Опубликовано 27.12.2011 в рубрике  Новостная лента
 

Священнослужители о боях за историю


Конфликтные ситуации вокруг северокавказских республик создает не их собственное население, а власти сопредельных им российских регионов, считает член Общественной палаты РФ Максим Шевченко.
 

"Кто вокруг Кавказа выстраивает стену отчуждения и стену конфликтов? Я считаю, что власти Ставропольского края сегодня создают конфликтные ситуации на границах с Чечней, с Дагестаном, с другими северокавказскими республиками. Почему это делается? Зачем сознательно выставляются памятники русским генералам, которые когда-то расстреливали кавказцев? Зачем ставить памятники генералу Зассу, которого черкесы называют своим убийцей и т. д.", - заявил М.Шевченко. (Под памятником Зассу Шевченко очевидно имел виду установленный в Армавире бюст основателя города, генерала Георгия Христофоровича Засса.)

Отметим, что для многонационального государства обычна ситуация, когда в разных частях страны по-разному относятся к историческим персонажам. Так в Чеченской Республике в 2008 году с размахом отметили столетний юбилей со дня рождения крупнейшего чеченского историка Абдурахмана Авторханова, который в 1942 году перешел линию фронта с предложением Гитлеру союза с восставшей Чечней. Насколько нам известно, никаких претензий чеченскому руководству по поводу этого юбилея не было предъявлено.

В России, которая на протяжении веков бурно развивалась, росла и осваивала новые территории, сложно найти исторического деятеля, который был бы хорош для всех. Дмитрий Донской боролся с татарами, Пушкин и Лермонтов допускали презрительные высказывания в отношении кавказских народов, Гоголя и Достоевского не без оснований подозревают в антисемитизме. Глупо вычеркивать из российской истории Пушкина за строчку "ты раб, ты трус, ты армянин", или, например, того же Засса, который при всей своей жестокости к кавказским народам спас колонию армян, бежавших от черкесов. Именно армянская община Армавира уже в наше время настояла на установке памятника своему спасителю.

Между тем сейчас наметилась именно такая тенденция: в ряде республик активно лоббируют свои версии истории, что крайне опасно в многонациональной России и по сути представляет мину замедленного действия, заложенную под фундамент страны.

В Орле, где похоронен покоритель Кавказа Алексей Петрович Ермолов, уже около ста лет (!) блокируются попытки общественности поставить памятник генералу, деньги на который собрали еще в 1911 году. А тем временем школьные учебники истории год от года все активнее переделывают разделы, посвященные татаро-монгольскому игу, в Чечне с 2009 года празднуется День чеченской женщины, учрежденный в память о чеченских девушках, утопивших в 1819 году в Тереке паром с русскими солдатами, в Астрахани предлагают установить памятник Батыю, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин называет Золотую Орду и даже Имамат Шамиля "такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество"… Эти примеры можно множить и множить, все они выстраиваются в одну линию, и сложно не видеть, куда она ведет.

«Согласны ли вы со словами Шевченко о том, что конфликтные ситуации вокруг северокавказских республик создают власти сопредельных им российских регионов? Как вы оцениваете предпринимаемые в ряде республик попытки пересмотреть традиционную версию российской истории?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, крайне резко отозвался о высказываниях Максима Шевченко.

«По существу идет искажение истории, которую русские писали своей кровью. А теперь у нас готовы поддержать любую антирусскую пропаганду, лишь бы замолчать объединяющую и цивилизующую роль России и русского народа», - сказал он.

«Мы пока что живем в единой стране, и эта страна называется Россией. Когда националисты из республик, живущих на русские деньги, поливают Россию грязью, - этого терпеть нельзя. Я понимаю, что если Россию ненавидеть, то будешь мечтать о памятнике хоть Батыю, хоть Иуде, хоть дьяволу. Но пока ты живешь в государстве Российском, будь любезен проявлять элементарное уважение», - жестко сказал отец Сергий.

«Со стороны северокавказских республик идет угроза бандитизма и постоянное бряцание оружием. Кто живет в приграничных районах, постоянно это чувствуют. Об этом и в новостях говорят. Как прикажете на это реагировать местным властям?» - добавил он.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, зав. сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов считает, что в наступлении на русскую историю нет ничего удивительного.

«Этого и следовало ожидать. Кавказ с каждым годом становится постепенно сильнее, а Россия в целом при этом становится слабее. Все это находит отражение во всех этих конфликтных ситуациях», - сказал он.

«Это борьба за выживание, которая выражается в том числе и в борьбе за историю, за память. Памятники – это только внешняя сторона. Все дело в том, что русский народ вымирает. И сейчас уже русских критически мало. Им уже можно все, что угодно, навязать. Если будет русских много – никаких подобных проблем не будет», - уверен отец Димитрий.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, усомнился, что конфликтные ситуации создаются специально, поскольку единства в понимании истории нет ни на государственном, ни на национальном уровне.

«Проявления экстремизма и националистические настроения сегодня встречаются все чаще. Но кого считать правым? Того, кто громче кричит? В исторических вопросах надо просто разбираться более тщательно, ведь историю изменить невозможно», - считает священник.

«Экспансия России на Северный Кавказ осуществлялась по-разному: какие-то народы сами просились в состав России, как грузины, а в соседнем регионе шло сопротивление – война шла с чеченцами и черкесами. Поэтому у каждого своя правда. Что мешает орловчанам поставить памятник Ермолову, а чеченцам поставить памятник Шамилю? И обе стороны будут правы. Поэтому не думаю, что есть специальный умысел в разжигании конфликта, скорее, есть недопонимания и недомолвки, которые требуют разъяснения и открытого диалога», - заключил он.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, видит проблему в том, что власть разучилась разговаривать с обществом.

«Секулярность общества привела к тому, что люди забывают о духовных и исторических ценностях. Поскольку в душе народа сегодня отсутствуют духовные ориентиры, то такие действия, как установка подобных памятников, вызывают непонимание и бурные протесты. Никто людям не объясняет, с какой целью памятник был установлен, какие мотивы преследовались при этом и т.д.», - говорит священник.

«С людьми надо вести добрый диалог, а никто не хочет этого делать. И отсюда проблемы: у людей нет понимания того, что происходит вокруг, в головах все перемешалось. Потому в разных регионах и появляется свое понимание истории, не всегда верное, и происходят конфликты между теми, кто хочет нормально и спокойно жить, и теми, кто пытается заработать на таких конфликтах какие-то очки, преследует свои интересы, деля единый народ на русских, татар и так далее», - заключил отец Александр.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что сейчас идет систематическое искажение истории.

«Кто-то это делает сознательно, кто-то вольно или невольно стал поспешником. Фактически происходит подмена нравственных идеалов. Размываются уже сами основания русской истории – основания христианские. Нас лишают наших героев – людей, которые делали историю», - сказал он.

«Ведь за каждой конкретной исторической личностью – жизненный выбор человека. В первую очередь – это нравственный выбор – в служении народу и Отечеству. Сила России всегда была в вере в Бога», - напомнил священник.

«А причина конфликтных ситуаций, по-моему, очевидна. Когда сильный становится слабым, когда сильный связывается, когда утрачивается внутренняя целостность, когда совершается предательство, неприятель незамедлительно этим пользуется. Об этом говорят и Священное Писание, и вся наша история», - заключил он.

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир-хазрат Крганов поддержал Максима Шевченко: «Он очень активно занимается темой Кавказа именно в ключе развития гражданского общества. Добавлю, что ко мне как-то обращались мусульмане с подобными проблемами – о попытке разжигания конфликта соседним регионом, так что это действительно существует».
.
«Ситуация на Кавказе говорит о том, что там должен быть сформирован определенный институт, который должен отвечать за национальные вопросы: нельзя их отдавать на откуп отдельным регионам и разным группам. Надо понимать, что мы живем в многонациональном государстве, в котором необходимо соблюдать паритет интересов разных народов. И кто-то должен контролировать эту ситуацию, иначе возникают спорные моменты, некая тенденциозность в отношении отдельных народов или религий», - говорит он.

«Передергивание истории, а в нашем случае воспевание героизма человека, который занимался уничтожением целого народа, приведет только к вражде между регионами – это очевидно. Местные власти, похоже, забыли, что национальный вопрос – это главный вопрос в нашей стране. Историей должны заниматься эксперты, историки, которые всю жизнь посвятили этой науке. Дилетантский подход к истории приводит к очередным непониманиям и раздорам», - заключил Альбир-хазрат.

Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев убежден, что переделать историю нельзя, да и невозможно, как ни пытайся, и согласился, что власти соседних с северокавказскими республиками регионов провоцируют конфликты.

«Да, многие кавказские республики были завоеваны или переданы России под политическим давлением. Но к чему приведут провокации и раздоры на эту тему? Возвращение к историческим истокам будет стоить большой крови. У России огромная территория, и сегодня каждый так и норовит разделить ее», - говорит муфтий.

«Конечно, те исторические деятели, которые в открытую шли против каких-то народов, и делали это зачастую необдуманно, вряд ли заслуживают одобрения. И я не понимаю, с какой целью именно сегодня о таких героях вспоминают и ставят им памятники? Так мы дождемся, что появятся памятники Гитлеру или Берии. Кому от этого станет легче? И, главное, кому и зачем это нужно? Ведь кроме негатива это ничего не вызывает», - заключил Джафар Зуфярович.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2601


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930