Опубликовано 06.06.2011 в рубрике  Новостная лента
 

Сколько времени нужно оглашать?


Этот вопрос встает перед каждым священником или катехизатором, который начинает это непростое, но благодатное дело — катехизацию взрослых людей. Может быть, ограничиться огласительными беседами в течение одной-двух недель или месяцев? А может, необходимо вести оглашение до реальных изменений в жизни катехуменов, вообще не обращая внимания на сроки? Как решался этот вопрос в древности и как он может решаться сейчас? Наталья Адаменко отвечает в своей статье на эти актуальные вопросы современной церковной жизни.

 
Прежде всего, стоит отметить, что в традиционных святоотеческих школах катехизации (Римской, Александрийской, Иерусалимской и др.) этапы катехизации[1] имели различную продолжительность. И, как правило, вначале это был длительный подготовительный этап – оглашение «слушающих», и довольно короткие (несколько недель) и интенсивные этапы перед крещением и непосредственно после него. В древности через этот подготовительный этап проходили все члены Церкви за редким исключением[2]. Вообще, тогда оглашение взрослых было довольно длительным и напряженным процессом, который требовал и от оглашаемых, и от Церкви много сил. Но и сейчас людям очень трудно входить в суть христианства, даже если они уже решили поменять что-то в своей жизни, им всегда требуется достаточно длительное время, чтобы соотнести всё в своей жизни с волей Божьей и изменить в ней то, что нужно изменить. Атеизм, язычество, суеверия, в которых и которыми жил человек до обращения, пронизывают всю ткань жизни. Это и привычки, образовавшиеся с детства, и образ мыслей, и образ жизни, и сложившиеся отношения с людьми.

Духовная реальность, которая традиционно называлась оглашением «слушающих» или первым (предварительным) этапом оглашения, всегда присутствует в жизни человека, приходящего в Церковь, независимо от его подготовки и других факторов, как-то: возраста, социального положения, уровня образования. В нормальном случае – это всегда некоторый промежуток времени между выраженным желанием человека креститься (или войти в Церковь) и признанием Церковью оглашаемого готовым к Таинству Крещения (воцерковления). Мы знаем, что длительность этого этапа для взрослых людей в древности была примерно 3 года[3], в наших условиях такое часто кажется недостижимым. Конечно, сейчас этот срок может быть сокращен, но полное отсутствие такого важного этапа в духовной жизни человека ничем не оправдано, ведь нельзя просто игнорировать церковную традицию, так бережно сохраненную в Предании Церкви. Да и по опыту современной церковной жизни известно (и многие священники могут это подтвердить) что, если желание креститься взрослого человека, предварительно не наученного вере и жизни христианской, сразу же удовлетворяется, то Таинство Крещения часто остается бесплодным, и человек потом в церковь так и не входит.

Что же должно было происходить в жизни «слушающих» за это довольно длительное время? Они обретали опыт христианской жизни, то есть жизни в послушании Богу через деятельное исполнение заповедей, через общение с христианами, общую молитву, чтение и слушание слова Божьего с катехизической (большей частью этической, нравоучительной) проповедью. В этот период жизни оглашаемые приносили «плоды, достойные покаяния», то есть искореняли смертные грехи[4], обретали личный непосредственный духовный опыт в молитве. Также им было необходимо избавиться от «обычных» грехов (сквернословие, ложь, воровство), вредных привычек (алкоголь, азартные игры) и одновременно приобрести навык общей молитвы, посильной благотворительности и милосердия по отношению к другим людям.

В древности именно на деятельном милосердии оглашаемых делался особый акцент. После того как подготовительный этап оглашения завершался, поручители (крестные) свидетельствовали о том, что их поручаемые действительно изменили жизнь: оставили грехи, принимают участие в жизни церковной общины, помогают конкретным людям[5]. Как замечает дьяк. Павел Гаврилюк: «Три года в огласительной школе были испытательным сроком, в течение которого от язычника требовали отказаться от многих дурных привычек, покаяться в грехах прошлого и принять решение жить согласно Христову учению. Огласительная школа была местом, где люди в первую очередь познавали любовь Божью и сами учились любить»[6]. Прошедшие первый этап оглашаемые переходили на второй этап катехизации – они уже непосредственно готовились к Таинству Крещения.

Конечно, речь не идет об автоматическом переносе или простом механическом повторении форм и сроков оглашения, существовавших некогда в Церкви, в сегодняшнюю церковную жизнь. Да это и невозможно сделать, даже если бы было такое желание. Но учитывать основные задачи разных этапов оглашения, заложенные некогда в этих формах и сохраненные для нас в Предании Церкви, необходимо, как необходимо собирать и изучать опыт оглашения современных «слушающих» в Православной Церкви.

На первом этапе оглашения существует несколько основных задач – это серьезное покаяние и исправление жизни, слушание и исполнение Слова Божьего, обретение опыта Церкви как реальности общей жизни и обретение опыта церковной молитвы и др. Рассмотрим же задачи подготовительного этапа катехизации подробнее.

Покаяние

В своей книге «Вступление в церковь» прот. Николай Афанасьев описывает, каким должно быть покаяние перед крещением: «Покаяние должно быть полным – действительной переменой всей внутренней жизни желающего вступить в Церковь. Эта внутренняя перестановка должна найти выражение и во внешней жизни. Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в сознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни»[7].

Всецелое, серьезное покаяние означает, что оглашаемый не только узнает о грехах и соглашается, что «это, действительно, плохо», но начинает с грехами бороться. Но не с абстрактными «грехами человеческими» вокруг себя или даже «грехами человечества», а со своими личными, причем, этическими грехами, т.е. выраженными в поступках и словах, наличие или отсутствие которых можно легко проверить самостоятельно по ветхозаветным заповедям.

Порой оглашаемые склонны делать поспешные выводы и разрывать связи в семье, на работе, с друзьями, потому что они кажутся им «греховными», смущают и искушают их. Да, некоторые отношения в жизни приходится перестраивать, если они не соответствуют христианской и общечеловеческой нравственности, но делать это нужно не спеша, избегая конфликтов (например, лучше зарегистрировать брак, а не расходиться). Здесь очень важна роль и пример поручителей, катехизаторов, пастырей, которые призваны не боясь трудностей и искушений, без насилия, духовно наставлять, исправлять, разъяснять, отвечать на вопросы и являть добрый пример праведной жизни.

Священное Писание

Очень важно научить оглашаемых относиться к Писанию не просто как к источнику информации, полезной и не очень, но как к Слову Божьему, обращенному прямо к нам, верующим. Научить этому можно, если в разговоре по Писанию не просто отвечать на вопросы, но связывать тексты Писания с жизнью оглашаемых, говорить как бы изнутри самих проблем, будучи к ним причастными. Ведь «Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»[8] не только для оглашаемых, но и для оглашающих, о чем никогда не стоит забывать. К сожалению, выполнения этой задачи сейчас достичь особенно трудно, потому что и в обществе, и в современной «клиповой» культуре отсутствует навык внимательного, вдумчивого отношения к любым текстам, а не только к священным. Везде царит внешний, разлагающий подход, при котором и на оглашении часто происходит лишь поверхностное знакомство с текстами Писания (а в дальнейшем, по инерции, – с догматами и с Таинствами). Но нужно постепенно вводить оглашаемых в дух и смысл Писания (и Предания), учить прилагать его к своей жизни, как это делалось в огласительных школах древней Церкви.

Как отмечает дьяк. Павел Гаврилюк: «Язычники должны были сделать своей всю величественную и трагическую историю спасения, начиная от сотворения мира, через главные события Торы и Пророческих книг, до явления Иисус они узнавали о том, что Бог, в отличие от безжизненных идолов, является Творцом всего мира, что Он принимает деятельное участие в судьбе человека и в истории. Язычникам предлагалось стать частью этой истории, равно как и частью Нового Израиля, Церкви»[9]. Для решения этой задачи современным взрослым оглашаемым нужно самостоятельно читать Писание и размышлять о нем, а также слушать в храме на богослужении чтения вместе с катехизической проповедью-поучением[10]. Конечно, для внимательного прочтения основных книг Ветхого завета и Евангелий требуется достаточно много времени, за неделю или пару месяцев это сделать невозможно.

Церковь как реальность общей жизни

В катехизической литературе слова «катехизация» и «воцерковление» часто употребляются как синонимы совершенно неслучайно, ведь любовь к Богу невозможно себе представить без любви к человеку, а веру в Бога – без веры в человека, и научение христианской вере и жизни немыслимо без вхождения в среду христиан, без общения с ними. «Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы»[11]. Во время оглашения люди не только познают Любовь Божью во Христе и «прививаются»[12] через нее к Богу, но и соединяются друг с другом, входят в духовное общение. Они узнают друг в друге и в других членах Церкви братьев и сестер, которых можно и нужно любить и о которых можно заботиться.

Именно тогда, в этом бескорыстном общении и делах милосердия, Церковь становится для них реальностью новой жизни, а не просто религиозной организацией с отправлением культа. Не стоит много писать о том, какое негативное действие на ищущих людей оказывает именно такой образ Церкви: равнодушной, бюрократической, формальной организации. И в прошлом и в настоящем нашей Церкви мы знаем немало примеров, когда именно формальный, а не церковный и не личностный подход к людям оттолкнул их и от Церкви, и от Бога.

Надо заметить, что уже во время первого, подготовительного этапа оглашения катехумены охотно откликаются на призывы деятельно помочь друг другу, своим ближним, соседям. Но везде нужна мера и здравый смысл: иногда оглашаемые целиком погружаются в делание добрых дел и благотворительность, что само по себе хорошо, но если это происходит в ущерб их духовному труду, то может явиться искушением для них.

Церковная молитва

Если опыт личной молитвы (не просто чтение молитвослова или других молитв, а именно личной молитвы – обращения к Богу) в какой-то мере есть у всех верующих людей, и на него можно опираться катехизатору, то опыт общей молитвы, молитвы церковной отсутствует у большинства оглашаемых и приобретается с большим трудом. Если в древней Церкви особых проблем с научением оглашаемых общей молитве не было, то современным оглашаемым первого этапа довольно трудно участвовать в богослужениях. Порой им сложно даже просто войти в храм и перекреститься, потому что мешают атеистические предрассудки (особенно людям среднего и пожилого возраста), им не понятен язык богослужения, они не понимают его смысл. Очень важно, чтобы богослужение стало для оглашаемых живой молитвой, живым общением с Богом, а не осталось малопонятным ритуальным действом, которое нужно лишь аскетически «отстаивать», не особо вникая в его смысл. Важно также дать им понять, что церковная молитва — это когда мы молимся все вместе об одном и том же, а не каждый о своем. Лишь постепенно, со временем, при постоянных усилиях катехизаторов и поручителей оглашаемым открывается сила и смысл общей церковной молитвы, приходит понимание её особого языка, чина, особой красоты и образности. По наблюдениям катехизаторов[13], в среднем оглашаемым первого этапа требуется сейчас от полугода до года, чтобы научиться молиться в храме вместе с другими людьми, причем этот срок сильно зависит как от церковного опыта человека, так и от ритма посещения им богослужений.

Апологетика веры и Церкви

Несмотря на то, что сейчас положение Церкви в обществе изменилось: восстанавливаются храмы и монастыри, издаются православные газеты, журналы, книги, заметно присутствие Церкви в СМИ, отношение большинства людей к Церкви по-прежнему остается негативным или равнодушным. Большей частью это – наследие десятилетий антирелигиозной пропаганды, но на нее в последние годы наслоилось еще влияние современной секулярной цивилизации. Людям, приходящим в церковь, часто кажется, что они уже все знают о ней, но они знают вещи формальные и внешние, совершенно не догадываясь о сути веры и о жизни в Церкви.

Вера вообще, а вера в Церковь (а значит – и вера в человека) особенно, сейчас нуждается в новой апологетике. Не в «тупой» апологетике по принципу «у нас всё хорошо» или «святые отцы уже всё сказали», а в апологетике разумной, вдумчивой, смелой. В том числе сейчас крайне необходимо сразу, на первом же этапе оглашения, соотносить веру и разум, веру и науку. В частности, не уклоняться от «вечных» вопросов о смысле жизни и смысле истории, от «трудных» вопросов теодицеи и антроподицеи. Сейчас наука не настолько антирелигиозна, как раньше, ученые порой сами ставят вопросы о смысле жизни дерзновеннее, чем любые богословы. И обсуждение этих вопросов в научной среде проходят открыто, многопланово, интересно. Церковь порой оказывается позади, не участвует в этих дискуссиях, хотя именно это способствовало бы выработке нового апологетического языка.

Важно также просто общаться с людьми на огласительных встречах, выслушивать их и отвечать на их вопросы (а не читать лекции), как это было всегда в катехизической традиции Церкви. Не случайно в истории катехизации известно много катехизисов, написанных именно в форме вопросов и ответов, а также в форме бесед и диалогов. Очень важно на огласительных беседах создавать открытое пространство для диалога, чтобы люди могли бы высказать все свои сомнения, страхи и получить ответы на свои вопросы. Именно в этом, подлинно церковном пространстве и преодолевается одиночество человека, ведь «Церковь – это тайна преодоления одиночества»[14]. Необходимо достаточно длительное общение с катехизатором, помощниками, священником, чтобы человек открылся, чтобы у него появилось доверие к Церкви, к верующим людям. Только тогда возможно подлинное воцерковление человека на конкретный приход, в конкретную церковную общину, и катехизация тогда не воспринимается людьми как скучная «обязаловка», которую нужно пройти «для галочки» или «для справочки». Интересно, что в начале первого этапа оглашения для катехуменов типично желание поскорее его завершить, а по мере познания воли Божьей, с одной стороны, и греха и зла в своей жизни – с другой стороны, у них появляется стремление «оттянуть» или «отложить» завершение первого этапа катехизации и начало второго. Поэтому катехизаторам необходимо проявлять и мудрость, и твердость, если это необходимо[15].

Только после этого этапа диалога, познания воли Божьей и исправления жизни, можно всерьез говорить о концептуальных вещах: о сотворении мира, жизни и человека, об истории спасения, о Таинствах, о догматах. И тогда, например, догматы Церкви становятся для новых ее членов не просто умственным знанием, а самой жизнью, а введение в Таинства — не просто изъяснением обряда и краткой инструкцией по подготовке к ним, а началом новой жизни. Конечно, невозможно составить какую-то универсальную методику катехизации, идеальную схему с указанием точных сроков и необходимых этапов, которые подходили бы всем без исключения. Всегда будут случаи исключительные, будет молодежь и пожилые, больные и умирающие, пришедшие из других религий и конфессий, к которым требуется особый подход. Да и церковные условия пока не всегда и не везде позволяют организовать полноценную катехизацию. Но изучать и обобщать существующий в Церкви опыт катехизации и богатейшее наследие святых — катехизаторов, апологетов, учителей и богословов — крайне необходимо.

В частности, изучению существующих практик оглашения была посвящена богословско-практическая конференция «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"», которую проводил 25-27 мая 2011 года в Москве Свято-Филаретовский институт.


[1] Подробнее об этапах катехизации см. в книге дьяк. Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви». М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 2001.

[2] Таким исключением были, например, «клиники» (от лат. clinici—постель, ложе) - оглашаемые, спешно крещенные в постели во время болезни, угрожающей их жизни.

[3] «Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться». Апостольское предание. 17.

[4] За которые в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь.

[5] «Пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела?» Апостольские постановления. 20.

[6] Павел Гаврилюк, дьяк. «История катехизации в древней церкви» - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 2001. С. 77.

[7] Николай Афанасьев, прот.Вступление в церковь. М.: «Паломник». 1993. С. 66.

[8] 1 Тим 3:16.

[9] Павел Гаврилюк, дьяк. Указ. соч. С. 34.

[10] Из-за того, что оглашаемые именно на этом этапе допускались к слушанию Слова Божьего в церковном собрании, их и назвали «слушающими» (лат. audientes, audutores).

[11] Хомяков А.С. Церковь одна. Режим доступа: http://www.vehi.net/khomyakov/cerkov.html (дата обращения 20.05.2011).

[12] Ин 15:1-6.

[13] «Господи, научи нас молиться». Режим доступа: http://www.psmb.ru/vera_bez_del_mertva/missija_i_katekhizacija/biblioteka_missionera_i_katekhizatora/opyt/statja/gospodi-nauchi-nas-molitsja/ (дата обращения 20.05.2011).

[14] Фудель С.И. «У стен Церкви» / «Христианский собеседник», вып. 32-34, 1997 г. «Свет Православия». С. 3

[15] О причинах обычая откладывать крещение на неопределенный срок в IV веке см. в указ. соч. дьяк. Павла Гавлюка. С. 151-152.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Адаменко Н.А., портал Богослов.ру

Читайте также:

30.01.2014 - Катехизация после крещения: Трудный путь облечения во Христа

04.01.2011 - Святейший Патриарх Кирилл: Недопустима практика совершения Таинства Крещени ...

26.07.2010 - Рекомендации и инструкции. «Об организации катехизической деятельности Русс ...

03.03.2010 - Как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещени ...

02.09.2009 - В Екатеринбургской епархии запрещено крестить людей без предварительной кат ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2701


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031