Опубликовано 13.11.2011 в рубрике  Новостная лента, Православная семья
 

Радость обручения


Каждый год в октябре, когда осень окончательно вступает в свои права, и в старом парке, среди бронзовых дубов и золотых трепещущих берез, стаи скворцов и диких уток готовятся лететь на юг – для нас с мужем наступает особый день. Сидя вдвоем за столом, мы пьем сладкое вино из муската, схожее по цвету с осенними листьями, любуемся светлой осенью за окном и, взявшись за руки, возносим от сердца благодарственную молитву Господу. Нам вспоминается другая, далекая теперь осень – осень нашего обручения…
 
…Помню, как папа и жених везли меня на машине в храм по осенней Москве, залитой солнцем и как будто в честь нас сиявшей всеми красками: золотой, оранжевой, алой на фоне радостно-голубого неба. Я не могла оторвать от нее восхищенного взгляда: это была моя первая осень в России после многих-многих лет, и мне все еще было в новинку.

Потом был торжественно-полутемный храм, мерцание двух золотых колец – большого и маленького – в теплом свете горящих свечей, молитвы о нашей любви и нашем счастье – и первый поцелуй («Вадим, целуйся крепче, не позорь меня!» – это о. Аркадий, конечно!)[1] Ощущение того, что выбор сделан окончательно и бесповоротно – и слава Богу!

Вместе с нашими отцами, родственниками и друзьями мы пили в тот день кипрскую кумандарию – сладкое вино из муската, некогда подаренное нам старым греческим монахом, которому мы во многом обязаны нашим супружеским счастьем – почему, отдельный разговор.

Вино он подарил нам на будущую свадьбу – но обручение, по церковным и народным обычаям, и есть «первая свадьба», начиная с которой жених и невеста становятся мужем и женой уже почти во всем. «Расстаться» после церковного обручения – означает развестись, и сделать это можно лишь по тем же самым серьезным причинам, по каким расторгается и венчанный брак[2], с соответствующими последствиями. Невозможны пока лишь телесные отношения[3] – но поцелуй обрученных дает понять, что вскоре и эта брачная радость будет доступна им. Брак пока не совершен во всей своей полноте – но рано или поздно это обязательно произойдет.

Церковный обычай обручения имеет давние корни – пожалуй, немногим менее давние, чем собственно церковное благословение брака. Христиане, в отличие от язычников и даже древних иудеев, всегда относились к браку не просто как к социальному контракту двух сторон или чисто плотскому союзу ради продолжения рода, но как к Таинству, подобному союзу Христа и Церкви[4], как к непостижимому плотским умом и вечному соединению двух любящих друг друга и Господа человек в единое существо[5]. Поэтому уже у первых христиан брак не просто заключался перед магистратами (должностными лицами Римской империи), не просто скреплялся брачным пиром в соответствии с народными обычаями – хотя, разумеется, и это все имело место, чтобы брак обрел также государственное и общественное признание – но, прежде всего, благословлялся Церковью: епископ или священник вместе со всей общиной и самими супругами испрашивали Божьего благословения на таинственное единение двух любящих душ. Впрочем, единение это, не будучи только плотским, начинается даже раньше, чем молодые становятся «одной плотью» – а потому Церковь издревле благословляла не только собственно брак во всей его полноте[6], но и окончательное решение, взаимное обещание будущих супругов принадлежать друг другу. Этим обещанием и этим благословением было и есть обручение.

Насколько серьезно относились древние христиане к благословленному Церковью обручению, можно видеть не только на примере церковных канонов, но и на примере жизни некоторых святых – например, преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого. В юности Макрина была обручена с юношей-христианином, но вступить с ним в брак не успела: еще до свадьбы ее обручник заболел и скоропостижно скончался. Родные и друзья уговаривали девушку найти себе другого жениха – но Макрина отказалась, говоря, что умерший был обручен ей и, значит, был не просто женихом, но уже супругом. Второй брак стал бы изменой ему. Девушка решила хранить верность своему обручнику, с которым надеялась встретиться в Царствии Небесном – и вместо второго брака приняла монашество[7].

Объединять обручение и венчание в единый чин начали в поздней Византии, где те из православных христиан, кто по каким-либо причинам не хотели или не могли совершить два чина в разное время, просто соединяли их. Впрочем, немало людей и во времена Византии, и в эпоху османского ига продолжали совершать оба чина отдельно.

На Руси обручение гораздо дольше оставалось полностью отдельным от венчания чином. Объединили эти два чина лишь в 1775 году указом Святейшего Синода Русской Церкви. Причины такого указа лежали не в чисто канонической, а скорее в нравственной сфере. Дело в том, к сожалению, к концу XVIII века в России, особенно в «верхах» общества, уже господствовало формальное отношение к христианской вере и церковным Таинствам. А поскольку обручение налагало на супругов лишь церковно-канонические, но не государственные правовые обязательства (их налагало только венчание), то нередко обрученные, ничтоже сумняшеся, «расторгали» обручение по собственной воле без каких-либо канонических причин и вступали затем в брак с другими лицами – то есть, согласно церковным канонам, совершали грех прелюбодеяния. Поскольку предотвратить подобное беззаконие Русская Церковь в то время уже практически не могла, Святейший Синод и был вынужден объединить обручение с венчанием, чтобы хотя бы таким путем избежать юридических и канонических коллизий. Однако сомнительность обоснованности возведения такого рода решения в обязательное для соблюдение правило сознавалась в России и до, и после 1917 года.

Между тем и в XIX – XX веках у многих православных народов Балканского полуострова, Малой Азии и Кавказа по-прежнему сохранялось традиционное разделение обручения и венчания. Сохранился этот прекрасный обычай и у моего народа – понтийских греков (греков Южного Причерноморья и Кавказа). Обручение играло весьма важную роль в деле подготовки к браку. В некоторых случаях оно совершалось не в храме, а на дому (когда строгие родители не хотели лишний раз выводить еще незамужнюю, но уже просватанную дочь «на люди»), но в любом случае это должен был быть именно церковный чин, а не обычный сговор родителей и молодых. «Без священника обручения не бывает» – говорилось в народе. Кроме того, считалось, что именно тот священник, который обручал молодых, должен впоследствии их и венчать. По сути, он становился духовным отцом новой семьи.

С обручением у понтийцев было связано немало народных обычаев. Так, например, на «первом брачном пиру», который устраивался сразу после обручения, на столе возле обручников должно было находиться красное наливное яблоко – символ целомудрия, красоты и молодости невесты. Молодые обменивались подарками: обручник дарил своей избраннице большой платок – «лечéк», который она вскоре должна будет надеть, как замужняя женщина, поверх девичьей шапочки-тáплы, а взамен получал от нее пару шерстяных чулок – символ того, что вскоре ему, как главе семьи, нужно будет немало трудиться вне дома, чтобы кормить и защищать жену и детей. Родители жениха приносили с собой заранее испеченный каравай – «хлеб обручения» и делили его с родителями и другими родственниками невесты в знак того, что теперь у обеих семей «один хлеб», то есть они теперь родные друг другу.

Обручение называли в народе «половиной брака» или «половиной венчания», и отношение к нему было весьма серьезным: в некоторых областях обручникам даже разрешалось жить вместе – ведь они считались мужем и женой. Конечно, такая совместная жизнь могла бы таить в себе множество искушений: ведь телесные отношения еще под запретом. Но понтийцы обычно жили большими семьями, и молодые обручники до самой свадьбы никогда не оставались полностью наедине.

Мои соплеменники-понтийцы считают – и я согласна с ними – что обручение помогает молодым супругам лучше узнать друг друга перед свадьбой, более серьезно и ответственно подготовиться к венчанию. Мне, конечно, могут возразить: зачем подобные ухищрения в наше время, когда молодые уже не зависят в своем выборе от родителей и могут свободно общаться и узнавать друг друга – конечно, не в блудном смысле – даже не будучи обрученными? И здесь, пожалуй, будет уместным сослаться на собственный опыт.

За четыре месяца между обручением и венчанием мы с мужем узнали друг друга лучше, сблизились душой и сердцем больше, чем за целый год, прошедший между знакомством и обручением. Почему так произошло? Несомненно, испрошенное нами Божье благословение дало свои плоды, уже начав соединять нас на каком-то непостижимом уму, таинственном уровне. В обручении мы претворяли возможность искать и выбирать в свободу быть вместе всегда и во всем, несмотря ни на какие трудности, испытания, «соображения целесообразности», чье-то недовольство… Ведь как бы твердо и окончательно ни было решение двух человек пожениться – пока они обещали это лишь друг другу, в глубине сознания каждого все еще сидит мысль о том, что «в случае чего, все еще можно отменить», и это накладывает на отношения определенный отпечаток. По обручении подобные мысли уже неуместны – и отношения переходят на качественно иной уровень.

После обручения мы продолжили изучать, узнавать друг друга – как делали это с момента знакомства и, надеюсь, будем продолжать делать всю жизнь: ведь каждый человек неисчерпаем, а что в человеческом общении может быть интереснее познания души, сердца, личности того, кого любишь? Но взаимное изучение это теперь стало совсем иным. Изучение потеряло всякую эгоистичную направленность на себя, всякую оценочность – «нравится ли это мне, подходит ли, смогу ли я…», полностью переключившись на личность самого изучаемого – и взаимное познание стало куда более глубоким и серьезным. Нет, я вовсе не хочу сказать, что мы достигли святости, и эгоизм окончательно покинул нашу жизнь – случались у нас и недопонимания, и даже размолвки. Немало было и других трудностей – от материальных до отношений с родственниками. Но ко всем этим трудностям мы теперь относились как люди, которые соединяются бесповоротно и навек. И потому трудности вызывали не мысли «а нужно ли мне все это» или «достоин ли я» (последним вопросом часто мучаются ответственные мужчины), а лишь обоюдное желание поскорее решить проблему самым лучшим для нас обоих и угодным Богу способом.

По сути, благодаря обручению, «притирка характеров» частично прошла у нас еще до свадьбы. Мы успели решить многие проблемы, найти ответ на многие вопросы, а потому и начало настоящей брачной жизни прошло у нас гораздо более спокойно, чем, судя по рассказам, это обычно бывает. Можно было наслаждаться радостью полноты брачного общения, не отвлекаясь на решение множества проблем, возникающих почти у всех при переходе «серьезных» отношений в брачные.

Немаловажно и то, что мы начали узнавать друг друга именно как муж и жена еще до начала телесных отношений. «Соединение в плоть едину» – прекрасная и важная часть брака, но именно в силу этого первый телесный опыт так ярок, что может на долгое время «заслонить» собой остальные грани отношений. Он уже сам по себе создает ощущение единства, и нередко бывает, что первые несколько месяцев или даже лет брака молодые супруги, поглощенные этим телесным единством, не уделяют должного внимания единству духовному, упускают важное и плодотворное время, а это создает впоследствии немалые трудности. У нас же, благодаря обручению, духовное брачное единство начало строиться раньше телесного, и телесное общение после свадьбы стало не чем-то отдельным от духовного, но, напротив, его естественным продолжением.

Поэтому, исходя из опыта Церкви, опыта моего народа и собственного опыта, я убеждена: совершение обручения – очень важный и нужный этап на пути к полноте христианского брака. А его отделение от венчания, на мой взгляд, помогает молодым супругам впоследствии глубже прочувствовать, осознать совершившееся над ними венчание, войти в семейную жизнь, в Таинство Брака более подготовленными. Конечно, обстоятельства бывают разные, и вряд ли можно говорить о разделении обручения и венчания в любом случае, без учета этих обстоятельств. Но если возможность обручиться (и, разумеется, благословение духовника) имеется, а самое главное – если есть взаимная любовь и твердое окончательное решение быть вместе навсегда – обручение может принести немало пользы и подлинной духовной радости жениху и невесте.

И тогда любое время года станет для них подлинной весной – весной их взаимной брачной любви…



[1] «Обручение … совершается … с … обычным для обручаемых поцелуем…». См.: Пидалион. Примечание св. Никодима Святогорца к толкованию на 17 Правило Святых Апостолов.

[2] См.: Правило 11 Анкирского Собора; Каноническое послание Василия Великого к Амфилохию, Правило 22; Правило 98 VI Вселенского (Трулльского) Собора.

[3] См.: Каноническое послание Василия Великого к Амфилохию, Правило 69.

[4] См.: Послание Апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стихи 22-33.

[5] См., в частности: Св. Иоанн Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам; Слово 12 на Послание к Колоссянам.

[6] До возникновения чина венчания Брака такое благословение давалось на Литургии, в ходе которой жених и невеста вместе причащались из одной Чаши. Отражением этой практики является общая чара вина, которая подносится венчающимся.

[7] См.: Св. Григорий Нисский, Послание о жизни святой Макрины.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / автор Ольга Балытникова-Ракитянская
http://www.matrony.ru/radost-obrucheniya/

Читайте также:

06.06.2017 - Протоиерей Сергий Адодин. Каким должен быть брак?

09.10.2014 - Не жить завтрашним браком. Мнение священника

28.02.2014 - Предписания о катехизации перед венчанием разработаны в Санкт-Петербургской ...

12.09.2013 - Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, пов ...

09.01.2013 - Святейший Патриарх Кирилл: Семья есть Божественное установление

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 3663


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031