|
||||||||||||||
Христианская «Жара» Александра АрхангельскогоВ Культурном центре «Покровские ворота» состоялся показ рабочих материалов документального фильма Александра Архангельского «Жара». Тема – история христианского возрождения в СССР в 70-х и 80-х годах. Зал был полон. О неподцензурной поэзии сказано немало. О политических диссидентах еще больше. А вот история подпольных христианских общин до сих пор не получила своих летописцев. Существуют аналитические записки и диссертации западных советологов, есть прекрасная книга англичанкиДжейн Эллис «Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие». В самой России почти ничего на эту тему не написано, разве что обрывочные воспоминания А. Щипкова. До странного мало, учитывая, что мы живем в стране православного большинства. Интерес к этой эпохе только-только просыпается. Месяц назад вышли «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова, великолепная работа, невероятно точно передающая краски той эпохи. На телевидении Александр Архангельский сделал это первым. По сюжету на дворе лето 1972-го. Засушливое, словно год назад. То были годы выгорания смыслов, засуха не только на торфяниках – в головах. Советское общество медленно входило в фазу идейного самоуничтожения. И тогда, чувствуя духоту, они пошли в церковь. Они – это хиппи и бывшие комсомольцы, два потока, два молодежных полюса, и те и другие – семидесятники. У Архангельского жизнь подпольных христиан выглядит как религиозный Гайд-парк. На всех один «совок» вокруг. И одно желание бежать прочь, ко Христу. Можно крестить новичков собственноручно – прямо здесь, на прудах в Сокольниках… Молодежь 70-х, если судить по фильму, воспринимала церковь так, будто заново ее открыла. Но в конечном счете, они лучше понимали, с чем имеют дело, нежели интеллигенция Серебряного века, призывавшая «объединить Христа и Эроса» и сотворить прочие экстраваганцы в рамках хорошо известных Петербургских Религиозных собраний. Тогда диалог с Церковью просто не получился. В безбожные времена, как ни странно, получилось все наоборот. Правда, в «Жаре» акцент сделан на экуменизме… Это лишь первый шаг к традиции, и, наверное, это необходимо и естественно. Неестественно, когда в околоцерковных кругах проповедь любви подменяется пафосом бесконечного покаяния: поскольку концепт «совка и застоя» вечен, прощение по Архангельскому не наступит никогда… Фильм сюжетно и музыкально закольцован. В начале и конце звучит песня «Город золотой» в оригинальной версии Алексея Хвостенко, легенды питерской богемы. И правда: там, в известного рода кухнях, истоки этого «призыва». Конечно, кое-кто укажет на избирательность режиссерского взгляда в части отбора ключевых персонажей. Триумвират интеллигентских православных гуру неизменен – Сергей Аверинцев, о. Александр Мень и владыка Антоний Сурожский. Но это действительно великие имена! Кроме того, на экране мы видим круг храма Ильи Обыденного и тайного священника Глеба Каледы. Круг протоиерея Николая Ведерникова. Экуменическую общину советских хиппи Сандра Риги. Мы остановили выходящего из зала Александра Щипкова, спросили кого ему не хватило в этом фильме. Он ответил: Дмитрия Дудко, Сергия Желудкова, Владимира Осипова, Глеба Якунина, Виктора Капитанчука, Валентины Машковой, Никодима Ротова, Евгения Барабанова, Олега Охапкина, Бориса Развеева, Татьяны Щипковой, Георгия Эдельштейна, Татьяны Ходорович, Варсонофия Хайбулина, Владимира Пореша, Иоанна Крестьянкина, Александра и Рафаила Огородниковых, Хризостома Мартишкина, Геннадия Шиманова, Зои Крахмальниковой, Игоря Шафаревича, Павла Адельгейма… Записать все имена я не успел, да и из названных, признаюсь, половину услышал впервые. Но объять в 4-х сериях все и всех невозможно и, кроме того, Щипков отметил, что священное право режиссера на идеологические предпочтения никто не отменял: просто фильм об оставшихся должен делать кто-то другой. Трудно не отметить упругий ритм эпизодов, богатство документального фона, прекрасную работу оператора. А также удачные решения редактора Ксении Лученко. И музыка. Музыкальный ряд отобран великолепно. Вероятно, «Жара» станет ярким событием начала ТВ-сезона. Как минимум. На этом бы и закончить, но нужна еще вот какая оговорка. Выход «Жары» очень кстати не только по причинам историко-летописным. Синусоида мирного периода в отношениях с властью для православных явно достигла верхней точки. Впереди эпоха новых трудностей, насколько жестких – покажут ближайшие годы. Казалось бы, мы очень далеко ушли от партактивов, коммунистического катехизиса и ноябрьских парадов. Тем не менее, впервые за 20 лет атеизм стал программным пунктом в предвыборных тезисах правых политиков, православие все чаще получает ярлык «экстремизма», программа «200 московских храмов» испытывает беспрецедентное сопротивление со стороны чиновников, исследователи-теологи – как когда-то генетики и кибернетики – лишены академического статуса, вновь политическому классу предложена тема «сергианства» в качестве бейсбольной биты в борьбе с РПЦ МП. Наступает не самое легкое время. И опыт верных чад Московского Патриархата митрополита Антония Сурожского, Сергея Аверинцева и протоиерея Александра Меня – еще даже очень может пригодиться.
Образование и Православие / Алексей Гладков, Religare.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2427 |