Опубликовано 18.11.2011 в рубрике  Новостная лента
 

Пересказываю — значит, существую


Евгений Антропов
куратор Центра устной истории
Музея города Новосибирска


Городская мифология — сложный феномен взаимодействия человека с урбанизированным пространством. «Легендарная» история Новосибирска насчитывает чуть более столетия, и большая ее часть родилась в советском культурном поле. Однако город не так понятен и прост, как может показаться.


 
Амбиции как фактор конкуренции

Пересказываю — значит, существую


Мифология Новосибирска связана, прежде всего, с поддержанием необходимой для жителей статусности и тиражированием феномена столичности. Практическое призвание мифотворчества состоит в том, чтобы, с одной стороны, наполнить символическое пространство горожан, а с другой — обеспечить узнавание города за пределами областных границ.

При своей молодости город застал 3 самые значимые вехи новейшей истории страны: последнюю четверть века Российской империи, всю советскую эпоху и вот уже третье десятилетие новой России.

При своей молодости город застал 3 самые значимые вехи новейшей истории страны: последнюю четверть века Российской империи, всю советскую эпоху и вот уже третье десятилетие новой России. Эта уникальная многослойность мифологического подтекста отразилась в архитектуре и традициях, родословных и судьбах коренных сибиряков и переселенцев, в структуре городского сообщества, представляющего собой причудливую мозаику из самых разнообразных образов жизни. Попробуем проиллюстрировать каждую из прожитых городом вех характерной легендой, укладывающейся в «миф о новом сибирском городе».


 a_1


a_2


a_3


a_4


Мифотворчество как инструмент маркетинга

Адрес Новосибирского театра оперы и балета — Красный проспект, 36.

В начале XXI века благодаря фантазии сообщества диггеров, сталкеров и руферов легенда о подземном городе под Новосибирским оперным театром разрослась до «бункера Сталина» с фашистской одеждой для ведения партизанской войны, огромными запасами продовольствия и разветвленной
сетью подземных коммуникаций, соединяющих разные районы
города.

Новый взгляд на величественное здание вызвал тогда широкое обсуждение символической роли в жизни города оперного, открывшегося в победном 1945 году. Успешное привлечение федеральных средств на реконструкцию театра можно считать не только совпадением, но и примером практической стороны городского мифотворчества.

Аффинажный (обработки золота) завод находится на пересечении улиц Бориса Богаткова и Кирова (ул. Кирова, 103). Через дорогу от ГПНТБ.


К универсальной мифологеме обогащения относится история с Новосибирским аффинажным заводом. В 1990-х годах «золотой» завод, эвакуированный в военные годы из Москвы под личным руководством Лаврентия Берии и выпускавший сотни тонн золота в год (в частности, оно использовалось при производстве первого космического спутника Земли), находился под угрозой полного закрытия из-за проблем экологического характера и отсутствия инвестиций.

После проведения экспертизы обнаружилось, что стены и грунт на территории предприятия содержат огромное количество золота, накопившегося с технологическими потерями. Этого золота хватило на полную модернизацию оборудования и запуск производства.

«Золотой» ореол окутывал предприятие еще до распада Союза. Тогда горожане пересказывали страшную историю о том, как один рабочий не выдержал соблазна и проглотил крошечный кусочек золота, что было раскрыто контролером. Говорят, несчастному сначала сделали промывание желудка, а потом расстреляли.


Молва как «коллективное бессознательное»

Часовня во имя Святого Николая Чудотворца расположена в центре Новосибирска по адресу Красный проспект, 17а.

Самой результативной с точки зрения маркетинга легендой, в полной мере соответствующей вечной мифологеме столичности, стало коллективное бессознательное утверждение часовни во имя Святого Николая Чудотворца в качестве географического центра Российской империи. Построенная в 1914 году, снесенная в 1930-х годах «по просьбе трудящихся» и восстановленная в 1993 году к столетию города, часовня стала столпом веры новосибирцев и укрепила мифологему о статусе столицы сибирского края и
третьего города России.


b_1


b_2


b_3


b_4


b_5


b_6


Чёртов камень можно увидеть возле поликлиники № 3 (Красный проспект, 3), справа от главного входа за забором.

К самым истокам городской мифологии относится классическое предание об «освящении места», известное горожанам как легенда о Чертовом камне. Любопытно, что эта история, скорее всего, была создана искусственно, однако проявила жизнеспособность. В 1897 году в начале Новониколаевского проспекта было решено построить большой храм. Купцы из старого сибирского города Колывань, предвидевшие коммерческую перспективу поселения на пересечении Оби с Транссибом, решили заложить в основание храма огромных размеров камень.

Новосибирск как книга считается слишком сырым и документальным материалом, чтобы быть интересным как художественная повесть.

Для перевозки гиганта из Колывани была сооружена специальная телега, на которой глыба с неимоверными трудами была доставлена к месту будущего храма. Однако, не довезя непосильную ношу всего сотню шагов, лошади вдруг испугались, рванули, и телега развалилась, а камень едва не задавил насмерть сопровождающего. Все усилия сдвинуть гранит с места оказались напрасными. Тогда решили, что в камне сидит бес, противящийся лечь в основание храма, и нарекли камень Чертовым. Сегодня, как показывает практика, камень с успехом может использоваться в туристско-экскурсионном проектировании. А уж тереть его, обходить по кругу или просто прикасаться — вопрос технический.

Чтение «городского текста» — практика далеко не новая. Новосибирск как книга считается слишком сырым и документальным материалом, чтобы быть интересным как художественная повесть. Однако основные сюжеты, читаемые между строк, близки и понятны любому человеку, ибо универсальны. Вопрос в редактировании этого текста.

Фото: Александр Бендюков

http://siburbia.ru/columns/pereskazyivayu-znachit-sushhestvuyu/

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2515


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930