|
||||||||||||||
Реставрация мозаичной Феодоровской иконы сопровождается неожиданными открытиямиРеставрация знаменитой мозаичной Феодоровской иконы Божией Матери, которая проходит в Санкт-Петербурге, сопровождается неожиданными открытиями. Даже вернувшись к первоначальному облику, Феодоровская мозаичная икона сохранила множество загадок. Оригинальных картонов художника Емельянова начала ХХ века не сохранилось: в процессе восстановления этого редкого памятника мозаичного искусства специалистам предстояло сделать несколько неожиданных открытий. "Утрат было более 50 процентов. То есть, там даже не было смальты. Мы просто ходили по лесам, и цвет определяли по остаткам", - говорит иконописец Светлана Богатова. Нехарактерные жесты и неканонические цветовые решения. Мастерская мозаичистов Фроловых выполняла Царскосельский заказ перед Первой мировой войной. На работе в полной мере отразились веяния модного стиля модерн. На мозаичном полотне около 40 фигур. С уверенностью назвать каждого святого не могут даже иконописцы. "До сих пор это остается для многих загадкой. Такого образа Феодоровской нигде нет", - комментирует Светлана Богатова. Явленная в Костроме в XIII веке, Феодоровская икона Божией Матери прочно связана с историей рода Романовых. Образ сопровождал Михаила Федоровича в период избрания на царство. Именно в честь Феодоровской иконы, выходя замуж за русских цесаревичей, немецкие княжны получали отчество Федоровна. Государев собор в Царском Селе с момента закладки был объектом особой заботы императора. Вполне вероятно, что фигуры предстоящих на мозаичной иконе подбирались по принципу соименности членам венценосной семьи. В художественном отношении царскосельская мозаика знаменует расцвет возможностей мастерской Фроловых. "Здесь на синем фоне 8 оттенков, на облаках 22 оттенка. Представьте себе, вот таких вот блёклых оттенков целых 22", - говорит художник-мозаичист Игорь Лаврененко. Площадь мозаичного панно - 26 квадратных метров, 18 из них к концу ХХ века оказались в изуродованном состоянии. Причины прозаичны: революция, войны и в большой степени - бытовой вандализм. Реставрация верхних фрагментов панно и фактическое воссоздание нижнего уровня началась около 2 лет назад. Одна из главных проблем состояла в поиске смальты необходимых оттенков. "Материал смальта немножко сложнее для повтора и не всем по зубам. И самое главное, повторить сам материал нужно так, чтобы он совпал с первоначальным ", - рассказывает художник Виктор Шершнев. Для Виктора Шершнева и Александра Голомазова работа на Феодоровском соборе - этап, сравнимый с эпопеей восстановления мозаик Спаса-на-Крови. На прежние объемы мастера не надеются - задача момента сохранить качество и единообразие. "Единообразия желаемого нет вообще в городе. Поспешность ? это называется бесовское поспешание", - считает Игорь Лаврененко. От реставрационных лесов Феодоровская икона освободилась несколько дней назад, но культурного шока у гостей Царского села это явление не вызывает. Чаще у храма можно услышать, - "красиво, но так же было всегда". Возможно, это лучшая оценка труда реставраторов.
Образование и Православие / Седмица.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3358 |