|
||||||||||||||
Жгучий глагол: все больше политических скандалов связано с матомОппозиционеры матерятся на собственных сторонников, мат стараниями депутатов Госдумы появляется на страницах президентского блога, а главного редактора ведущего делового издания увольняют за три веселых буквы на иллюстрации. Почему нельзя материться, если матерная лексика фактически легализована в обществе. Отвечает священник и поэт Сергей Круглов. Напомним, что еще в начале прошлой недели в интернете распространилось видео, где один из оппозиционных лидеров Алексей Навальный матерится на собственных соратников, при попытке перелезть заграждение на Чистопрудном бульваре во время митинга 5 декабря. Депутат Рыков, разместил эту видеозапись в президентском блоге на «твиттере» и письменно повторил нецензурные выражения сопроводив усиливающим комментарием. История с бранью в президентском твиттере обернулась настоящим скандалом. Кроме того, в начале этой недели главного редактора журнала «Комерсантъ-Власть» уволили за мат на страницах издания: журнал в статье посвященной фальсификации выборов опубликовал фотографию бюллетеня с нецензурным посланием действующему премьер-министру. Сегодня мат оказался де-факто легализован в обществе, что страшного в мате и чем опасна его легализация мы спросили у поэта и священника Сергия Круглова: «В современном обществе много что легализовано, но как поэт и священник я могу вспомнить один стишок Роберта Бернса, про блоху, которая побывала на приеме у герцогине, но так и осталась насекомым. Похабщина, она и есть похабщина, насколько бы широко «легализована» она ни была. Кроме того табу на употребление матерной лексики – это ведь не просто условность, если легализовать каннибализм человеку все равно будет тошно от вида поедаемого человеческого тела, так и мат. Слава Богу, человеческое в человеке все равно нельзя до конца уничтожить. Защитники мата обычно вспоминают Венедикта Ерофеева, Генри Миллера, напоминают, что даже в стихах Бродского встречается мат, можно спорить о том насколько может быть ненормативная лексика оправдана в литературном произведении. Дело ведь не в этом. Если мы легализуем мат, отмирают целые пласты языка, потому что существуют языковые средства обладающие теми же достоинствами, о которых принято говорить как о преимуществе матерной лексики: экспрессивность, выразительность, но со временем эти средства становятся не нужны. Представьте себе картину: водоем мелеет и становится видна грязь скопившаяся на дне, то же самое происходит, когда мелеет язык. Вымирает язык, а с ним вымирают и редкие виды чувств, как когда-то заметил Льюис. Как относится к мату Церковь? Конечно, вселенские соборы не запрещали материться, они таких вопросов просто не касались. Но ведь не спроста в церковном народе есть такая поговорка, что мат – это язык бесов. Почему? Потому что глубинное содержание мата – это желание унизить другого человека, оскорбить его святыни, это всегда издевка. Есть, конечно, люди, которые родились в специфической среде и без мата уже обойтись не могут, которые «ласковым матом» могут позвать свою коровушку, или любимого пса, потому что они просто не умеют иначе выражать свои чувства. Но это совсем не норма, а скорее издержки воспитания».
Образование и Православие / Дмитрий РЕБРОВ, «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1959 |