный), образа писаны маслом по золотому фону. Царские врата украшала сцена Благовещения, северные двери – изображение архангела Гавриила, южные – святого Стефана первомученика. Служили в храме, вмещавшем 1000 человек, по-гречески и по-славянски священники, приглашаемые из Греции; он подчинялся греческому посольству. С освящения треть века настоятелем был архимандрит Неофит, переводивший с русского на греческий духовную литературу. Греческую обедню специально для храма написал композитор Брагин, руководивший его хором. Кроме престольного праздника, особенно торжественно греки отмечали Благовещение, 25 марта – день освобождения Греции от турецкого ига и царские дни греческого королевского дома. В храме хранились списки чтимых греками чудотворных икон: Благовещение и Прмц. Параскева, древний образ «Милующей» и крест с частицей Животворящего Креста. В 1886 году архитектор К.С. Афанасьев провел реставрационный ремонт, и тогда же эрмитажный реставратор Н.А. Сидоров обновил росписи. Последним перед революцией настоятелем был архимандрит Софроний (Дука). Хотя в 1907 году греки получили разрешение на возведение в столице своего собора, им они не воспользовались, продолжая молиться в храме на Лиговке до его закрытия летом 1938 года (по некоторым источникам до января 1939 года). Страшные для нашей страны 1937-38 годы не обошли стороной и греков. Практически большая часть диаспоры (в основном адвокаты, врачи, преподаватели) были расстреляны или сосланы в лагеря. Во время Великой Отечественной Войны фашистская авиабомба, пробив главный купол, врезалась в мраморный пол, но чудом не взорвалась. Церковь была огорожена и несколько лет простояла, как опасный объект. После окончания войны авиабомбу извлекли и на грузовом автомобиле решили вывезти за город, но, отъехав 200 метров авиабомба взорвалась. Храм простоял до 1962 года. С 1961 года начались попытки взорвать и разобрать здание храма. Несколько раз выселяли близлежащие дома и производили взрывы, но безрезультатно, но после того как полностью было снесено церковное здание, 16 ноября 1962 года на строительной площадке приступили к подготовке «нулевого цикла» Большого концертного зала «Октябрьский». При раскопках фундамента взору рабочих предстала гранитная плита, в середине которой имелось отверстие, прикрытое пластиной размерами 25,5 х 17,5 см. Сняв пластинку, в углублении плиты рабочие обнаружили несколько предметов и российские монеты различного достоинства чеканки 1867, 1869 и 1870 годов, изготовленные из желтого металла. Под плитой оказалась ниша, стены которой были облицованы кафелем белого цвета; на дне ниши лежал металлический гроб, вскоре поднятый наверх. При вскрытии металлического, а затем и помещенного в него деревянного гробов строители обнаружили мумифицированное тело богато одетого мужчины. В земле, в том месте, где лежал гроб, была найдена свинцовая коробка. В ней находилось шесть фотокарточек с изображением мужчин и женщин, несколько монет различного достоинства, а также «жизнеописание» умершего, изготовленное типографским способом. Из этого «жизнеописания» стало известно, что в склепе под церковью лежало тело Дмитрия Егоровича Бенардаки, родившегося в июле 1799 года и на личные средства построившего эту церковь. Кто такой Дмитрий Бенардаки? В истории Петербурга он оставил значительный след, но помнят о нем немногие… Грек по национальности, он служил в гусарах. 18 января 1823 года был уволен от службы по домашним обстоятельствам с чином поручика. Затем купец-откупщик, крупный вино промышленник, откупивший весь винодельческий промысел Петербурга с магазинами и складами. Владелец «Дома Бенардаки» (Невский пр. д. 86, в советское время – «Дворец работников искусств им. К.С. Станиславского»). На Греческом проспекте в Санкт-Петербурге сохранилось три жилых дома, в прошлом принадлежавших Д. Бенардаки. На его средства в Греции строились университет и Национальный музей. Бенардаки был также организатором базаров Городца, а затем и самой многочисленной ярмарки России – Макарьевской, располагавшейся у Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. Он был гражданином Греции и Российской империи. Имел много наград как от правительства России (например, за работы «по заграждению Северного и Южного Кронштадтских фарватеров») так и от греческого. Утвержден в потомственном российском дворянстве с детьми: тремя сыновьями и пятью дочерьми. …Учитывая заслуги Бенардаки перед престолом, а, также имея в виду желание его детей, царь Александр II высочайшим указом дозволил похоронить дворянина Д. Бенардаки в Греческой посольской церкви и лично (!) встречал на Николаевском вокзале поезд, доставивший гроб с телом в Петербург. Скончался Д. Бенардаки в Висбадене 28 мая 1870 года. Еще до отправки его в Петербург тело подверглось бальзамированию… Похоронен он был 21 июня 1870 года. …Найденный рабочими гроб с покойным, никому не нужный, в течение суток находился под открытым небом на влажном осеннем воздухе. Только 17 ноября по распоряжению городских властей покойный (без гроба) был доставлен в 1-ый судебно-медицинский морг Ленинграда. 26 ноября 1962 года там состоялось комплексное исследование тела Д. Бенардаки, которое провели Я. Шрагер и Н. Мухин. Одежда на теле покойного хорошо сохранилась. Она состояла из сюртука, пошитого из тонкого сукна черного цвета, с высоким стоячим воротником, отворотами и острыми лацканами; белой пикейной жилетки; брюк, пошитых по типу рейтуз из ткани, похожей на замшу; рубашки шелковой белого цвета. На ногах были надеты туфли – полуботинки на шнурках. Кроме того, в одежде были найдены крест и медальон, изготовленные из металла желтого цвета. Черты лица были достаточно хорошо различимы. При внутреннем исследовании обнаружилось, что сердце отсутствует, оно отделено ниже клапанов аорты и крупных сосудов. Как стало известно позже, сердце было изъято при подготовке к транспортировке тела в Петербург и захоронено отдельно на второй родине Бенардаки – Греции. Те скупые сведения, которые удалось собрать, говорят, что Бенардаки был необычным для своей среды человеком. Он дружил с великим русским писателем Н.В. Гоголем и послужил прообразом одного из героев второго тома «Мертвых душ», помогал П.В. Нащекину – московскому приятелю А.С. Пушкина, заказывал картины знаменитому художнику К.П. Брюллову, собрал коллекцию современной западноевропейской живописи. Я с благодарностью указываю имена авторов статей из книг и периодических изданий, откуда Ваш покорный слуга почерпнул информацию для этой статьи: Петров П.Н. (1865г.), Антонов В.В., Кобак А.В. (1994г.), Шрагер Я., Мухин Н. (1996г.), Епатко (1996г.), а также многие очевидцы событий. P.S. Весной 2003 года благодаря российским грекам – меценатам на Греческой площади в Санкт-Петербурге был установлен памятник министру иностранных дел Российской Империи и выдающемуся деятелю греческого освободительного движения – Иоаннису Каподистрия. Яннис Капасакалидис Председатель общественной организации греков Санкт-Петербурга «Царьград»
Образование и Православие / http://www.greekgazeta.ru/archives/nomer10/articles/24.shtml |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 8053 |