Опубликовано 31.07.2011 в рубрике  Новостная лента
 

Ян Гиллан о своей вере в Бога и о 40-летии рок оперы "Исус Христос -суперзвезда"


40 лет «Иисус Христос» водит людей по музыкальной пустыне…
12 июля исполнится сорок лет с того дня, когда в Питтсбурге состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда»

 
12 июля исполнится сорок лет с того дня, когда в Питтсбурге состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда»

Музыкальный обозреватель «ВП» Михаил Садчиков вспоминает о том, что значила эта рок-опера для молодежи СССР, какое влияние она оказала на развитие отечественной рок-музыки.
Впоследствии журналистская судьба подарила ему встречи с создателями оперы — Уэббером, Райсом и исполнителем партии Христа Яном Гилланом. Публикуем отрывки из интервью.

В начале 70-х, когда в Советский Союз сквозь железный занавес проникла рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (сначала привозили пластинки с Запада, потом их тут же переписывали на магнитофоны), она воспринималась как абсолютное новаторство, музыкальная революция. Ну и конечно, поражала сама тема. В Советском Союзе религия не запрещалась, но образ Христа был слишком возвышен, свят, а в английской рок-опере Христос неожиданно представал как живой, молодой герой, страстный и ранимый. Очень удачным было и название: суперзвезда — это слово тогда тоже казалось чем-то новым, полузапретным (в СССР звезд не было!), эффектным, особенно в применении к Христу.

В пластинке «Иисус Христос — суперзвезда» имелся вкладыш с либретто. Для многих молодых людей он стал настоящим учебником английского языка.
Особый восторг вызывал тот факт, что партию Христа записал не кто иной, как Ян Гиллан — лидер суперпопулярной в те времена группы «Deep Purple», то есть рок-голос целого поколения.
«Христос» породил массу последователей и подражателей. Александр Градский написал рок-оперу «Стадион», Андрей Богословский — рок-оперу «Алые паруса», Александр Журбин — зонг-оперу (а по сути, конечно же, рок-оперу) «Орфей и Эвридика».

Советские меломаны по крупицам находили сведения об авторах «Христа». Оказалось, они молоды, и это тоже вызывало восторг. Как и то, что Эндрю Ллойд Уэббер пытался соединять классику и рок (тогда это тоже было модно, ново!).
…Каково же было мое удивление и некоторое разочарование, когда журналистская судьба свела меня с Ллойдом Уэббером (в 1986 году он приезжал в Петербург на симфонический фестиваль со своим «Реквиемом») и я не увидел в глазах композитора искры, заговорив с ним о «Христе».


Прямая речь

Эндрю Ллойд Уэббер:
— Надо же! Неужели ее до сих пор помнят? Прошло ведь столько лет… И почему именно «Христос»? А чем рок хуже или лучше остальной музыки? Я берусь доказать, что интонации рока присутствуют даже в музыке Шостаковича.
Неужели у вас неизвестна «Эвита»? Во всем мире эта опера пользовалась куда большим спросом, чем «Христос». После Бродвея ее поставили в 60 театрах. Я никогда не жаловался на отсутствие работы, сочинял не только мюзиклы. В начале 70-х (то есть сразу после «Христа») написал «Вариации для виолончели и рок-ансамбля». Спустя десять лет переоркестровал их в «Вариации для симфонического оркестра и виолончели».
Меня чаще всего критикуют за то, что я придаю слишком большое значение мелодии. Да, да, можете себе представить! Для меня мелодия — главное. Причем я уверен, что искать мелодию — дело безнадежное. Она должна рождаться в сознании композитора сама собой. Новомодный же «минимализм», когда музыкальная тема состоит всего из трех звуков, я считаю явлением преходящим. И вот еще что важно — всякой музыке должна быть свойственна национальная окраска. Сердце композитора не может принадлежать всем странам сразу. Когда в Великобритании появились «Битлз», над миром властвовал американский рок-н-ролл. Но Леннон и Маккартни сумели сделать его английским. Вы в России должны сделать рок русским.
Обратите внимание, что большинство людей любит лишь ту музыку, которую они слушали в детстве и юношестве. Потом человек становится ленивым и упрямым, чтобы заинтересоваться по-настоящему чем-то новым.

Тим Райс:
— Грандиозный успех нашей рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» привел когда-то в шок многих представителей классического оперного искусства! Но мы просто пытались высказаться тем музыкальным языком, который знали и любили. Я думаю, «Иисус Христос» достаточно типичная музыка, даже обычная, никакой эпатажности там нет. И либретто — дань традициям. Библейские темы всегда хорошо ложатся на музыку. Немало мюзиклов основываются на священных историях. Опере повезло еще и с тем, что по ней была снята очень достойная киноверсия, что удается не так часто. Все-таки мюзиклы — жанр прежде всего театральный.

Ян Гиллан:
— Когда я был мальчишкой, я ходил в церковь. Пел в церковном хоре. И я испытываю некоторые трудности в связи с «модернизацией» понимания того, что всегда являлось добродетелью и социальной структурой. Я верую в совершенно простые вещи. Я верую в Бога.
Я думаю, моя работа в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» определилась, когда у меня появились проблемы в сцене со снятием с креста. Там дело было не в самом пении, а скорее в актерской игре. Уже ближе к самому концу я сказал Тиму Райсу: «Давайте дорепетируем завтра. На меня все это производит слишком сильное впечатление. Ведь я не профессиональный актер. У меня голова кругом идет». А он ответил: «Ты можешь это сделать. Не думай об Иисусе Христе как о религиозной фигуре. Думай об Иисусе Христе как об исторической фигуре. К примеру, Наполеон. Или Александр Македонский. Или Юлий Цезарь». Таков был наш подход к этой теме. И это помогло мне. Гораздо проще петь, представляя себя Уинстоном Черчиллем, чем Христом, или Мохаммедом, или еще кем-нибудь в этом роде.


Между тем

В СССР мюзикл Уэббера — Райса распространялся с помощью «самиздата» — в основном на магнитофонных пленках.
В советской рок-среде мюзикл был принят восторженно. Его влияние на развитие рок-музыки в Советском Союзе было огромным.
Первым, кто осмелился поставить мюзикл, был известнейший ныне джазмен Алексей Козлов, лидер «Арсенала» (тогда еще полуподпольного). Это случилось в 1974 году (оцените оперативность — всего-то через год после бродвейской премьеры!).

Те, кто слышал мюзикл в оригинале, с симфоническим оркестром и великолепным Яном Гилланом в партии Иисуса, назовут «арсенальского» «Крайста» всего лишь бледной копией. Но сравнивать эти постановки вообще некорректно. Оркестровки были написаны Козловым после прослушивания рок-оперы на магнитофоне «Яуза».
Первый перевод «Иисуса» на русский язык, как гласят рок-апокрифы, был сделан лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко для собственной бабушки. Увы, этот перевод не сохранился.
Премьера первой русской театральной версии мюзикла состоялась в 1990 году в исполнении актеров Театра им. Моссовета.

В том же году состоялась премьера мюзикла в Петербурге, на сцене Театра «Рок-опера».
В 1992 году, когда экономика лежала в руинах, чудом вышла на виниле русская версия рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Главным вдохновителем и организатором проекта был поэт и переводчик Вячеслав Птицын, который трагически погиб вскоре после выхода пластинок.
Партию Иисуса исполнил Михаил Серышев, лидер рок-группы «Мастер».
Татьяна Анциферова (известная как исполнительница песен в фильме «31 июня») выступила в роли Марии Магдалины, Сергей Минаев спел партию Иуды Искариота, Сергей Беликов — Священника.
На рубеже веков рок-оперу поставил Стас Намин силами музыкантов группы «Цветы» на сцене созданного им Театра музыки и драмы.

Вполне возможно, что, не будь «Иисуса Христа», в СССР никогда бы не появились свои рок-оперы. А так, несмотря на настороженное отношение властей к этому жанру, в 1976 году Рыбников и Глушко создали спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а в 1979 году Рыбников и Вознесенский написали рок-оперу «Юнона» и «Авось», поставленную в 1981 году на сцене Ленкома. Спектакль идет до сих пор, и всегда с аншлагом. Так что и у нашей знаменитой рок-оперы круглая дата — 30 лет!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Михаил САДЧИКОВ, Зинаида АРСЕНЬЕВА
http://vppress.ru/tops/40-let-Iisus-Khristos-vodit-lyudei-po-muzykalnoi-pustyne-11173

Читайте также:

17.03.2015 - В.Р. Легойда: Сегодня мы сталкиваемся с вызовом антиинтеллектуализма и оглу ...

10.12.2014 - Владимир Легойда: Зачем заигрывать с символами зла?

02.12.2014 - 4 декабря состоится презентация книги В.Р. Легойды

08.10.2014 - Владимир Легойда. Образование не бывает без воспитания

10.04.2010 - Современная музыка и христианство: точка зрения «Фомы»

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 6801


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031