|
||||||||||||||
Русское гражданское движение: преодолеть одиночество18 октября в пресс-центре РИА Новости прошла презентация новой общественной организации – «Русского гражданского движения». Мероприятие объединило президента Фонда исторической перспективы, руководителя Института демократии и сотрудничества в Париже Наталию Алексеевну Нарочницкую, директора Российского института стратегических исследований Леонида Петровича Решентникова, генерального директора Центра политической конъюнктуры Сергея Александровича Михеева и лидера Тульской областной общественной организации «Засечный рубеж» Владимира Викторовича Тимакова. Что? Программа нового движения сводится к нескольким пунктам, вынесенным в пресс-релиз: - Поддержка гражданского общества и усиления его роли в определении стратегии развития страны. Особое внимание при этом будет уделено гражданской самоидентификации русского народа как государствообразущего народа России. - Поддержка национально ориентированного предпринимательства, прилагающего реальные усилия к возрождению экономики страны и отвергающего концепцию России как сырьевого придатка других регионов мира. - Поддержка семейных ценностей как фундамента здорового гражданского общества и как основы для эффективной экономики, и как залога процветания государства. - Поддержка возрождения национальной культуры, науки и образования на базе многовековых корней и лучших традиций в сочетании с новыми подходами, отвечающими вызовам времени. - Поддержка здорового консерватизма и традиционализма в обществе, как залога сбалансированного движения вперёд, основанного на здравом смысле. - Возрождение традиций русского земства. Кто? «Кто такой русский?» – на этот неизбежно встающий в случае обсуждения проблем русского народа вопрос Наталья Алексеевна Нарочницкая ответила: - Никогда в русской культуре русскость не измерялась кровью и этничностью. Достоевский говорил: «Русский — это православный». Но православный серб — не русский… Быть носителем национальной культуры — это не связано с кровью. Это связано с усвоением и причастностью к преемственной русской традиции. Россиянин — гражданское состояние, принадлежности к Российскому государству. Но есть культура арабская, и нет культуры эмиратской, а говоря «египетская культура», мы имеем виду древний Египет, а не Египет как часть арабского мира. Наталия Нарочницкая связывает принадлежность к русской культуре с Православием, но не настаивает на необходимости глубокой религиозности: достаточно интуитивного принятия православных ценностей, усвоенных русской культурой, как своих. Предвидя возможные подозрения и обвинения в шовинистическом направлении деятельности Русского гражданского движения, Наталия Нарочницкая отмежевалась от агрессивного «зоологического национализма», подчеркнув, что явление это глубоко нездоровое, порожденное депрессивным настроением внутри народа, спровоцированным в свою очередь пропагандой. «Национальное чувство неискоренимо, как любовь к матери. Освещенное высшим чувством, оно становится побуждением к историческому деланию… Но если его унижать, внушать, что народ уже так деградировал, что у него нет какого будущего, что надо разъехаться и уступить места другим, что он неспособен к модернизации — рождается абстрактный и агрессивный протест». Владимир Тимаков также решительно противопоставляет программу «Русского гражданского движения» современным «национальным проектам». В современной общественно-политической жизни он выделяет две тенденции: пробуждение национального самосознания на примитивном уровне, примером которого можно считать выступление на Манежной площади в декабре 2010 года, явившуюся ненаправленным выплеском какой-то боли; второй тенденцией он назвал гражданскую активность людей, противопоставляющих себя заорганизованной политической жизни. Для представителей последней тенденции Владимир Тимаков определяет как проблему тот факт, что они воспринимают себя в качестве агентов другой цивилизации. Где? По меткому наблюдению Наталии Нарочницкой, для уничтожения России совершенно не нужна ядерная бомба — достаточно отключить отопление в зимний период, и можно занимать территорию и вытаскивать замерзшие трупы. Право на тепло в России с ее холодным климатом, по мнению политолога, должно быть неотчуждаемым. В частности, это обусловило актуальность развития проекта в российской глубинке. Леонид Решетников обратил внимание на то, что в текущей политической повестке дня, говоря о регионах, мы зачастую обращаем внимание на «крикунов и радикалов». Между тем, по утверждению директора Российскогого института стратегических исследований, именно жители Дагестана и Татарии, ассоциирующиеся с сепаратистскими настроениями, больше всего ждут активности от русских. Не забывают участники проекта и о русских в Ближнем зарубежье. Русский народ, по замечанию Сергея Михеева, после распада СССР впервые оказался в ситуации рассеяния. Именно поэтому мы не должны бросать наших соотечественников, волею судьбы оказавшихся за пределами российского государственности. При этом не следует забывать, именно русские люди являются базой для так часто обсуждаемой сегодня модернизации. Когда? Действовать надо безотлагательно. Сергей Михеев отмечает, что сегодня стоит вопрос о, ни много ни мало, ответственности за Россию,как национально-культурный проект. Под вопросом оказывается существование самой России. «Если мы упустим момент восстановления русского народа как государствообразующего, то под вопросом находится судьба России», – подчеркнул Леонид Решетников. Особую актуальность здесь приобретает русский народ в рассеянии: именно русские выходцы из республик Ближнего зарубежья — это высококвалифицированные рабочие, в отличие от представителей коренного населения, в силу цивилизационных и культурных особенностей не отличающихся высоким уровнем образованности. Как? «Русское гражданское движение», по замечанию всех участников пресс-конференции, – не политическая организация. Леонид Решетников подчеркнул, что никакого отношения к политической активности на фоне надвигающихся выборов в Госдуму, создание новой общественной организации не имеет. На чем предлагается акцентировать внимание? Наталья Нарочницкая упомянула о создании общественных клубов, в которых возможно хотя бы чтение русских сказок для детей. Сергей Михеев заострил внимание на необходимости изменений в политике средств пропаганды. На вопрос корреспондента ПРАВМИРа, как переломить ситуацию в таких проблемах, как коррупция и пьянство, он подчеркнул значение культурных стереотипов. В качестве примера пропаганды «идеалов» пьянства он привел кинокартину «Ирония судьба, или С легким паром!». Герой Мягкова вызывает сочувствие и поддержку, тогда как герой Яковлева — жалость и презрение. От автора: здесь, правда, встает вопрос о всей русской культуре, построенной на «веселие пити». «Выпьем с горя, где же кружка?» – чем не пропаганда алкоголя и пьянства? Естественным образом встал вопрос о коррупции. Наталья Нарочницкая связала обе эти проблемы, заметив, что и коррупция, и пьянство имеют в качестве корня проблему одиночества. Людям легче дать взятку или запить (с горя? от безысходности?), чем организовываться, бороться за свои права и т. д. Будем надеяться, что новое общественное «Русское гражданское движение» позволит преодолеть это общественно-национальное одиночество
Образование и Православие / "Православие и мир" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2788 |