|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин: Вакуум идей и целей опасенСтатья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в «Независимой газете» 13 сентября 2011 г. Начинающийся предвыборный сезон наверняка будет сопровождаться дискуссиями о пределах светскости и о том, как религиозные общины должны (или не должны) взаимодействовать с властью и обществом. Похоже, так и не смогут выиграть свой последний бой те, кто ставит знак равенства между светским и советским, искренне или наигранно удивляясь присутствию религии в общественной жизни. Нигде, кроме последних тоталитарно-атеистических стран, религиозно мотивированные мысль и действие не ограничиваются «чисто духовной сферой». Разговоры о том, что религия — это только о храмах, кадилах и личной духовности, бессмысленны, потому что игнорируют реальность. Любой человек, в том числе верующий, вправе влиять на обустройство общественной жизни, исходя именно из своих убеждений, а не из начальственного окрика или политтехнологических вбросов. Любое мировоззрение — как светское, так и религиозное — стремится выстроить на своей основе и политику, и экономику, и отношения в семье, коллективе, социуме. Конкуренцию между мировоззрениями лучше вести через мирный диалог и через демонстрацию достижений. Но отменить ее, исключить, проигнорировать просто не получится — попробуйте, например, вновь загнать ислам на Северном Кавказе в ограды мечетей, равно как и отлучить Православие в Москве от оценок ювенальной юстиции или антиабортных мер. Впрочем, радикальное столкновение людей разных мировоззрений, как и разных этносов или социальных слоев, — худшее, что нужно сейчас России, получившей очень нужный для наращивания сил и влияния период стабильности. Православная, исламская и секулярная модели общества должны вступать во взаимодействие не на митингах, не в фейсбуковских ругательствах и уж тем более не в лесах, а прежде всего на арене обсуждения конструктивных планов построения будущего. Одними из главных предвыборных тем станут социальное расслоение, межнациональные отношения, реформы здравоохранения и образования. И значит, нужно очень серьезно воспринимать предложения религиозных общин, к которым сейчас обращаются тысячи людей, спрашивающих, не превратится ли Россия в страну, где образование будет доступно только богатым, а бедные станут материалом для суррогатного материнства или донорства органов. Да и к предложениям Всемирного русского народного собора о налоге на роскошь и сверхдоходы надо вернуться. Как ни заговаривай народ, он никогда не поверит, что выкачивание данных Богом ресурсов — это по преимуществу заслуга владельцев бизнеса, а потому им и должна идти львиная доля сырьевых доходов. Стоит получше обратить внимание на предлагаемый религиозными общинами потенциал реального, а не отчетно-бумажного разрешения межнациональных противоречий. Хорошо, что религиозные деятели сегодня участвуют в работе таких новых механизмов, как Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России и Экспертно-консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений в Правительстве РФ. Впрочем, нужно, чтобы власть и общество услышали, что говорится в этих органах: нельзя успокаиваться, повторяя мантру о том, что все конфликты у нас бытовые и достичь гражданского мира очень легко — надо только создавать рабочие места и вкладывать бюджетные деньги в тусовки на тему толерантности. Когда решается вопрос о власти, многим не до толерантности и не до рабочих мест. Между прочим, в Египте и Тунисе тоже началось практически с «бытовухи». Вот почему утверждение законности и нравственного порядка в Интернете — дело сегодня не менее важное, чем охрана границ и строительство подлодок. А пресечение участия в бытовых конфликтах толп сородичей и радикальных группировок — острейший и срочный вопрос безопасности, потому что, когда где-либо прольется кровь десятков человек, спасать страну будет уже поздно. И значит, нужно менять целый ряд законов и сам дух национальной политики. Многих переполошило выдвижение в президенты — то ли в шутку, то ли всерьез — запрещенного в служении священника Иоанна Охлобыстина. Да, церковные правила однозначно баллотироваться ему не позволяют. Однажды он выбрал между пастырством и актерством, теперь надо выбирать между священством и политикой. Но не случайно многих «зацепили» его слова о том, что нашей политической жизни не хватает концепции, философии, идеи. Без всего этого никакая политика и никакое государство не состоятся. Жизнь ради спокойствия, ради сытости, ради некоторого количества материальных благ и развлечений — верный путь к быстрой смерти. Смерти нации под сапогами тех, у кого идея и высшая цель найдутся. Пусть настоящие политики, не желающие быть бюрократами, торговцами или шутами, ответят на вызов вакуума идей и целей, в котором России дышать больше нечем. И это не в последнюю очередь поможет верующим людям с добрым чувством и чистой совестью прийти на избирательные участки.
Образование и Православие / Патриархия.ру |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2275 |