|
||||||||||||||
В Вильнюсе замироточила православная иконаСреди церковных чудес особенно удивительны мироточивые иконы и статуи святых. Однако иногда они плачут… настоящими человеческими слезами или даже кровью. Причем по необъяснимой причине чаще всего это происходит в Италии. Одним из наиболее известных случаев появления в соборе крови святого считается чудо неапольской пиалы. Коричневые чешуйки на ее дне каждый год ровно на двадцать четыре часа превращаются в алую жидкость, которую католики считают кровью святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 году. Точный состав жидкости учеными установлен не был – реликвию не дают на исследования. Но эти случаи перехода «крови» из твердого состояния в жидкое подтверждают не только ревностные служители церкви, но и врачи, которые также становились очевидцами чуда. Но не только в Италии происходит редкое и загадочное явление мироточения. О подобных случаях рассказывали на протяжении всей истории Литвы. Священники упоминают Знаменский храм, где одна из икон мироточит на протяжении ряда лет. А совсем недавно в вильнюсском Константино-Михайловском храме, более известном в народе как Романовская церковь или храм с зелеными куполами, на изображении святого покровителя храма Михаила Малеина были обнаружены капельки маслянистой жидкости. Вильнюсский Константино-Михайловский храм – Романовская церковь Вот как описывает событие нынешний настоятель храма иерей Владимир Ринкевич в своем блоге: «Убирая в храме, наш прихожанин Сергий заметил капельки маслянистой жидкости на храмовой иконе преподобного Михаила Малеина и равноапостольного царя Константина. Я подумал, что при уборке случайно капнули (хотя в глубине души прекрасно понимал, что так разбрызгать по иконе масло очень сложно), и стер капельки жидкости с иконы салфеткой. Потом заметил, что капельки появляются все вновь и вновь. Я понял, что икона мироточит. Как-то необычно все это. Мы слышали, что в некоторых российских храмах такое случается, но чтобы здесь, у нас…» Трехъярусный иконостас – ровесник храма – был изготовлен в Москве иконописцем С. Соколовым в древнерусском стиле и вызолочен чистым золотом. Исследователи феномена мироточения упоминают, что древние иконы писали на колотых досках хвойно-смолистых пород. Мирра – порода дерева в засушливых горах на Аравийском полуострове, самой природой приспособлена впитывать влагу из воздуха и источать ее излишки. Отсюда и произошло название явления. Но лик Михаила Малеина писали явно не на мирре. Говоря о природе мироточения, настоятель вильнюсского храма отец Владимир упомянул о том, что видел «слезы» на прозаическом планшете, когда в вильнюсский Свято-Духов монастырь была привезена репродукция иконы, сделанная чуть ли не на куске ламинированной доски, которая, опровергая логику, источала капли маслянистой влаги. Что касается иконы святого Михаила, то она не «плачет», а скорее покрывается росой, которая порой стекает дорожками, как это бывает на запотевших стеклах. Этот факт в приходе не скрывают, но и не афишируют, полагая, что отношение к чуду должно быть благоговейно-спокойное и не следует делать из него сенсацию. В мироточении иконы святого Михаила невольно видятся отголоски минувших событий, ведь капельки жидкости были обнаружены в канун 100-летия закладки и освящения места будущего храма-памятника. Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия царствующего дома Романовых. В апреле 1911 года пустырь на возвышении Закретной площади был отписан под возведение православного храма, который в 1913 году был сооружен. У вильнюсской церкви – двойное посвящение: святому равноапостольному царю Константину и преподобному Михаилу Малеину. Предыстория этого события такова. Православные жители города задолго до юбилея императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского. В 1908 году в Вильнюсе широко отмечалась 300-летняя годовщина со дня его смерти. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представился «Романовский юбилей», дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. К юбилею в окраинных губерниях России новостроящиеся храмы возводились в честь первого российского самодержца из династии Романовых – царя Михаила. И чтобы виленская церковь была в самом деле Романовской, было решено дать ей двойное посвящение – во имя небесных покровителей князя Константина Острожского и царя Михаила Романова. Первоначально новый храм собирались построить в центре города на тогдашней Георгиевской площади (теперь площадь Савивальдибес). Но было существенное неудобство – там уже стояла Александро-Невская часовня, воздвигнутая в память жертв событий 1863-1864 гг. Тогда было найдено новое и во всех отношениях замечательное место для храма-памятника, а именно – Закретная площадь. С площади, как тогда утверждали, самой высокой точки города, открывалась панорама Вильнюса. В направлении взгляда строго на восток во всей красе представал комплекс Свято-Духова монастыря. С западной стороны, примерно в полукилометре от площади, находилась когда-то Трокская городская пограничная застава (ее колонны целы и сегодня). Предполагали, что путнику, входящему или въезжающему в город, новый величественный храм будет внушать благоговейный трепет. Особым событием стала доставка из Москвы в Вильнюс тринадцати церковных колоколов общим весом в 935 пудов. Главный колокол весил 517 пудов и уступал по тяжести только колоколу тогдашнего Николаевского православного кафедрального собора (ныне костел святого Казимераса). Какое-то время колокола находились внизу, перед строящимся храмом, и народ стекался на Закретную площадь подивиться редкому зрелищу. 13 мая (26 мая по новому стилю) 1913 года – день освящения Константино-Михайловской церкви стал в истории предвоенной православной Вильны одним из самых памятных дней. С раннего утра от всех православных церквей и монастырей города, от духовных епархиальных училищ, от православного приюта «Иисус Младенец» двинулись Крестные ходы к Николаевскому кафедральному собору, и от него в сторону нового храма начал шествие объединенный Крестный ход, который возглавил епископ Елевферий (Богоявленский), викарий Ковенский. Чин освящения храма-памятника совершил архиепископ Агафангел (Преображенский). На торжества прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова в сопровождении трех сестер основанной ею в Москве Марфо-Мариинской православной обители. Интерьер Константино-Михайловского храма Представителям династии Романовых предстояло посещение Константино-Михайловской церкви и позднее, но уже по печальному поводу. 1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин) служил здесь панихиду по Великому князю Олегу Константиновичу. Корнет русской армии Олег Романов был смертельно ранен в боях с немцами под Ширвинтай и скончался в виленском госпитале. На панихиду приехали из Петербурга отец Олега – Великий князь Константин Константинович Романов, его супруга и трое их сыновей – братьев погибшего. На следующий день здесь же служили заупокойную литургию, после которой от паперти церкви траурный кортеж последовал к железнодорожному вокзалу – хоронить Олега предстояло в Петербурге. В августе 1915 года стало очевидным, что литовская столица падет под напором немцев, и по распоряжению архиепископа Тихона ценное имущество православных церквей епархии эвакуировалось в глубь России. С куполов Константино-Михайловского храма спешно была снята позолота, в эшелон погрузили и все тринадцать церковных колоколов. Эшелон состоял из восьми вагонов. Два вагона, в которые были погружены Романовские колокола, не дошли до пункта назначения, и их следы затерялись… Во время Второй мировой войны церковь была действующей. При ней был организован сбор продуктов питания и одежды для нуждающихся. Летом 1944 года, когда советские войска подошли в Вильнюсу, немцы арестовали настоятеля отца Александра Нестеровича вместе с семьей. Во время штурма города советскими войсками взрывной волной вырвало с петель входную дверь Константино-Михайловской церкви. Несколько дней открытый настежь храм оставался без присмотра. Но удивительно – и в этом смог убедиться вернувшийся из плена настоятель, что из церкви ничего не пропало. За минувшее столетие многое изменилось в облике храма. Когда-то, в день освящения Константино-Михайловской церкви в мае 1913 года, во дворце виленского генерал-губернатора (ныне – резиденция президента Литвы) был устроен торжественный прием на 150 персон. Рядом с каждым столовым прибором лежал проспект о новом храме. На обложке красовалось цветное изображение церковного здания со всеми пятью сияющими золотом куполами. А сейчас ростово-суздальские главки выкрашены зеленой масляной краской. В звоннице церкви нет колоколов. Не осталось следа и от росписи внутренних стен храма. В первозданном виде сохранился лишь резной дубовый иконостас церкви, изготовленный в начале ХХ века в Москве. Нынешний настоятель храма иерей Владимир Ринкевич В канун своего 100-летнего юбилея Константино-Михайловская церковь стоит перед новыми испытаниями. На постсоветском пространстве укрепился новый термин – непрактикующие христиане. Немало нынешних прихожан бывает в храме от случая к случаю, чувствуют себя в нем скорее гостями, чем хозяевами. После вступления Литвы в ЕС вильнюсский храм – единственный из памятников рода Романовых оказался на территории Европы. В этом его уникальность и его беда. Вильнюсский православный храм лишен материальной поддержки государства. Приходится рассчитывать на собственные средства и помощь меценатов. Может быть, поэтому икона преподобного Михаила Малеина замироточила? Эта икона преподобного Михаила Малеина и равноапостольского царя Константина явила чудо мироточения
Образование и Православие / http://rusedin.ru/2011/06/12/v-vilnyuse-zamirotochila-pravoslavnaya-ikona/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6715 |