|
||||||||||||||
Библия в воздухе: выставка литографий Сальвадора Дали в НовосибирскеВыставка «Сальвадор Дали. Священное послание» открылась на этой неделе в Новосибирском государственном краеведческом музее. 105 подлинных литографий из частной итальянской коллекции — иллюстрации к Библии, выполненные Дали в 1964 году. Параллельно в Новосибирске работает экспозиция гравюр Дали к «Божественной комедии», увидеть которые можно в художественном музее. Тайга.инфо узнала, почему в одном месте художник предстает «раскрытой Библией», а в другом — «угрюмым лесом». «Сальвадор Дали. Священное послание» — семнадцатый оттиск литографий серии Biblia Sacra, которую сюрреалисту заказал в 1963 году епископ Джузеппе Альбаретто для иллюстрации Ветхого и Нового завета. Пятитомную Библию весом почти в 100 кг издали спустя четыре года тиражом 1347 экземпляров. Сегодня увидеть эти издания практически невозможно: почти все они находятся в крупных закрытых библиотеках и религиозных учреждениях, поэтому широкому кругу зрителей эти работы Дали оставались неизвестны. «Нам потребовалось, к сожалению или к счастью, вынуть эти работы из одного огромного фолианта, — рассказал на открытии выставки ее куратор, арт-директор московской компании „Артгит“ Александр Щеляков. — Дело в том, что экземпляров не оказалось даже у потомков Джузеппе Альбаретто: когда выставка проходила в Радищевском музее в Саратове, туда даже обратилась родственница епископа с просьбой выкупить коллекцию». Для зрителя, знающего Дали исключительно как мастера эпатажа, серия работ Biblia Sacra может стать откровением. Передавая библейские истории языком сюрреализма, по словам Александра Щелякова, Сальвадор Дали «заглядывает в подсознательное и проникает не только в сюжетную линию повествования, но и в скрытый смысл и истину слов Великой Книги». «Он работал над этой серией, будучи уже старым человеком, и для него это был такой шаг к себе, предполагающий глубокое изучение текстов Священного Писания и духовное проникновение», — пояснил куратор проекта. Заместитель министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников также заявил, что эти картины можно смотреть, только пропуская их через себя. «По-другому просто не получается. И сейчас, не знаю, такое чувство полёта в душе, — признался чиновник. — Самое главное, посмотрите, как представлена выставка. Идёшь как бы по коридору жизни и смотришь, как эта жизнь протекает. Это как читаешь книгу и заходишь куда-то. Раз, зашёл и видишь — Сатана. Мы тут до открытия выставки говорили, что и Сатане нелегко жилось, наверное, и у него были свои трудности и проблемы», — пошутил Решетников. Дали работал в смешанной технике — тушь, гуашь, акварель, масло, карандаш. После этого рисунки были переведены в литографии в масштабе один к одному. «Для него не было никаких рамок — ни по количеству иллюстраций, ни по выбору тем, ни по выбору книг, канонических или неканонических, — пояснил Щеляков. — Более того, он был вправе дать работе такое название, какое считал нужным. Брал несколько строк из Писания и называл работы под эти строки, зная сюжет, который предшествовал этим событиям, или то, что развернется после». Организаторы выставки подобрали строки, соответствующие названиям в тексте Священного Писания, — получилось своеобразное «краткое содержание». Ключ к прочтению экспозиции — в последовательности работ: внутренний и внешний круги соответствуют Ветхому и Новому заветам. «Расположение картин навыставке — это возможность представить раскрытую на кафедре Библию с иллюстрациями, только здесь Библия висит в воздухе! — поясняет задумку Щеляков. — Мне кажется, что так создаётся некая атмосфера уважения, когда не хочется ткнуть пальцем и показать что-то, и в то же время можно увидеть мелочи». Среди таких мелочей — сертификаты, выданные Европейским обществом экспертов в Риме. «Не каждый прокатчик способен предъявить сертификат подлинности экспонатов, и у зрителя появляется недоверие. Мы привезли сюда 315 сертификатов, по три на каждую работу, и я считаю, что это правильно», — заявил директор компании «Артгит». Могут ли похвастаться тем же организаторы выставки гравюр Дали к «Божественной комедии» Данте, которая проходит в Новосибирском художественном музее, Тайге.инфо уточнить не удалось. 100 цветных гравюр отобраны из частных немецких коллекций специально для выставок в музеях России, инициировал и подготовил это собрание также Щеляков. Но в Новосибирске пути «Артгита» и музейщиков разошлись. «„Переступив границу зрелых лет, я в тёмный лес забрёл и заблудился. И понял, что назад дороги нет... Где взять слова, которыми б решился я этот лес угрюмый описать, где ум померк и только ужас длился“, — Александр Щеляков процитировал Данте и продолжил: — Не могу, к сожалению, подобрать других слов в адрес организаторов этой выставки. Для каждой работы я подбирал текст в такой последовательности, чтобы те, кто никогда не читал Данте, переходили от одной гравюре к другой плавно и со смыслом. Не знаю, оставили они эти строки или нет. Меня, к сожалению, на выставку не пригласили, хотя знали, что я здесь. Я видел ее в телерепортаже, и мне она не понравилось: работы висят в два яруса, где начало, а где продолжение, не понятно. Я как куратор запретил бы выставлять эти работы так». Примирить две выставки попыталась начальник выставочного отдела краеведческого музея Раиса Кипнис: «Как бы то ни было, новосибирскому зрителю сегодня, несомненно, повезло. Он увидит не 105, а целых 205 работ Сальвадора Дали, и всё равно, где они находятся, — в художественном музее или в краеведческом. Настоящий ценитель придёт и туда, и туда. Мы на это очень сильно надеемся», — заключила она.
Текст и фото: Татьяна Ломакина
http://www.tayga.info/photo/2011/09/17/~105215 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3873 |