Пересказываю — значит, существую
Евгений Антропов
куратор Центра устной истории
Музея города Новосибирска
Городская мифология — сложный феномен взаимодействия человека с урбанизированным пространством. «Легендарная» история Новосибирска насчитывает чуть более столетия, и большая ее часть родилась в советском культурном поле. Однако город не так понятен и прост, как может показаться.
Амбиции как фактор конкуренции
Мифология Новосибирска связана, прежде всего, с поддержанием необходимой для жителей статусности и тиражированием феномена столичности. Практическое призвание мифотворчества состоит в том, чтобы, с одной стороны, наполнить символическое пространство горожан, а с другой — обеспечить узнавание города за пределами областных границ.
При своей молодости город застал 3 самые значимые вехи новейшей истории страны: последнюю четверть века Российской империи, всю советскую эпоху и вот уже третье десятилетие новой России.
При своей молодости город застал 3 самые значимые вехи новейшей истории страны: последнюю четверть века Российской империи, всю советскую эпоху и вот уже третье десятилетие новой России. Эта уникальная многослойность мифологического подтекста отразилась в архитектуре и традициях, родословных и судьбах коренных сибиряков и переселенцев, в структуре городского сообщества, представляющего собой причудливую мозаику из самых разнообразных образов жизни. Попробуем проиллюстрировать каждую из прожитых городом вех характерной легендой, укладывающейся в «миф о новом сибирском городе».
Мифотворчество как инструмент маркетинга
Адрес Новосибирского театра оперы и балета — Красный проспект, 36.
В начале XXI века благодаря фантазии сообщества диггеров, сталкеров и руферов легенда о подземном городе под Новосибирским оперным театром разрослась до «бункера Сталина» с фашистской одеждой для ведения партизанской войны, огромными запасами продовольствия и разветвленной
сетью подземных коммуникаций, соединяющих разные районы
города.
Новый взгляд на величественное здание вызвал тогда широкое обсуждение символической роли в жизни города оперного, открывшегося в победном 1945 году. Успешное привлечение федеральных средств на реконструкцию театра можно считать не только совпадением, но и примером практической стороны городского мифотворчества.
Аффинажный (обработки золота) завод находится на пересечении улиц Бориса Богаткова и Кирова (ул. Кирова, 103). Через дорогу от ГПНТБ.
К универсальной мифологеме обогащения относится история с Новосибирским аффинажным заводом. В 1990-х годах «золотой» завод, эвакуированный в военные годы из Москвы под личным руководством Лаврентия Берии и выпускавший сотни тонн золота в год (в частности, оно использовалось при производстве первого космического спутника Земли), находился под угрозой полного закрытия из-за проблем экологического характера и отсутствия инвестиций.
После проведения экспертизы обнаружилось, что стены и грунт на территории предприятия содержат огромное количество золота, накопившегося с технологическими потерями. Этого золота хватило на полную модернизацию оборудования и запуск производства.
«Золотой» ореол окутывал предприятие еще до распада Союза. Тогда горожане пересказывали страшную историю о том, как один рабочий не выдержал соблазна и проглотил крошечный кусочек золота, что было раскрыто контролером. Говорят, несчастному сначала сделали промывание желудка, а потом расстреляли.
Молва как «коллективное бессознательное»
Часовня во имя Святого Николая Чудотворца расположена в центре Новосибирска по адресу Красный проспект, 17а.
Самой результативной с точки зрения маркетинга легендой, в полной мере соответствующей вечной мифологеме столичности, стало коллективное бессознательное утверждение часовни во имя Святого Николая Чудотворца в качестве географического центра Российской империи. Построенная в 1914 году, снесенная в 1930-х годах «по просьбе трудящихся» и восстановленная в 1993 году к столетию города, часовня стала столпом веры новосибирцев и укрепила мифологему о статусе столицы сибирского края и
третьего города России.
Чёртов камень можно увидеть возле поликлиники № 3 (Красный проспект, 3), справа от главного входа за забором.
К самым истокам городской мифологии относится классическое предание об «освящении места», известное горожанам как легенда о Чертовом камне. Любопытно, что эта история, скорее всего, была создана искусственно, однако проявила жизнеспособность. В 1897 году в начале Новониколаевского проспекта было решено построить большой храм. Купцы из старого сибирского города Колывань, предвидевшие коммерческую перспективу поселения на пересечении Оби с Транссибом, решили заложить в основание храма огромных размеров камень.
Новосибирск как книга считается слишком сырым и документальным материалом, чтобы быть интересным как художественная повесть.
Для перевозки гиганта из Колывани была сооружена специальная телега, на которой глыба с неимоверными трудами была доставлена к месту будущего храма. Однако, не довезя непосильную ношу всего сотню шагов, лошади вдруг испугались, рванули, и телега развалилась, а камень едва не задавил насмерть сопровождающего. Все усилия сдвинуть гранит с места оказались напрасными. Тогда решили, что в камне сидит бес, противящийся лечь в основание храма, и нарекли камень Чертовым. Сегодня, как показывает практика, камень с успехом может использоваться в туристско-экскурсионном проектировании. А уж тереть его, обходить по кругу или просто прикасаться — вопрос технический.
Чтение «городского текста» — практика далеко не новая. Новосибирск как книга считается слишком сырым и документальным материалом, чтобы быть интересным как художественная повесть. Однако основные сюжеты, читаемые между строк, близки и понятны любому человеку, ибо универсальны. Вопрос в редактировании этого текста.
Фото: Александр Бендюков
http://siburbia.ru/columns/pereskazyivayu-znachit-sushhestvuyu/
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|