|
||||||||||||||
«С чего начинается Родина – с картинки в твоем букваре…»В одном из интервью Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся писатель и ученый ХХ века, сказал, что верит в «случайность» истории, то есть в то, что каждый отдельный человек, стремясь или не стремясь к истине, к добру, влияет на будущее своей страны и культуры. Эти его слова заставляют задуматься о том, что как на каждом из нас, так и на всем нашем поколении лежит ответственность за это будущее. Размышляя так, хочется посмотреть на самих себя, на свое поколение, и спросить: а что мы можем сделать с нашим обществом, с нашей культурой? а должны ли мы что-то менять? может быть, мы живем не хуже поколений предыдущих? Ведь вполне нормально то, что каждое поколение отличается от предыдущего своим взглядами, увлечениями, идеями. Итак, какие мы? Всем известно, что можно сказать о современной молодежи, ее стремлениях и культуре. Большая часть поколения выросла у экранов телевизора и хорошо знакома с компьютерными играми. В жизни нынешнего подростка появилось много нового, того, о чем и не мечтали в детстве старшие поколения. Но мало кто замечает, что вместе с тем из его жизни почти исчезло нечто очень важное, без чего ему трудно будет многое понять в жизни. Что же такого важного пропускает в жизни наша подрастающая молодежь, проводя время у экранов телевизора и компьютера? Конечно же, это чтение, общение книгой. «Всем хорошим в себе я обязан книгам» - эти слова Горького многие знают со школы. Но при этом многие не понимают, почему именно в детстве так важно чтение. Многие не видят разницы между чтением и просмотром фильмов. Кто-то даже говорит, что нет ничего особенного в том, что одно поколение развлекалось чтением запрещенной литературы, а другое, получив возможность играть, сидя за компьютером, развлекаются по-другому. И зачем заставлять ребенка читать, если ему это откровенно неинтересно, если для него чтение порой превращается в каторгу? Сначала нужно понять, в чем же та важнейшая особенность чтения, которая не позволяет заменить его ничем другим, будь то фильмы, телепередачи или увлекательные компьютерные игры, порой даже познавательные и полезные. Чем принципиально общение с книгой отличается от общения, например, с телевизором? Этой уникальной особенностью обладает вовсе не любая художественная литература. Дело в том, что речь идет не просто о книгах, а о классике, русской и зарубежной, и в первую очередь о детской классике. Это повести и рассказы М.Пришвина, К.Г.Паустовского, Д.Мамина-Сибиряка, Куприна, В.Драгунского, сказки Аксакова, и многие другие сокровища русской классики. И главная их черта – добрый взгляд на мир. Один православный священник, автор замечательного рассказа «Откуда Бог», говорит о том, что без тех детских книжек и сказок, с которыми мы росли, мы, конечно, выросли бы, но выросли бы совсем не такими. Сколько искренности, простой детской радости в этих рассказах, включенных в школьные хрестоматии! Как сердечно, с какой теплотой повествуют они о жизни природы, о жизни людей – от простого лесника до знаменитого писателя или музыканта. Кто-то может сказать, что ребенку надо привыкать к реальным отношениям, к реальной жизни, а не отгораживаться от нее книгами, идиллиями. Подобные мнения теперь часто можно услышать от людей, которые пытаются оправдать тот факт, что дети часто видят на экранах то, что видеть не должны. Но на самом деле те книги, о которых идет речь, не повествуют об идеальной жизни и идеальных людях. Особенность их именно в том, что они смотрят на обычную, реальную жизнь, добрым взглядом. Иногда с мягким юмором, иногда с жалостью, иногда с нежностью, с болью, с любовью. И очень важно, что этот взгляд прививается человеку с детства, так что он и сам учится смотреть на мир именно так. Вот, например, как пишет о Паустовском В.Волина, автор одной из детских хрестоматий: «Он близок детям по своему поэтическому восприятию мира, по дару удивления, который отличает детей и мудрецов. …Его книги, заключающие серьезную и глубокую философию, раздумья над жизнью, ее смыслом, в то же время читаются, как увлекательное повествование». И действительно, стоит вспомнить такие его повести и рассказы, как, например, «Какие бывают дожди», «Барсучий нос», «Корзина с еловыми шишками». Очевидно, те же слова можно сказать практически о любом из детских классиков. Как без таких книг ребенок сможет полюбить родную природу, русского человека, понять, что такое родина, что такое настоящая дружба. И вряд ли без них он впоследствии заинтересуется более серьезными книгами. Недаром тот же священник говорит, что эти детские книжки для многих могут стать «мостиком» к Евангелию, к Книге книг. Читая русскую классику, мы лучше сможем понять людей вокруг. Из этих книг мы учимся быть русскими, потому что они впитали в себя весь русский характер. А как взгляд может привить телевидение, если здесь с добрыми детскими передачами уживаются передачи и рекламные лозунги, выражающие потребительский взгляд на жизнь? Ведь даже включая телевизор с намерением посмотреть передачу о животных, ребенок, который так быстро воспринимает все новое, неизведанное, а особенно запрещенное, все равно столкнется с этим взглядом. По крайней мере сейчас ситуация именно такая. Итак, почему, если детская классика не только необходима для воспитания, но еще и очень увлекательна, мы порой сталкиваемся с тем, что современные подростки почти не знают этих книг? Конечно, подросток не может не столкнуться с классикой в школе, ведь уроки литературы никто не отменял. Но в том-то и дело, что для школьника это уроки, и чтение программных произведений – обязанность, выполнив которую, можно сесть за компьютер и поиграть. Это куда интереснее. Ребенок не успевает полюбить, почувствовать хорошую книгу. Даже если он хорошо понимает читаемое, вряд ли он относится к нему серьезно, видит в книге то, что может научить по-другому видеть жизнь. На самом деле, редко можно увидеть подростка, который занят чтением понравившейся книги. Это естественно просто потому, что школьники редко бывают усидчивыми и у них много других увлечений. Они взрослеют, и тогда большая часть их свободного времени уходит на подготовку к будущей профессии, занятия профильными предметами, и времени на чтение художественных книг не остается. Однако, если человек взял из детских и юношеских книг то, что помогло ему полюбить жизнь, природу, родной край, ему совсем не обязательно становиться великим знатоком классики, постоянно много читать. Пусть он, став взрослым, будет даже совсем мало читать, если у него мало свободного времени, хотя Д.С. Лихачев и говорил, что чтение важно в любом возрасте. Главное – человек уже понял, что значит хорошая книга, он уже понял многое в жизни, и сможет понять еще больше. Но ведь какие-то качества, заложенные в ребенке – живой интерес к природе, чуткость к людям, или даже литературный талант – могут так и не развиться в нем, если он так и не встретится с доброй книгой, не почувствует ее, если эти качества заглушит грубоватая «массовая культура» телевидения. Что же делать? Как привить ребенку вкус к чтению, вкус к хорошей литературе? Дело в том, что знакомство с книгой для него должно начинаться гораздо раньше, чем он сам научится хорошо и бегло читать. Это знакомство может начаться со слушания детской книжки. «Когда дети еще не понимают, что такое книга, - говорил Д.С.Лихачев, - они уже в состоянии слушать сказки и любят их». Мне кажется, что исключительно важна в этом деле традиция семейного чтения. О чем идет речь, можно понять из описания детских лет замечательного писателя, певца русской природы, Дмитрия Мамина-Сибиряка. «В семье Маминых очень любили книги. Часто по вечерам дети усаживались вокруг стола. Мать читала Аксакова… Коля зевал, а Митя слушал, широко раскрыв большие черные глаза. То, что читала мать, напоминало уральское лето, луга и реку, лесные поляны… По правде сказать, Мите больше нравилось, если мать читала про завоевания Камчатки… А когда он стал учиться, он прочел эту книгу. Он прочел ее десять раз и выучил наизусть…» На покупку книг отец Дмитрия, скромный заводской священник, тратил последние деньги. «Это наши лучшие друзья, - говорил он, - и какие дорогие друзья…». Позднее Мамин-Сибиряк назовет книгу «живой нитью, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки». В результате таких семейных чтений ребенок знакомится с добрыми книгами раньше, чем процесс чтения станет для него легким и приятным. Ведь для того, чтобы читать, ребенок должен поначалу напрягаться, и читает он вначале медленно, что мешает следить за мыслью. Ему куда проще и приятнее включить, например, телевизор. Совсем другое дело, когда он слушает книгу. То, что ему понравится и заинтересует, он захочет прочитать сам. Кроме того, такие семейные литературные вечера могут стать поводом просто побыть вместе, ведь при нашей занятости это удается редко. Наверное, сейчас подобные вечера бывают в редкой семье. Гораздо чаще бывают семейные просмотры телесериалов. Нетрудно понять, чем это хуже. Если бы на наших экранах в первую очередь появлялись фильмы, не уступающие по жизненности и искренности произведениям классиков, экранизации романов Толстого и Достоевского, передачи о жизни природы и великих людей, можно было бы не так опасаться за наших детей. «И телевидение способно заставить людей читать важные книги, - говорил Д.С. Лихачев. – Нужно только умело организовать программы, чтобы они содержали больше рецензий, отзывов и хороших фильмах по литературным произведениям, под впечатлением которых люди начнут читать классику и слушать настоящую музыку». Но хотя таких программ и фильмов сейчас много, пока что гораздо чаще и в первую очередь на экране появляется то, от чего лучше беречь не только детей, но и себя. И исправлять это положение предстоит как раз нашему и последующим поколениям. Поэтому альтернативой телевизору должны стать такие вечера, как в семье Маминых. Интересно, что, читая ребенку, взрослые часто боятся, что он не все поймет, и стараются выбрать наиболее простые книги. По-моему, это не всегда правильно. Некоторые дети чувствуют прекрасное, выраженное в такой форме, что, казалось бы, они не поймут. Например, как-то в лагере я читала детям лет 8-ми рассказы, и один из них, по моему мнению, должен был показаться им скучным. В нем большую часть занимало красивое описание музыки, игры на скрипке. К моему удивлению, дети притихли и слушали очень внимательно, после чего один из ребят стал рассказывать, как он учится играть на скрипке. Может быть, мы иногда недооцениваем детскую чуткость. И все же кто-то может возразить против воспитания детей на классической литературе, говоря, что это «выращивание в парниковых условиях», боясь, что ребенок так отстанет от жизни. Мы все устремлены в будущее, мы стремимся всюду открыть что-то новое, сделать что-то такое, чего до нас еще никто не делал. Большинство из нас - сторонники прогресса, и мы считаем, что наши дети должны жить современной жизнью, которая вытесняет все, отжившее свой век. Но давайте еще раз послушаем Д.С. Лихачева: «В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? …Каждое обращение было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-новому воспринимало прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному прошлому… Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым». Это значит, что для рывка вперед нам нужно обратиться к лучшему, что было до нас. Сохранив тот добрый взгляд на мир, который присущ классической литературе, мы можем создать и новую литературу, которая расскажет о нашей современной жизни, о нынешних людях, но не равнодушно, а «с болью и любовью», с пониманием и состраданием, с желанием изменить эту жизнь. Что же должны делать мы, молодежь ХХI века? Мы должны понимать, что именно нам решать, что будет нести людям телевидение, какие книги будут на прилавках магазинов. Нельзя смириться с тем, что наши дети будут вынуждены смотреть то, что лишает их детства, и никогда не почувствуют ту прекрасную сторону жизни, о которой писали для них Пришвин, Мамин-Сибиряк, Паустовский. В заключение надо сказать, что сейчас много хороших книг современных детских авторов. Например, некоторые детские православные книги, которые продаются в основном в иконных лавках, на мой взгляд, - лучшее, с чего может начать чтение ребенок из верующей семьи. Многие из них, впитав в себя дух хорошей детской классики, рассказывают детям о вере удивительно ненавязчиво и увлекательно, часто в форме повестей и рассказов. И в книжных магазинах сейчас продается много замечательных детских книг. Приключенческие романы Жюля Верна и Стивенсона о путешествиях, детские книги о животных Джеральда Даррелла и Э. Сетона-Томпсона теперь можно достать не только в библиотеке. Нужно только воспитать то поколение, которое будет читать все это с большим интересом, чем сейчас. «Мы преодолеем это падение, мы снова начнем подниматься, и XXI век будет веком огромного подъема русской культуры, - надеется Д.С. Лихачев. – Правда, это не значит, что возродится та культура, которая была в XIX веке. Этого и не надо, должна быть новая культура, но учитывающая все замечательные особенности русской культуры XIX века». Чтобы вернуть популярность настоящей русской и зарубежной классике, мы должны ее узнать, полюбить. Для этого необязательно отворачиваться совсем от современной культуры. Может быть, мы сможем направить ее в нужное русло? Для этого необязательно быть филологом или писателем. Воспитывая подрастающее поколение на семейном чтении добрых книг, на церковных службах, на чтении детской Библии, можно вырастить поколение, которое будет ценить лучшее в русской культуре, любить свой народ и свою землю.
Образование и Православие / Автор доклада - Наташа Мякина |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4903 |