Учим ребенка рисовать
Первые навыки дети получают от нас, родителей. Когда в семье появляются дети, мы учим их ползать, сидеть, стоять, есть, вытирать рот салфеткой, умываться, чистить зубы и махать рукой. То есть всему тому, что сами умеем и что необходимо для жизни. С рисованием на первый взгляд всё не так по обоим пунктам: мы сами подчас умеем изобразить только солнышко и домик, и это нас совсем не мучает. Так зачем же учить малыша рисовать? Может, пусть лучше он сам разберётся? Дадим мелки или краски и лист, и всё?
Во-первых, рассуждая так, мы дадим чаду краски не раньше четырёх-пяти лет во избежание травм и ненадлежащего использования мелков, карандашей и красок. А, начав занятия в два-три года, к этому времени уже можно сформировать определённые навыки.
Во-вторых, получая с нашей помощью результат, ребёнок приучается делать работу до конца, а убирая рабочее место, учится ответственности и аккуратности.
В-третьих, всё это поможет ему при подготовке к школе, заложит основу для хорошего почерка, привьёт любовь и интерес к учёбе и труду.
Отдалёнными последствиями могут быть такие способности как правильное составление букета, умение красиво одеваться, грамотно составить композицию праздничного стола, лужайки, сада, интерьера…
Словом, можно всесторонне развить ребёнку вкус и умение видеть красоту второй книги жизни после Евангелия – природы. Кажется, я вас убедила в полезности ранних уроков рисования?
Но с чего же начать? Ведь мы исходим из того, что вы рисовать умеете только геометрические фигуры, а центр раннего развития по тем или иным причинам недоступен. Вот и хорошо, что недоступен, потому что своя родная мама или родной папа гораздо понятливее и милей.
Итак, нам потребуются материалы. Они должны быть качественными. Уже при их покупке можно начинать получать радость. Мне приходилось слышать жалобы на то, что ребёнок не любит рисовать, а при ближайшем рассмотрении оказывалось, что у него из изобразительных средств только засохшая гуашь и шесть карандашей, из них три сломаны, а из остальных два коричневого цвета и один фиолетовый. Как в таких условиях можно полюбить рисование? Поэтому цветные карандаши или мелки должны быть в комплекте и давать хорошую линию без особых усилий (а не то порвётся лист!), акварель лучше взять и вовсе профессиональную. Бумага для работы мелками, карандашами или фломастерами годится обычная офисная, предназначенная для принтера, а для акварели или гуаши нужно взять что-нибудь поплотней. Карандаши должны быть заточены, фломастеры проверены на предмет хорошей сочной линии, правильная гуашь должна иметь консистенцию густой сметаны, а акварель смачивается перед работой – по капле воды в каждый цвет. Это можно делать пипеткой или кистью. Да, и кисти используются тоже качественные: колонок или пони для гуаши, белка для акварели. И лишь на пальчиковых красках можно сэкономить, потому что для работы пальчиками вполне подходит обычная гуашь.
Не забудьте переодеться и переодеть малыша в ту одежду, которую не жалко будет пачкать, используйте фартук и нарукавники. Разместитесь вдали от ценных предметов, стен, занавесок. Идеальное время для знакомства с рисованием – время купания. Стоя в теплой водичке можно рисовать на влажном листе бумаги, который «приклеен» прямо на стену над ванной. А можно чиркать на краях ванны цветными школьными мелками. Преимущества таких уроков понятны: вы не испачкаете ни одежды, ни мебели.
На одно занятие надо выбрать одно изобразительное средство, а цветов взять два-три (несмотря на то, что у нас их комплект), чтобы не разбегались глаза. Вспомните, сама природа нас тому учит: голубое небо дополняет пожелтевший клён, белая кошка сидит на тёмной дорожке, зелёная травка оттеняет красные цветы, на фоне оранжевого предзакатного неба виднеется синий сумеречный лес.
Если вы не уверены в своих силах, начните работать сухими материалами. Садитесь с малышом рядом и покажите, как из этой палочки можно извлечь линию. Не волнуйтесь, ещё придётся останавливать. Работа с красками имеет лишь одно принципиальное отличие – сначала так же рисуем закорючки, а потом учимся заполнять пятнами весь лист, не давая возить кисточкой в одном и том же месте.
Когда вы остановите малыша, помогите ему рассмотреть в получившихся закорючках дерево, мышку, собачку, домик, машинку. Вспомните, как в детстве видели разные фигуры в облаках, проплывающих в небе. Дорисуйте в зависимости от того, что увидели, глазки, носик, лапки, следы или окошки и колеса или веточки и ствол. Всё, готово! Принимайте восторги и используйте этот результат в воспитательных целях. Например: вот поешь весь суп, изобразим морковку, которая туда положена, согласишься вовремя вернуться с прогулки, нарисуем дома вон того голубя.
Занятия надо начинать проводить, когда ребёнок не голоден, не хочет спать, здоров и желает заниматься. Время для урока легко выбрать из тех пауз, которые случаются в нашем режиме и необходимо заняться чем-нибудь от скуки- задерживается бабушка, которая обещала погулять с малышом, приготовлен ужин, а папа ещё не вернулся с работы или если есть двадцать минут до прихода старшего ребёнка из школы, а все дела (о чудо!) переделаны.
Каждое занятие не должно быть слишком долгим, и не от каждого бывает картинка-результат. Не надо смущаться и тем, что ваша помощь будет очень весомой, ведь поначалу мы развиваем интерес к рисованию и стремимся получению во время занятий определённых открытий: что птичка – это овал с клювиком и лапками, а если добавить жёлтый кружок над зелёными разводами, то выйдет пейзаж. Это будет и вашими открытиями тоже!
Мне приходилось слышать опасения, что познакомившись с рисованием, ребёнок изрисует все обои. Да, такое бывает. Дети вообще существа опасные в своей исследовательской деятельности. Поэтому у нас в доме все изобразительные средства спрятаны высоко в шкаф и в верхние кармашки настенного панно. А старшие дети приучены брать что-то, предварительно спросив разрешения у взрослых, а после себя всё убирать.
Конечно, бывают проколы, и иногда я обнаруживаю на шкафу или на двери красивые цветные зарисовки. Что ж, приходится… хвалить. Потом, правда, объяснять, что на листе бумаги работа сохранится дольше. Некоторые родители выходят из положения так: вешают лист ватмана прямо на стену. Но это не всегда спасает, и одобренной рабочей поверхности становится мало. Поэтому я предлагаю ограничиться классическими уроками рисования: на столе или на мольберте. Но чтобы ребёнку было радостно наблюдать плоды своих трудов, можно устраивать дома выставки. Рисунки можно закреплять булавками на обоях, кнопками на мольберте, можно приклеить на дверь скотчем файлы для бумаг и менять время от времени экспозицию.
Успехов вам и вашим детишкам!
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|